Цветное стекло, используемое ремесленниками по всему миру на протяжении тысячелетий, является одним из древнейших видов искусства. Его происхождение восходит к 7 веку, когда витражи начали украшать церкви, соборы и монастыри, часто представляя религиозные символы и библейские истории. В 8 веке они распространились на исламские мечети и дворцы, а в средние века их можно было найти в бесчисленных церквях по всей Европе. Сложная обработка стекла достигла максимального великолепия в монументальных зданиях готического периода, в результате чего получились гигантские, сложные окна с чрезвычайно сложными фигурами, узорами и геометрией.
Однако прошли те времена, когда это было зарезервировано исключительно для известных культовых сооружений или древних сооружений. Рука об руку с инновационными методами производства и новыми технологиями цветное стекло вернулось в современную архитектуру, украсив бесчисленные здания своими смелыми, живыми оттенками. На протяжении многих лет цветное стекло меняло свой внешний вид, переходя от детализированных, традиционных и несколько старомодных форм к в основном простым, минималистичным и элегантным дизайнам, которые соответствуют современной эстетике. Но помимо каких-либо визуальных изменений, он также изменился в своем изготовлении. Первые люди, которые экспериментировали со стеклом, не имели никакого контроля над его цветом, но в конце концов узнали, что добавление определенных веществ в расплавленную смесь приведет к получению разных тонов при охлаждении. Это было началом витражного стекла, но, конечно, это не единственный способ включить цвет. Итак, как сегодня производится цветное стекло? Основные приемы можно сгруппировать в два: тонирование самого материала или добавление к нему цветного слоя. По сути, тонирование достигается путем введения в стекло оксидов металлов или металлических порошков. Каждый ион металла поглощает свет определенной длины волны, что означает, что стекло приобретает определенный оттенок в зависимости от типа металла. В то время как оксид кобальта создает глубокий синий цвет, хлорид золота дает рубиновокрасный, а оксид урана - флуоресцентный желто-зеленый тон и так далее. В отличие от древних времен (и благодаря современной химии), процесс достаточно точен и рассчитан, что позволяет получить практически любой цвет и облегчает массовое производство. На самом деле, теперь даже возможно создавать специальные эффекты с помощью цвета. Например, радужное и дихроичное стекло изготавливается из тонких слоев оксидов; в то время как первое создает эффект радуги, второе отображает разные тона в зависимости от угла обзора или условий освещения.
Другой метод окраски включает использование тонированной оконной пленки. Тонкий материал обычно изготавливается из полиэтилентерефталата (ПЭТ), термопластичной полимерной смолы семейства полиэфиров, и может быть профессионально прикреплен к внутренней или внешней поверхности стекла. Когда речь заходит о многослойном стекле, которое используется во многих архитектурных приложениях из–за его прочности, обычно между стеклянными панелями устанавливается промежуточный слой из поливинилбутирала (PVB). Это не только служит защитой, удерживая разбитое стекло на месте в случае поломки, но и предлагает разнообразные эстетические и творческие возможности. Благодаря современным межслойным технологиям системы PVB выпускаются в тысячах цветов, толщин и прозрачных пленок, придавая живой вид любой форме многослойного стекла. Независимо от способа окрашивания, цветное стекло обеспечивает функциональные и эстетические преимущества, что объясняет его возвращение в качестве тенденции современного дизайна. С одной стороны, оно обеспечивает большую конфиденциальность, чем традиционное прозрачное стекло, уменьшает блики, поглощает тепло и может блокировать вредные ультрафиолетовые лучи, что повышает энергоэффективность. Цветные прослойки PVB в многослойном стекле, например, могут уменьшить ультрафиолетовые лучи на 99%, значительно сократив расходы на отопление и охлаждение и защитив мебель от повреждений. И все это при сохранении неотъемлемых преимуществ стекла, таких как его прозрачность, пригодность для вторичной переработки, устойчивость к атмосферным воздействиям и способность принимать сложные формы. С другой стороны, эстетическая ценность материала совершенно очевидна. Как универсальная, настраиваемая форма искусства, цветное стекло позволяет свету проникать в пространство через потрясающие оттенки цвета, создавая привлекательные тени и интересные узоры, которые придают любому пространству неповторимый колорит. Благодаря сбалансированному количеству цветов (слишком много может быть подавляющим) стекло может создавать игривую, динамичную обстановку, которая, как было доказано, даже улучшает настроение пользователей и вызывает эмоциональные реакции, часто вызывая чувства радости, оптимизма, спокойствия или энергии. Это может украсить даже самые простые помещения, придавая их дизайну и архитектуре яркие тона. Цветное стекло открывает множество творческих возможностей: от простых и утонченных комбинаций для минималистичной обстановки до ярких и замысловатых дисплеев для более смелых дизайнерских решений. Он также может быть использован в широком спектре архитектурных решений, включая окна, балюстрады, перегородки и фасады, которые, несомненно, производят сильное (и красочное) впечатление.