Найти в Дзене

"Ти, султан, чорт турецький": как запорожцы писали письмо турецкому владыке

Всем известна картина Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы». Другое название – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Считается, что такое письмо было написано кошевым атаманом Иваном Серко с запорожскими казаками в ответ на ультиматум султана Османской империи Мухаммеда IV.

И.Е. Репин. Запорожцы. 1880–1891 гг. Государственный Русский музей.
И.Е. Репин. Запорожцы. 1880–1891 гг. Государственный Русский музей.

Историки обнаружили в середине XIX столетия в Хронографе 1696 года среди антитурецких памфлетов «Список с письма, каков прислан в Чигирин к казакам от турскаго салтана июля в 7 день 1678 году» и «Ответ от казаков из Чигирина салтану». Оригиналы писем не сохранились. И многие исследователи склонны считать, что никакого ответа запорожцев не было.

Впрочем, сначала поговорим об истории письма турецкого султана.

В 1667 году было заключено Андру́совское соглашение с поляками о тринадцатилетнем перемирии. Оно завершило войну России с Речью Посполитой 1654—1667 годов, которую поляки начали из-за добровольного присоединения запорожцев во главе с Богданом Хмельницким к Москве.

По Андрусовскому соглашению Левобережная Украина воссоединилась с Россией, а Правобережная осталась пока за Речью Посполитой. Казачья старшина Правобережной Украины заключила мир с Турцией. Но этого не хотело большинство казаков, и они продолжали совершать набеги на турецкие поселения и караваны.

И тогда султан Мухамед IV предъявил запорожцам нечто вроде ультиматума: прекратить нападать на Османскую империю и сдаться. Письмо начиналось следующими словами:

«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни»...

В общем, получается, если султан владыко всего мира и брат Солнца, то запорожцам вроде как и деваться некуда, кроме как покориться его воле.

Но запорожцы сочинили дерзкий ответ, в котором отвергли власть султана над собой и отказались ему подчиняться. В послании они не стеснялись в выражениях. Оно начинается так:

«Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товариш, самого Люцифера секретар! Який ти в чорта лицар...»

Дальше цитировать текст я не рискну. Но можно догадаться и по первым выражениям, что там запорожцы понаписали, и в каких выражениях и словах.

Было ли действительно написано такое письмо? Или это не более, чем легенда? На сей счет мнений много. Скажу лишь, что вряд ли это послание попало в руки султана.

Теперь о сюжете полотна Репина. В 1878 года Илья Ефимович проводил лето в подмосковной усадьбе Абрамцево, в доме известного мецената Саввы Мамонтова. Радушный и гостеприимный хозяин, сам живший интересами искусства, превратил бывшую аксаковскую усадьбу в своеобразный художественный центр. Как-то за чайным столом на одном из таких дружеских собраний Репин услышал прочитанное кем-то из гостей письмо запорожцев к турецкому султану.

Репин заинтересовался сюжетом и тут же сделал первый карандашный эскиз, который во многом определил композицию будущей картины.

Летом 1880 года он совершает со своим учеником, 15-летним Валентином Серовым, путешествие на днепровские пороги, в места, где некогда была Запорожская Сечь. Пишет там много акварельных этюдов, зарисовывает пейзажи и исторические памятники. Репин также ездил на Кубань.

Над «Запорожцами» художник работал в общей сложности тринадцать лет.

Впервые полотно было выставлено на юбилейной выставке работ Репина в 1891 году, устроенной в Академии художеств по случаю двадцатилетия творческой деятельности художника.

Картина была восторженно принята зрителями и получила высокую оценку у критиков. «Всмотритесь попристальнее,— писал рецензент газеты «Новости»,— вы начинаете понимать, что перед вами не просто веселая компания, а исторические деятели, не эпизод комедии, а исторический момент. Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, куплено бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту».

Особенно Репина хвалили за то, что он сумел передать тончайшие нюансы смеха — от чуть заметной улыбки писаря до раскатистого хохота Тараса Бульбы. Живописец и искусствовед Игорь Грабарь отметил: «Со стороны передачи всех возможных ступеней смеха Репин добился здесь путем длительной, упорной работы и постоянных переписываний и улучшений, таких результатов, что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный "атлас смеха"».

Теперь о прототипах персонажей картины. Репин сделал массу зарисовок и портретов. Среди изображенных на картине: генерал Михаил Драгомиров; профессор Петербургской консерватории Александр Рубец; художник, участник "Мира искусства" Ян Ционглинский; внучатый племянник композитора Михаила Ивановича Глинки; одесский художник Николай Кузнецов; солист Мариинского театра Федор Стравинский, отец композитора; коллекционер и меценат Василий Тарновский; нумизмат, обер-гофмейстер Георгий Алексеев; историк Дмитрий Яворницкий... Есть также сведения, что Репину позировали для картины писатели Гиляровский и Мамин-Сибиряк, художник Мясоедов.

Картина Репина стала весьма популярной. Об этом говорит хотя бы тот факт, что ее сюжет часто использовали в разных вариантах и целях. Например, у Ильфа и Петрова в романе «Двенадцать стульев» в качестве одного из возможных планов Остапа Бендера упоминается «распространение ещё не написанной, но гениально задуманной картины „Большевики пишут письмо Чемберлену“, по популярной картине художника Репина: „Запорожцы пишут письмо турецкому султану“».

А нескольким ранее, в 1923 году, в сатирическом журнале «Красный перец» была опубликована карикатура, изображавшая советских лидеров в позах, аналогичных репинским казакам, пишущих письмо британскому министру иностранных дел лорду Керзону.

Красный перец, 1923, № 6.
Красный перец, 1923, № 6.

А в современном фильме Владимира Бортко "Тарас Бульба" картина Репина оживает в буквальном смысле этого слова...