Найти тему

Как называли месяца дни и годы предки Узбеков перевод статьи из газеты Самарканд. ссылка внизу

Месяцы, название дней недели и название годов - рассказывает об истории наших предков

Названия «январь», «февраль», «март» и другие месяцы, используемые во многих странах мира, в том числе и в Узбекистане, носят имена древнегреческих и римских богов. Кроме того, используемые в Узбекистане и других странах Средней Азии названия года (мучал) взяты из Китая, а дни недели - из персидского и арабского языков. Однако возникает обоснованный вопрос, как называли эти месяцы и годы предки древних тюркских народов, особенно узбеков, и почему эти термины сегодня забыты.

Сегодня календарь, определяющий даты, месяцы и годы в мире, называется «григорианским календарем». Этот календарь был введен в 1582 году священником Григорием XIII. Григорианский календарь начал использоваться на территории бывшего Советского Союза, и в том числе Узбекистане, начиная с 18 февраля 1918 года.

Календарь по хиджре использовался в арабских странах, наряду с другими странами, где большинство населения составляют мусульмане, в Туркестане до начала 20 века. Известно, что календарь Хиджры исчисляется от года переселения Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение) из Мекки в Медину и соответствует 16 июля 622 года по григорианскому календарю. В свою очередь, календарь хиджры делится на хиджры-лунный и хиджра-солнечный календари. Лунный календарь Хиджры идет в следующем порядке:

Мухаррам (запретный) — месяц, в который запрещены сражения и кровопролитие.

Сафар ("желтеющий") - это месяц, когда арабы отправляются в путешествие или на войну, а когда они идут на войну, их поля желтеют от отсутствия ухода.

Рабиуль-авваль – начало осени.

Рабиус-ахир - вторая осень или конец осени.

Джумодул-аввал ("ранние заморозки") - этот месяц совпал с началом зимнего сезона.

Жумадул Ахир- вторые заморозки.

Раджаб означает вынуть стрелу из лука, в этом месяце также запрещена война.

Шаабан («Рассеяние») – Войны, остановленные в месяц Раджаб, возобновлялись, и все шли на войну.

Рамадан ("сильная жара") - первый месяц Рамадан, считающийся священным для мусульман всего мира, назван так потому, что совпадает с самыми жаркими днями в году. В то же время некоторые исламоведы утверждают, что священный месяц назван так потому, что мусульмане «сжигают» свои грехи в Рамадан.

Шавваль («поднятие хвоста») — это время, когда верблюдов отлучают от груди и поднимают хвосты.

Зулькада ("сидячий") - это месяц, когда арабы остаются на одном месте, никуда не уезжали.

Зуль-хиджа («хозяин хаджа») — в этом месяце арабы отправлялись в хадж-путешествие.

Следует отметить, что лунный календарь по хиджре зависит от появления Луны, а год состоит из 354-355 дней. Поэтому месяцы в этом календаре могут соответствовать разным временам года. Календарь года по хиджре-солнечный отсчитывается от 21 марта 622 года и его продолжительность составляет 365-366 дней. По календарю хиджри-солнечнего месяцами являются хат (рыба), хамал (овца), савр (корова), джадзо (близнецы), саратон (рак), асад (лев), сумбула (дева), мезон (весы), акраб (скорпион), каус (стрелец), джадди (козерег) и далв (ворона).

До принятия ислама древние тюркские народы пользовались двенадцатилетним тюркским календарем, названным в честь животных. В истории неясно, кто первым использовал двенадцатилетний календарь, названный в честь животных. Однако существуют предположения и гипотезы, что этот календарь мог быть перенесен от тюркских народов Средней Азии к другим народам. Поэтому необходимо более глубоко изучить представления о том, что упомянутый выше 12-летний животный календарь (мучал) распространился из Китая на другие народы. Среди тюркских народов существует множество мифов и легенд о создании календаря, названного в честь животных. Махмуд Кошгари рассказал историю об одном из них. Согласно легенде, давным-давно один из тюркских ханов пожелал узнать, когда же случилась некая война. Однако точное время войны ему никто не мог назвать. Чтобы не допустить подобной ситуации в будущем, хан предлагает составить 12-летний календарь на основе 12 лун и 12 созвездий и присвоить каждому году названия животных. После этого хан приводит животных к реке и называет годы по их быстроте плыть по воде. Таким образом, согласно тюкскому календарю, годы располагаются в следующем порядке: Барс, Кролик, Дракон (или Рыба), Змея, Лошадь, Коза (овца), Обезьяна, Курица, Собака, Свинья, Мышь и Корова. Этому 12-летнему календарю до сих пор следуют многие тюркские народы, особенно в Узбекистане, и он называется мучал.

