Еще одна очень интересная статья, опубликованная в 1991 году в музыкальном журнале «Making Music». Она была посвящена выпуску нового альбома Queen «Innuendo» и включала обширное интервью с Брайаном Мэем. Эту публикацию мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.
Queen празднуют свою двадцатую годовщину в этом месяце, вместе с выпуском своего четырнадцатого альбома под названием "Innuendo". Всегда невероятно яркая, эта группа демонстрирует постоянную любовь к грандиозным жестам, выпустив в качестве сингла заглавный трек продолжительностью шесть с половиной минут. В редком интервью "Making Music" Брайан Мэй рассказал о новом альбоме Queen, о своей деятельности вне группы, а также о том, какие музыкальные влияния он испытал в начале своей карьеры.
«В конце 1990 года Брайана попросили написать саундтрек к постановке "Макбет", продюсируемой компанией "Red Ladder Theatre". Пьеса и музыка к ней получили хорошие рецензии, и на момент написания статьи решается вопрос о внесении шоу в репертуар Вест-Энда.
Где вы записывали музыку?
Брайан Мэй: «В своей собственной студии, которая появилась всего несколько месяцев назад. Я давно собирался это сделать, поскольку у меня было довольно примитивное оборудование. Мне казалось, что альбом Queen вот-вот будет готов, и я смогу использовать оставшееся время, что мы забронировали в студии "Metropolis", но ничего не вышло. Поэтому пришлось думать о других путях претворения моих идей в жизнь. Музыка к "Макбету" в этом маленьком помещении, где можно хранить только обувь, звучит по-настоящему прекрасно. Здесь есть небольшое 16-дорожечное устройство "Tascam", что предлагает для вас самые широкие возможности; вы можете достаточно небрежно относиться с уровнями, и в нем нет перекрестных помех, благодаря чему не выходит слишком много шума. И я занимался мастерингом на этом крошечном проигрывателе Sony DAT, который легко помещается в кармане. И, надо сказать, что качество на нем просто потрясающее».
«Здесь все создано достаточно просто, чтобы я мог работать без особых проблем. Я ненавижу слишком много кнопок, и мне не нравится вникать в технические тонкости, потому что, чем больше вникаешь в это, тем больше отдаляешься от музыки».
Как началась ваша работа над театральной постановкой? Насколько я знаю, это первое ваше сотрудничество с театром?
Брайан Мэй: «Да, я впервые написал музыку к театральной пьесе, и мне это понравилось. Они просто однажды обратились ко мне с просьбой о создании музыки. Им хотелось получить что-то опасное и захватывающее, без предвзятых идей, и я неожиданно согласился. Я работал с актерским составом на репетициях, и они были великолепны, действительно открытыми для идей. Так я смог внести свой вклад во все элементы пьесы, то есть не только в музыку, но и в актерскую игру, и все это развивалось вместе».
Вам хотелось бы продолжить создавать музыку для кино и театра?
Брайан Мэй: «Думаю, что да. Мы писали музыку к фильмам в качестве группы, но в итоге я сам сделал очень многое из того, поскольку обычно именно я больше всего увлекаюсь этим. Да, мы занимались "Горцем" и "Флэшом Гордоном", но над "Макбетом" трудился только я. Можно сказать, что я написал это как партитуру к фильму, но она не может быть статичной, потому что пьеса идет с разной скоростью каждый вечер».
«Итак, если здесь кто-то решит сделать более длинную паузу между репликами, вы должны быть готовы к этому. Думая об этом, я сделал довольно быструю перезагрузку на альтернативных компьютерах, и все подключено так, что в нужный момент это останавливается, а для действительно коротких изменений у нас есть семплер, который мне любезно одолжили в "Roland". Таким образом, все это похоже на гибкий ковер, который простирается под пьесой».
Как вы оцениваете получившийся результат?
