Найти тему
ТыжИсторик

Шотландская ведьма в короткой рубашке, русский писатель Ефремов и гонки под парусами

Всеволод Л.

Суббота, а, впрочем, и в любой день недели, и в любое время суток хорошо посидеть, с чашечкой хорошего чая, так сказать посиборитствовать. Вкушать крепкий чай, наслаждаясь его запахом. Смотреть в окно, на море, и о чём-то думать.

Фото моё.
Фото моё.

В эти минуты появляются мысли, лёгкие, как чайки над водой и их очень трудно уловить. Но мне эту идиллию портит нечто, чего-то не хватает на горизонте. А мысли уносят в детство, когда зачитывался приключенческими книгами о морях, мужественных искателей приключений. И конечно же, парусники! Вот тут я начал понимать, чего не хватает в этой морской идиллии – белых парусов (а вот шуточек о красных труселях парусах не надо). Так же, как и питерские развлечения на выпускной школьников и школьниц мне не интересны.

Сделав глоток чая, я снова обратил свой взгляд на море, на горизонт, за которым скрывается что-то интересное, и явно лучшее, что меня окружает, а иначе зачем мужики пёрлись фиг знает куда. На мой взгляд, было только три причины: любопытство, деньги и сбежать от жен. Уверен, последнее надо ставить первым, ну это шутка… или нет. Жду комментариев.

Клипер. Эх, как жаль что такая красота исчезла с морских просторов. Источник: Яндекс.Картинки
Клипер. Эх, как жаль что такая красота исчезла с морских просторов. Источник: Яндекс.Картинки

В середине XIX столетия по волнам морей и океанов побежали чайные клиперы. Как обычно, все началось с денег, вернее, с моды. В Великобритании полюбился новый напиток, завезенный из Китая – чай. Вскоре чайные церемонии стали не хуже, чем в Поднебесной, откуда и привозили чайную заварку, простите, листья. Но проблема, а куда же без них, торговые суда шли от Китая до гордого острова с джентльменами, много месяцев, иногда даже год. За это время драгоценный товар отсыревал, пропитывался запахами трюма. Когда вожделенный чай получали, то он был покрыт плесенью. Протухший товар никто не хотел покупать, торгаши несли убытки. Хотя говорят, что все равно они умудрялись впаривать этот некачественный товар. Но увы, по-настоящему озолотиться не получалось.

Тогда стали думать, как ускорить доставку столь ценного и капризного груза. И тут случился один из первых ярких примеров промышленного шпионажа. Окунемся в волны истории. Когда Ост-Индская компания, ага, государство в других государствах, потеряло монополию в торговле с Китаем, то их менеджеры начали искать выход из создавшегося сложного положения. Акционеры требовали прежних доходов, а их не было. Кто виноват, этот вопрос никого не интересовал. А вот на «что делать», надо было быстро найти ответ.

Клипер "Катти Сарк". Источник: Яндекс.Картинки
Клипер "Катти Сарк". Источник: Яндекс.Картинки

В 1849 году американский клипер «Ориентал» всего за 81 день доплыл от Гонконга до Британии. Купцы заинтересовались новым видом парусных судов. Конечно, многое зависело от погоды, например, на следующий год уже пришлось бороздить морские волны уже 97 суток, но все равно, это было быстро, чай не успевал протухнуть. Англичане смекнули, надо строить свои клиперы. Закипела работа не только судостроителей, но и шпионов. На верфи Блэкуолла, где парусник проходил техобслуживание, они сняли мерку со всех важных частей судна. После этого промышленного шпионажа на британских верфях заложили первые клиперы. Англичане внесли свои улучшения, все же опыт у них был огромный.

«Гончие псы» так называли в Англии новые суда. Они успевали за три-четыре месяца доплыть из Китая и привезти вожделенный ароматный груз.

Джентльмены и джентельменихи радовались и придумывали все новые и новые правила к чайной церемонии. На мой взгляд, довели они это дело до абсурда. А на верфях строили все новые и новые клиперы, которые вскоре стали называть чайными. И это уже было реальным делом. Кстати, кроме чая из Китая много чего вывозили, очень востребованным среди уставшей от жизненной суеты стихоплетов, писателей и прочей т.н. элиты, был opium, Эта зараза даже в Россию перекочевала, и всплеск «серебряного века поэзии», произошел именно благодаря веществам, расширяющим сознания. Кроме этого доставляли почту, шерсть из Австралии и много чего еще. Вот только пассажиров возили редко.

