Если вы действительно хотите узнать, кто и почему скорраптил абсолютно верный Императору и не имевший никаких оснований для предательства легион, то «Легион» — как раз та книга. Впрочем, это именно… та книга. У меня о ней есть немного очень личного мнения. И я не прочь обсудить этот роман подробнее.
Если вы еще не читали «Легион» Дэна Абнетта, 6 по счету книгу Ереси, то вам придется приготовиться к некоторым фундаментальным отличиям этого текста от большинства книг Ереси.
Во-первых, роман повествует не о событиях самой Ереси — незадолго до Давина и обоих Исстваанов и далее вплоть до Осады, — а буквально о конце ВКП. Хорус уже назначен Воителем, но о предательстве помышляют только Несущие Слово (о чем никто и не подозревает). То есть мы имеем дело с предысторией, и — как нам покажется поначалу — читаем всего лишь про очередное рутинное приведение к Согласию. Разве что дается оно изрядным трудом, ну так никто не обещал, что будет легко…
Во-вторых, если вы хотели почитать «про легион», то нет. У Абнетта попросту наблюдаются некоторые сложности с названиями. Как «Сожжение Просперо» повествует об Империуме, о VI легионе, о Никейском эдикте — а о сожжении Просперо лишь вкратце, так и «Легион» повествует в основном об Имперской Армии. ХХ легион показан глазами сторонних наблюдателей: бойцов и офицеров этой самой Имперской Армии, впервые выведенного на арену Вечного Джона Грамматикуса, — и показан, скажем прямо, неглубоко. Нам не дадут внутренней кухни легиона, не дадут описания их главных козырей: разведки, агентурной работы, не дадут даже взаимоотношений легионеров между собой. Альфа-легион останется загадкой для читателя, как остался он загадкой даже для тех, кто с ним оказался связан, — для завербованных им армейцев, Грамматикуса и Кабала.
Разочаровывает ли это? Пожалуй. Оправданно ли это? Да, оправданно. Нам рассказывают о самом таинственном легионе, о легионе, в котором никогда не знаешь, кто перед тобой, о легионе, в котором два примарха, о чем никто не знал до самого конца, о легионе, мотивы, планы и стратегии которого не всегда понятны даже большинству простых легионеров. Показано, с какой легкостью Альфа жертвует и смертными пособниками, и даже собственными легионерами ради сохранения тайны. В «Легионе» она это сделает с размахом — так, что мороз по коже от цинизма этой чудовищной гекатомбы. При этом Альфарий обижается, когда ему ставят на вид его исключительный прагматизм. В отличие от сольника, все, написанное в «Легионе» — не ложь, но правда ускользает из рук. Недаром оперативник легиона твердит на допросе: «Меня зовут Гуртадо Бронци» — потому что он и сам не сможет сказать наверняка ничего, кроме своего имени. И это из низовых звеньев, высшие — те и имя свое вряд ли помнят. Лица — точно нет, потому что в Альфе делают пластические операции…
Возможно, вам тоже было интересно, почему люди соглашались работать на Альфу даже против собственной роты. Да все просто! Слово упомянутому Гуртадо Бронци: «Я не знаю. Думаю, из-за того, что они Астартес. Быть избранным ими, работать с ними ради общего дела, — лично для меня это большая честь. Легионеры — воплощения Императора, которого я обожаю и замыслам которого я посвятил жизнь. Служить им — значит служить Императору. Нет долга выше». В других случаях Альфарии нажимали на заранее прощупанные кнопки: жадность, месть, отчаяние, любопытство, авантюрная жилка — всякий раз они находили подход. Рахсану, например, убедили, что Джон ее использовал…
Зато армию в романе описали тщательно и с массой весьма любопытных подробностей. Армия — это нечто вещественное, не играющее на тайнах. Например, одна из офицерских должностей называется «гетман». В ротах есть уксоры — слабые псайкеры, направляющие боевые действия, и они пользуются авторитетом; это не ИГ сороковника, где псайкера в любой момент могут ухлопать. Одна из выведенных частей практикует настоящую евгенику. В целом нам показывают крайне боеспособные подразделения, которые совершенно не нуждаются в помощи астартес… разумеется, только не в этом случае. Бои затягиваются, и на помощь приходит ХХ легион.
Может быть, эти армейцы, которые никогда не имели удовольствия сражаться вместе с марами, тоже напевали под нос: «Но Император нам пришлет астартес, космодесант шагнет в неравный бой», — я представляю всю глубину их разочарования. Бросить на амбразуры союзников, чтобы отвлечь противника, а потом атаковать его из засады? Устроить атаку, а в ее разгар исчезнуть? Нет-нет, мы читаем не про Железных Рук и не про Темных Ангелов, что вы! Командующий операцией Наматжира (между прочим, фамилия позаимствована у одного известного австралийского художника-пейзажиста) в целом не самый приятный парень (с), но в отношении Альфы он прав: с такими союзниками и врагов не надо. В глубине души я понимаю, почему именно Альфа-легион присоединился к предателям.
Потому что человеческая жизнь для них никогда и ничего не стоила. И Кабал сделал ставку именно на это.
Да, в этой книге на сцену впервые выходит Кабал. И хотя собственно встрече Альфария и представителей Кабала уделено не слишком много времени — в основном рассказывается о подготовительной работе, — выглядят они… впечатляюще. Я, в общем, понимаю, как Кабалу удалось убедить примарха.
А еще в этой книге есть лав-стори. Кончается она, понятное дело, не лучшим образом. Но тут винить Альфу язык не поворачивается: если ты агент при исполнении, незачем отвлекаться на личную жизнь.
Специально для некоторых читателей: уксор Му и Наматжира — чернокожие.
Книга увлекательная, очень хорошая с литературной стороны, с яркими персонажами, с нестандартными сюжетными ходами. Но у меня она оставила гаденькое послевкусие — как и многие другие тексты про Альфа-легион; при этом Абнетт не романтизирует и не оправдывает жестокость и коварство. Эх, не полюбить мне хитрых лазутчиков с их интригами и тайнами…
Но, может быть, они понравятся вам.
Как обычно, с хаосита лайк, с лоялиста коммент... и наоборот.