Надгробие, воздвигнутое в честь Бильга-хокана, древнего турецкого памятника, содержит следующую информацию: «Мой отец Хан умер в двадцать шестой день десятого месяца года Собаки. Я оплакивал его двадцать седьмого (дня) пятого месяца года Свиньи. Как видно из процитированного текста, тюркские народы называли месяцы порядковыми номерами. Тогда каждый месяц имел свое название и характеристики. При этом год делился на 24 сезона по 15 дней в каждом. Каждый сезон делится на три под сезона по пять дней каждый.

День определялся движением солнца и назывался «кон» «кун» (день, солнце). У тюркских народов Юрта служила часами. Дверь юрты была построена лицом на восток, а оборудование внутри было размещено в определенном порядке. Когда солнце взошло на длину лошадиной уздечки, его свет освещал внутреннюю часть круглого отверстие в юрте. В это время скот гнали в поле. Было обеденное время, когда солнечный свет достигал северной части юрты. Когда солнце удалялось к северу от юрты шли смотреть за новорожденными телятами. Наконец, когда солнце освещало внешнюю сторону отверстие в в юрте и скрывалось из виду, это означало, что солнце село за уздечку лошади, скот был возвращен с поля в хлев, а коровы подоены.

После введения ислама на территории Туркестана государственные учреждения работали по календарю хижра, но в народе широкое распространение получил тюркский, а затем и узбекский календарь. В частности, по сведениям историка Яхьяхана Дадабоева, восстановившего названия месяцев и дней недели на узбекском языке в период Коканского ханства, месяцы года на узбекском языке назывались следующим образом:

Оз (лето) — 22 марта — 20 апреля.

Ут йокмас -Без огня то есть не зажигай огонь – 21 апреля – 20 мая.

Коккунак или Кокок (название птицы, которая приятно поет в полях и садах) - 21 мая - 21 июня.

Олтин Козик Золотая свая — 22 июня — 22 июля.

Сорча - 23 июля - 22 августа

Кирк куйак - 23 августа - 23 сентября

Кокичоп - 24 сентября - 22 октября

Карача - 23 октября - 22 ноября

Казан - 23 ноября - 21 декабря

Кантар — 22 декабря — 19 января.

Окланг — 20 января — 18 февраля

Кунтугар — 19 февраля — 21 марта.

Кроме того, Яхёхан Дадабоев упомянул названия дней недели на чистом узбекском языке, и они были названы так:

Бош кун (понедельник)

Сок кун (вторник)

Жул кун (среда) - выбранный день для путешествия.

Киндик кун (четверг)

Бешин кун или отна (пятница)

Буш кун (суббота)

Пиртак (воскресенье) - базарный день на древнетюркском языке.

.

Названия названных выше месяцев и дней недели имели разные варианты в зависимости от разных родов, жителей регионов и диалектов. Например, по другому источнику, январь - учок, февраль - соба, март - куклам, апрель - чечак, май - елвизак, июнь - кункизар, июль - кунёнар, август - домизлик, сентябрь - кузак, октября - урим, Ноябрь – йигим, декабрь – казан.

Из приведенной информации видно, что в древности наши предки обладали достаточными астрономическими знаниями и на основе этих знаний определяли и называли год, месяц, неделю, день и час. Однако в результате исторических процессов эти термины были забыты и заменены терминами из других языков. На наш взгляд, необходимо восстановить и сохранить исконную турецкую или узбекскую форму таких терминов и передать их будущим поколениям, используя их в нашем языке. Потому что такие термины говорят о нашей истории, духовности, культуре, знаниях и потенциале наших предков и помогают нам понять нашу идентичность.

Бекзод МУСУРМАНОВ

https://www.facebook.com/100063736162905/posts/712398940894638/

-2
-3