Уже слышу голоса, а почему в России не строили клипера? Кто виноват? Почему? Не хотели вражины, пускали российский флот на дно и прочее. Но успокою, возьмём книгу К.М. Станюковича, сделаем глоток чая, откроем рассказ «Американская дуэль» и в первом же абзаце читаем:

«Чайка», красавец военный трехмачтовый клипер, слегка накренившись, несся под всеми парусами с попутным, ровных зюйд-вестом, напрвляясь из Гонолулу, на Сандвичевых островах, к берегам Калифорнии, в Сан-Франциско».

Хотя добавлю ложку критики, «Чайка» была не совсем клипером, а парусно-моторным судном, но уже к концу XIX столетия многим стало понятно, паруса, это, конечно, хорошо, но против паровых машин на угле, увы, даже клиперам уже было не угнаться.

Вот такие мысли бродили в голове, пока пил чай и смотрел на море, выискивая взглядом хоть один парус. И как музейщику, вспомнился самый известный и растиражированный даже в рассказах клипер «Катти Сарк».

Кстати, название у клипера переводится как «Короткая рубашка, была у шотландцев такая ведьма по имени Нэн. Позже клипер купили португальцы и сменили нахвание на «Феррейру». Потом владельцев было много, пока судно не оказалось у отставного капитана Уилфреда Доумена. Он восстановил первоначальный вид клипера и на нем стали учиться молодые моряки.

Иван Антонович Ефремов, писатель-фантаст. Источник: Яндекс.Каратинки
Иван Антонович Ефремов, писатель-фантаст. Источник: Яндекс.Каратинки

Этот клипер единственный, которое дожил до нашего времени, даже есть музей, хотя специалисты обязательно скажут, что клипер «Фермопилы» так никто не смог обогнать, но «Катти Сарк» до сих пор радует посетителей музея. Кстати, во многом, благодаря русскому писателю Ивану Ефремову, когда его одноименную повесть перевели на английский, то эта история клипера всколыхнула весь мир.

«Клипер-мечта должен … легко нести свои паруса и скользить по волнам, а не пахать их. Как прекрасен был бы танец на верхушках волн! Нестись вместе со свитой пенных гребней, сливаясь с движением ветра.
Внезапно острое воспоминание как молния вспыхнуло в мозгу. Джон Виллис понял, откуда появилось у него представление о скользящем полете. Сорок лет назад он видел картину художника - он давно забыл какого, - изображающую молодую ведьму из поэмы Бернса - Нэн Короткую Рубашку. Вызывающе смеясь, лукавая и желанная, юная женщина неслась в беге-полете над вереском и кочками шотландских болот, ярко освещенная ущербной луной».

С тех пор, пишет Ефремов, образ Нен Короткой Рубашки стал для капитана символом чего-то таинственно-прекрасного, что должно произойти с ним в будущем.

Клипер "Катти Сарк". Источник: Яндекс.Картинки
Клипер "Катти Сарк". Источник: Яндекс.Картинки

Через несколько лет в Лондоне создалось общество сохранения «Катти Сарк». Это неудивительно, всё же это была морская империя. Благодаря усилиям общества судно отреставрировали. В мае 2007 года, как пишут на сайте музея, «британская столица чуть не лишилась музея – пожар уничтожил 80% обшивки и перекрытий». Через пять лет клипер восстановили, на открытии даже была королева Елизавета II. Даже есть виски и станция метро в Лондоне носящие имя шотландской ведьмы.

М, посвященный легендарному клиперу "Катти Сарк", Источник: Яндекс.Картинки
М, посвященный легендарному клиперу "Катти Сарк", Источник: Яндекс.Картинки

Что хочу сказать, и здесь без русского следа не обошлось. И пейте хороший чай, говорят, он очень полезен. За сим раскланиваюсь и пойду поищу еще что-то интересное для читателей ТыжИсторика.

Автору на исследования и литературу: https://yoomoney.ru/to/410018926235150

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой