Найти тему

Стражи метамодерна

Пройдя через спасение планеты и семьи Питера, "Стражи галактики" решили спасти енота. Попутно нам рассказали предысторию Ракеты и вновь погрузили в перипетии супергеройской космооперы. Но ценен фильм не этим, а тем, что является ярким симптомом перехода современной культуры от злого постмодерна к доброму мету.

Создатели берут как бы серьёзную тему - проблема отношения Создателя и Творения, справленная моральными дилеммами и жутковатыми кибер-зверюшками. При этом, они ни на секунду не воспринимают её серьёзно, напротив, все визуальные отсылки вписаны в темп кадров так, чтобы вызывать как минимум ухмылку, а персонажи-отсылки ведут себя как явные комик-релифы (чего стоит один Адам местного пошива). И вот, казалось бы, клеим ярлык постмодерна, потому что цитаты и ирония над сложными вопросами, но вот только ирония какая-то странная.

-2

"Стражи галактики" всегда были фильмами как будто даже детскими. Персонажи аляповатые, шутки строятся на простых архетипах, темп у всего бешеный, чтобы нельзя было заскучать, но вот к третьей части эта детскость выходит на новый уровень. Ребёнок теперь не столько целевая аудитория, сколько сам автор, которому выдали набор героев и разрешили делать всё, что он захочет. Автор выключил в себе всё то, что делало его серьёзным 50-летним дядей, и стал играть ими как в куклы (ну, или солдатики).

Отсюда и возникает самое главное достоинство фильма - то, что он является фильмом в полном смысле этого слова. Если просто пересказать сюжет со всеми его поворотами, то в лучшем случае, слушатель мало что поймёт, а в худшем объявит его детской рассказкой. Но перед нами фильм, и сюжет идеально ложится на динамику монтажных склеек, чередующихся сцен и взаимодействие между музыкальным и визуальным рядом. Как бы парадоксально это не звучало - перед нами "чистый кинематограф", который может существовать только как фильм.

Результатом становится кино, в котором наивно пересказанная "философская" проблематика заворачивается в привлекательную обертку. И если в смысловом плане ловить здесь особо нечего, то вот как пример эстетики (уже, видимо, зрелого) метамодерна, "Стражи галактики: Часть 3" даже претендуют на своё место в истории.