Брайан Мэй: «Я держал в голове эти идеи, которые должны были воплотиться в результат, с самого начала работы. Мы прошли все репетиции и предварительные просмотры, и все наконец-то завертелось, но тем не менее я был недоволен этим. Я по-прежнему придумывал новые реплики и вставлял их в программу. Каждый вечер я давал указания оператору, советуя ему обратить внимание на время и на то, что те или иные уровни были неправильными. Кроме того, мы контролировали все помещение, так что это шестиступенчатая система регулирования. Есть три пары говорящих. И вы можете разместить материал где угодно и постепенно перемещать его. Это очень здорово, потому что пьеса полна сверхъестественных событий».
«В тех местах, где есть магия, скрывается много зла. Когда Макбет говорит: «Это кинжал, что я вижу перед собой», вы не можете держать кинжал в воздухе, поэтому все обыгрывается музыкой».
Когда вы начали писать новый альбом?
Брайан Мэй: «Около девяти месяцев назад. Мы отправились в Монтре, Швейцарию, где у нас есть маленькая студия, и поработали там с продюсером Дэвидом Ричардсом около двух недель в качестве начала, чтобы посмотреть, как пойдет процесс. Именно так мы обычно и делаем. Мы довольно часто склонны думать, что лучше всего просто играть вместе, не держа в голове слишком много навязчивых идей. Редко бывает так, что мы располагаем достаточным материалом в начале работы в студии; идеи есть, но формируются они, когда начинается активная работа над ними. Обычно у нас есть два-три дня, чтобы просто поиграть, найти нужное звучание, снова почувствовать друг друга. Далее мы продолжаем работать с несколькими треками и приходим к мысли, что есть отдельные фрагменты, которые постепенно соединяются друг с другом».
Насколько новая пластинка отличается от предыдущих?
Брайан Мэй: «Это весьма непростой альбом. Некоторые треки похожи на то, что мы делали на экваторе нашей музыкальной жизни, например, в период "A Night at the Opera", где было много различных наложений и сложностей. Это всегда занимает много времени – здесь нельзя идти короткими путями. Но однажды это чуть не убило меня, поскольку я работал и над другими вещами, в том числе над саундтреком к "Макбету".
"Innuendo" – заглавный трек, и он одним из первых пришел тогда нам на ум; в нем есть ритм в стиле болеро, и это очень необычная песня. Это будет первый сингл с нашего альбома. Это немного рискованно, но тут ты либо выигрываешь, либо терпишь крах. У него очень приятное звучание и настроение, и в процессе работы мы придерживались этого».
Кто написал "Innuendo"?
Брайан Мэй: «"Innuendo" постепенно создавалась всеми нами, однако далеко не каждая песня выходит подобным образом: например, в процессе создания тяжелого трека "Headlong" я провел в студии около двух дней, размышляя над определенными вещами. Я думал о своем сольном альбоме, об альбоме Queen, и я написал "Headlong" и "I Can’t Live with You", которые остальным ребятам понравились. Они были полны энтузиазма в отношении этих песен, поэтому мы решили включить их в альбом Queen. Треки были более или менее закончены, когда группа приступила к работе над ними.
Есть также много других вещей, таких как песня под названием "Ride the Wild Wind", которой в основном занимался Роджер. Он многое держал в голове, и в итоге все было сделано так, как он хотел. Еще есть трек под названием "The Hitman", который тоже весьма неоднозначен по своему появлению и подходам. Обычно в такие моменты один из нас говорит: «Правильно! А теперь я собираюсь сделать из этого трека настоящую песню». В случае с "Headlong" это был я, в "Innuendo" за лирикой в основном следил Роджер. Всегда кто-то должен решить, о чем будет песня, и в данном случае это был Роджер».
Какое гитарное оборудование вы использовали в процессе записи?
Брайан Мэй: «Я по-прежнему пользуюсь гитарой (думаю, это происходит в 98% случаев), которую мы с отцом сделали вместе, и старыми усилителями Vox AC30. Сейчас они делают несколько новых, очень хороших моделей, которые выполнены в старом стиле с использованием компонентов очень высокого качества. Именно это мы и использовали в процессе работы. Кроме того, появилось новое устройство под названием Zoom – это очень маленькое цифровое устройство, которое легко крепится к поясу. Это похоже на "Rockman" (гитарный усилитель для наушников. – Прим. пер.), но сделано в цифровом формате и является абсолютно бесшумным. Они звучат почти как комнатные усилители. И я использовал кое-что из этого на некоторых треках».
Вместо AC30?
Брайан Мэй: «Вместе с ними. Забавно, но я по-прежнему не вижу замены AC30 по части создания ритмичного звучания. Обычно базовые треки записываются с помощью "живых" усилителей, а потом уже идут различные наложения».
Отец Брайана подарил сыну первую в жизни пластинку "Rock Island Line" Лонни Донегана (выпущена в 1956 году, когда Брайану было 9 лет), когда купил семейный проигрыватель. Первой музыкой, которую сам Брайан купил для себя, стал сингл давно забытой группы Johnny Duncan & His Bluegrass Boys. Но действительно ли скиффл вдохновил этого юного новичка взять в руки гитару?
Как вы начали играть на гитаре?
Брайан Мэй: «Мой отец играл на гавайской гитаре. Он был очень опытным игроком, в стиле Джорджа Формби. Старые записи Джорджа Формби действительно потрясающи. В каждой из его песен, которые очень необычны и забавны, всегда есть момент, когда он кладет свою гавайскую гитару рядом с микрофоном и шумит в этом замечательном ритме, который перекликается с ритмом песни. Для меня это было невероятно, и со временем я научился это делать, используя свои пальцы для создания различных ритмов».
На гавайской гитаре?
Брайан Мэй: «Да, так что это можно считать началом моего ритм-стиля на гитаре. На самом деле я многому научился на основе этого. Потом был Томми Стил, хотя позже я узнал, что он исполнял не так уж много материала. Но меня действительно поразил его радикальный подход к делу. Тогда я совершенно не понимал, как это делается. Раньше я замедлял воспроизведение пластинок и пытался разобраться с "воспроизведением одной ноты", как я это называл. В то время мне было всего семь, и я думал: «Когда я вырасту, то смогу играть эти отдельные ноты так же хорошо, как мелодии». У Джонни Дункана был гитарист, который тоже принадлежал к этой небольшой группе очень опытных людей, которые несколько опережали всех остальных, как Джеймс Бёртон в работе с Элвисом и The Everly Brothers. В то время в мире, пожалуй, было с полдюжины людей, которые могли играть этот материал, который был по-настоящему невероятным и ослепительным.
Я просто находил это везде, где только мог найти, копировал, увлекался и с несколькими школьными друзьями, которые увлекались тем же, участвовал в соревнованиях, где мы выбирали, кто из нас лучший музыкант на данный момент. А потом появились The Shadows, которые вернули общий интерес к инструментальной музыке. Тогда я был немного снобом по отношению к ним, что было вполне объяснимо. На самом деле вы всегда реагируете так, как реагирует ваша группа сверстников, так что в то время по-настоящему крутыми считались Чак Берри и Бо Диддли, а вот Хэнк Марвин – нет, потому что он играл вещи попроще. Тогда я уже знал, что его манера игры была медленнее, чем у других, но по-своему прекрасна, если учитывать каждую ноту.
Я многому научился у Хэнка Марвина и действительно испытываю огромное уважение к этому парню. Недостаточно просто попасть в ноты, так как они должны звучать великолепно и оказывать на вас определенное влияние».
Какая у вас была в то время гитара?
Брайан Мэй: «Я играл на акустической гитаре, которую мне подарили на день рождения и для которой я сделал звукосниматель. Она была подключена к нашему радио и воспроизводилась через него. Это была задумка моего отца, который был инженером-электронщиком. Так она стала электрогитарой.
