Найти в Дзене
Мир глазами историка

Предтечи Русской весны: Игорь Шафаревич и его "Русофобия"

Оглавление
Это не ошибка, Игорь Ростиславович Шафаревич по своей первой научной профессии математике. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Это не ошибка, Игорь Ростиславович Шафаревич по своей первой научной профессии математике. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

От математика к историку и философу

Академик и диссидент Игорь Ростиславович Шафаревич фигура среди старшего, но не старого поколения почти легендарная. Математик, закончивший физмат МГУ накануне войны в 1940 году экстерном за 2 года, поступив туда 15-летним выпускником средней школы. В 1942 году уже защитил кандидатскую, а в 1946 году стал доктором наук. С 1958 года член-корреспондент Академии наук СССР, а с 1991 года — академик РАН по секции математики, механики, информатики. А ещё Шафаревич И. Р. член множества иностранных академий, в 2003 году он в протест против американского вторжения в Ирак вышел из Национальной академии наук США. Кстати, родился Игорь Ростиславович в г. Житомир 3 июня 1923 года. Так что в этом году 100-летний юбилей.

А потом, как многие "вундеркинды" той эпохи, Игорь Шафаревич оказался среди тех, кого впоследствии обозначат как диссидентов. Вначале никакой антисоветчины и антикоммунизма в протестном движении совсем или почти не было. Наоборот, чем шире становилась полемика среди интеллигенции как в легальных изданиях, так и в самиздате, тем сильнее проявляла себя русская идея как явление, чуждое и марксизму, и либерализму.

Обложка сборника "Из-под глыб", изданного в Париже в 1974 году. Фото с сайта "Википедия"
Обложка сборника "Из-под глыб", изданного в Париже в 1974 году. Фото с сайта "Википедия"

В 1955 году Игорь Шафаревич участвовал в подписании так называемого "Письма трёхсот" против главенства в научном дискурсе Лысенко Т. Д. и его соратников. В 1968 году — в подписании "Письма девяносто девяти" в защиту Есенина-Вольпина А. С. В 1974 году стал одним из авторов изданного по инициативе Солженицына А. И., который тогда ещё воспринимался как русский национал-патриот, сборника статей "Из-под глыб". В него вошли 3 замечательные статьи Шафаревича И. Р. : "Социализм", "Обособление или сближение?", "Есть ли у России будущее?". Вышел тогда этот сборник в Париже в издательстве YMCA-Press, а потом был перевод на другие языки.

Опубликованы у Шафаревича И. Р. и более масштабные труды. Серьёзное концептуальное исследование "Социализм как явление мировой истории" в том же 1974 в самиздате. В новой России Шафаревич И. Р. продолжил свои исторические и историософские изыскания, вылившиеся в публикации: "Российский кризис" (1992), "Русский народ на перелом тысячелетий" (1997), "Духовные основы российского кризиса XX века" (2001), "Трёхтысячелетняя загадка (История еврейства из перспективы современной России)" (2002), "Русский народ в битве цивилизаций" (2011). Всё это помимо общественной деятельности и сотрудничества с занявшими патриотическую позицию журналами "Наш современник" и "Молодая гвардия". Вообще, Игорь Ростиславович Шафаревич являл собой яркое подтверждение тезиса, что талантливый человек талантлив во всём. В отличие от других прославившихся и, видимо, неплохо подзаработавших на своих фейковых трудах по "новой хронологии", титулованных математиков Носовского Г. В. и Фоменко А. Т., Игорь Шафаревич добился в истории и философии, пожалуй, не меньших успехов, чем в математике. Успехов не в смысле хайпа, а смысле освоения и этой отрасли знания. Интересно высказался об Игоре Ростиславовиче деятель русского национал-патриотизма, кандидат физик-математических и доктор политических наук Андрей Савельев:

В каком-то смысле, Игорь Шафаревич — это антипод академика Сахарова, который настоящую науку променял на публицистику и изложение идеологических доктрин, не основанных на русской традиции и гуманитарной науке, о которой он не имел ни малейшего преставления. Академик Шафаревич, не менее почитаемый в профессиональной среде, тоже перешел в сферу политической публицистики. Но в этой сфере он показал себя, как человек знающий проблемы, о которых он писал, как человек, который не разменивался на пустяки и не лез в политику с заявлением своих позиций только потому, что ему предлагают трибуну.