Вскоре после этого я увидел Клэптона, играющего с The Yardbirds. Обычно они играли в окрестностях Ричмонда, что было весьма недалеко от того места, где я жил. Позже я увидел его с Cream, и он действительно оказал на меня большое влияние. Когда же я впервые увидел Хендрикса, то чуть не умер! В то время я думал, что неплохо играю на гитаре. Но вот я увидел Хендрикса на концерте, организованном Брайаном Эпстайном в поддержку The Who. Кто-то из моих друзей сказал, что я обязательно должен услышать этого парня Хендрикса, который был потрясающим. Вначале я думал: «Он не может быть настолько хорош». Однако я пошел и когда увидел его, мир уже не мог быть прежним. Этот парень был действительно лучшим из всех, кого я когда-либо видел! В этот момент я вернулся в статус ученика в музыке. Другим парнем, оказавшим на меня влияние, был Джефф Бек, которым я всегда восхищался и до сих пор восхищаюсь».
Значит, вы видели его с The Yardbirds?
Брайан Мэй: «Да. Я видел его во всех его группах. Я давно взял за правило видеться с Джеффом Беком так часто, как только могу. Он невероятен. Как раз в тот момент, когда вы думаете, что все уже сделано, появляется Бек и снова делает по-настоящему удивительные вещи! Не думаю, что кто-то в этом плане может приблизиться к нему. Вы всегда вспоминаете медленный трек "Where were you" с альбома "Guitar Shop", когда он выдает просто невероятные ноты. Я думаю, что этот трек – самая красивая вещь, которая когда-либо была написана на гитаре. От этого действительно захватывает дух».
Какие альбомы вы тогда слушали?
Брайан Мэй: «Хендрикса, The Beatles. Я все еще испытываю огромное чувство к The Beatles и до сих пор слушаю их. Это чистое вдохновение: что касается мелодий и мастерства в создании великолепных пластинок, то они не имеют себе равных. Я думаю, что очень скоро люди снова вернутся к этому. Их "White Album" действительно потрясающий, и это стало началом продюсерского материла, которым люди занимаются сейчас.
Люди часто спрашивают нас: «Как вы это делаете?» Раньше мы все слушали Beatles и не могли поверить в то, что они делали. Они прокрутили единственную ноту на стереосистеме, заставили другую ноту исчезнуть и появиться в другом месте. И мы занимались тем же, что и они: обработкой, вокальными гармониями, аранжировками и так далее. У нас это хорошо получалось, и я до сих пор этим занимаюсь».
На каких электрогитарах вы в то время играли?
Брайан Мэй: «Тогда я не мог себе это позволить. У нас не было денег, и я обычно одалживал что-то у своих друзей, у которых тоже было не так много денег. У них были такие вещи, как Selmer, Hofner Colorama, Hofner V3, копии Stratocaster и Gibson. Затем мой друг Вилли Хэмилтон добился успеха в своей группе и купил Gibson SG или ES2, что издавала чудесный, совершенно невероятный звук.
Итак, мне пришлось самому сделать гитару. Мы с отцом взялись за её создание, и на это ушло примерно два года; это сработало, и я все еще играю на ней. В течение этого времени я ничем больше не пользовался, только некоторыми дополнительными эффектами, чтобы получить тот или иной звук».
Вы создали гитару из красного дерева?
Брайан Мэй:«Да, плюс что-то из старой мебели, мотоциклов и другого мусора».
Как вы создали звукосниматели?
Брайан Мэй: «Я сделал их в самом начале из магнитов и намотанной проволоки. Они были весьма неплохи, но, к сожалению, все магниты были расположены по оси север-юг, поэтому, когда вы сжимали струну, она издавала очень забавный шум».
В каком году вы закончили создание этой гитары?
Брайан Мэй: «Я думаю, что в 1965-м, поскольку я играл на ней за несколько лет до Queen».
Она была похожа на копии Guild?
Брайан Мэй: «Поначалу версия Guild была весьма хороша, но позже они внесли несколько изменений, которые далеко ушли от оригинала. То был момент, когда наша дружба с ними закончилась».
Поэтому они больше их не делают?
Брайан Мэй: «Да. Через некоторое время я расторг контракт. Тот факт, что они мне не заплатили, к тому моменту не имел особого значения. Были разные проблемы, но теперь все выкупили Randall, фирма, производящая усилители, и они кажутся вполне хорошими людьми. Я поговорил с ними, и они выразили желание сделать для меня новую версию, возможно, даже коллекционную, которая будет лучше, чем предыдущая».