Одним словом, добросовестность математика Шафаревича И. Р. в амплуа историка и политического философа не вызывает сомнений.

"Русофобия"

Самым известным и самым знаковым произведением Игоря Ростиславовича было эссе "Русофобия", вышедшее в свет в 1982 году в самиздате. Легально в России впервые было опубликовано в 1989 году в журнале "Наш современник" и сразу вызвало широкую полемику, причём критика порой шла с самой неожиданной стороны. Ничего подобного читающая публика не видела, хотя, вполне возможно, многие смутно ожидали. Да и само слово "русофобия" практически не употреблялось. Это сейчас оно стало едва ли не одним из самых употребляемых в политическом дискурсе, а тогда Игорь Шафаревич не просто выявил некое явление, а дал ему почти исчерпывающее определение, выяснил происхождение и даже предсказал перспективы.

Обложка одного из изданий книги "Русофобия". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Обложка одного из изданий книги "Русофобия". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Вкратце сюжет эссе "Русофобия" таков. Автором была отмечена одна тенденция: в среде политэмигрантов из СССР и диссидентов в самом Союзе, а также западных советологов настойчиво проводился набор идей, концептуально сложившихся в одну идеологию. В 1960-е - 1970-е годы распространялась эта идеология в основном всё в той же диссидентско-эмигрантской среде, но постепенно приобретала популярность среди советской интеллигенции и рассчитана была на то, чтобы внедриться в массовое сознание в самое ближайшее (1980-е - 1990-е) время. В основе этой идеологии 3 главных тезиса: а) у русских в крови рабское преклонение перед властью и агрессивная боязнь всего прогрессивного, поэтому вместо нормальной гражданской истории в России была череда кровавых тиранов от Ивана Грозного до Сталина, которых русские любят из-за своего рабства в крови; б) русские не способны адекватно оценивать свою историю и свои перспективы, потому их национальная спесь рождает мессианство — стремление подчинить весь мир своим бредовые идеям от Москва — третий Рим до мировой социалистической революции; в) попытки России строить свой национальный проект обречены, потому что русские сами способны только быть либо в анархии Смуты, либо в тоталитарном строе, для успешного развития нужно отбросить амбиции и присоединиться к цивилизованному (западному) миру и принять его ценности. И это не историческая, ни культурологическая или политологическая концепция, а именно идеология, для которой важно не столько соответствие выводов фактам, сколько идейное подчинение аудитории. Ключевые фигуры, привлекшие особое внимание автора, изнутри знакомого с диссидентским движением:

1) Г. Померанц — советский востоковед. В сталинское время был арестован. Свои исторические общественные взгляды он излагал в сборниках работ, распространявшихся в Самиздате, а потом изданных на Западе, а также в лекциях и докладах на семинарах. Несколько его статей появилось на Западе в журналах, издаваемых на русском языке.
2) А. Амальрик учился на историческом факультете МГУ, потом сменил ряд профессий. Вскоре после опубликования указанной выше работы был арестован и осуждѐн на три года, а когда срок почти отбыл — вторично осуждѐн лагерным судом. После заявления, разъясняющего его взгляды, был амнистирован и эмигрировал.
3) Б. Шрагин — кандидат философских наук. Был членом КПСС и даже секретарѐм своей организации. Опубликовал под различными псевдонимами ряд статей в Самизадате и за границей. За подписи под несколькими письмами протеста был исключѐн из партии и эмигрировал. В эмиграции участвовал в сборнике "Самосознание" и писал в эмигрантских журналах.
4) А. Янов — кандидат философских наук и журналист. До эмиграции был членом КПСС и любимым автором журнала "Молодой коммунист" . После эмиграции — профессор университета в Нью-Йорке, советолог. Опубликовал большое число работ в англо- и русскоязычных журналах и газетах.
5) Р. Пайпс (Пипес или Пипеш) — выходец из Польши, американский историк. Считается ведущим специалистом по русской истории и советологом. Ближайший советник бывшего президента Рейгана.
6) А. Краснов (А. А. Левитин) — церковный деятель, принимавший в 20-х годах активное участие в движении "обновленцев", направленном на раскол православной Церкви: был секретарѐм руководителя этого движения А. Введенского. После того как движение «обновленцев» сошло на нет, вернулся в православную Церковь, в связи
с его церковной деятельностью был арестован. В 1960-е годы протестовал против массового закрытия церквей при Хрущѐве. Был вновь арестован и осуждѐн на 3 года. Отбыв срок, эмигрировал. В нескольких работах развивает
идеи объединения христианства с социализмом.
7) Л. Плющ — марксист, но критически относящийся к некоторым сторонам советской жизни. Написал несколько работ в этом духе, был членом "инициативной группы по охране прав человека". Был арестован,
признан невменяемым и помещѐн в психиатрическую больницу. Его арест вызвал широкое движение на западе (…) Плющ был освобождѐн, эмигрировал и продолжает развивать на Западе свои марксистские взгляды.
(авторские сноски по изданию 2005 года, издательство "Эксмо")

Кстати, и Пайпс, и Янов, и Амальрик, и Померанц в постсоветское время попали как обязательно упоминаемые авторитетные авторы и в кандидатские и докторские диссертации, и в школьные учебники.

Далее Шафаревич И. Р., опираясь на анализ исторических фактов и явлений, опроверг мнимую обоснованность русофобских тезисов. А потом приступил к рассмотрению происхождения русофобский идеологии и социальной её подпиткой. И здесь Игорь Ростиславович использовал применённый ещё Огюстом Кошеном при изложении истории Великой французской революции термин — "малый народ". Правда, при применении к российским реалиям нельзя было обойти участие в русофобском движении советских этнических евреев. Это вызвало ожидаемый всплеск совершенно необоснованных обвинений в антисемитизме. Но, как говорится, из песни слова не выкинешь.

Но прежде этого Шафаревич И. Р. ввёл перед определением малого народа как настоящего движителя революции как социально-политической катастрофы тезис о двух взглядах на процесс развития общества — как общественного организма, политическая надстройка которого должна руководствоваться пониманием этой органичности; и как общественного механизма, политическая надстройка которого свой произвол может оправдывать любым внешним фактором: божество, научный подход, партия и т. п.

Выбор той или другой из этих концепций формирует людей двух разных психологических типов. Приняв первую точку зрения, человек чувствует себя помощником и сотрудником далеко превосходящих его сил. Приняв вторую — независимым творцом истории, демиургом, маленьким богом, а в конце концов —насильником. Вот на этом-то пути и возникает общество, лишѐнное свободы, какими бы демократическими атрибутами такая идеология ни обставлялась.
 (Шафаревич И. Р. "Русофобия")

Проводя изыскания о происхождении идеологии русофобии, Игорь Шафаревич пришёл к выводу, что проявление её как господствующей среди так называемой прогрессивной интеллигенции во второй половине ХХ века вовсе не уникально. Подобная картина происходила, например, и в 1920-е годы, и основными рупорами её служили те же этнические элементы. В этом отличие явления "малый народ" как движущей силы русской революции в отличие от французской.

 А события, развернувшиеся в последние десятилетия прошлого столетия, доказали, насколько был прав в своих предположениях Игорь Ростиславович Шафаревич.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.