Найти тему

КАКИЕ АЛГОРИТМЫ И СЮЖЕТЫ ПОДХОДЯТ ДЛЯ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ИГР?

Игровых алгоритмов и шаблонов, по которым можно построить динамики игры (сюжет и сценарий) много. Однако в трансформационных играх используются только некоторые из них. Некоторые не пользуются вниманием незаслуженно. А жаль, на их основе много интересных процессов смоделировать можно. Есть и такие, что — да, плохо подходят для моделирования в трансформационной игре. Попытаемся разобраться.

ИСТОРИЯ

Этот сюжет — один из самых частых в культуре вообще. Люди любят истории, любят их сочинять и рассказывать. История отлично подходит для моделирования трансформации игрока или отыгрываемого им персонажа.Сам процесс трансформации логично отыграть как историю. Есть любимый многими создателями трансформационных игр сюжет «путешествие героя» , есть и другие сюжеты историй. Несмотря на кажущуюся очевидность алгоритмы Историй весьма сложны. Сделать качественную Историю — это мастерство. Вариации и ритмы сюжета, завязки и кульминации, типы сюжета и игровых сценариев, моделирование в Историях становления и трансформации игрока — всё это надо уметь. Да ещё, что бы история была живой, наполненной, бросающей вызов и действительно трансформирующей. В наших обучающих программах по игропрактике и игровому моделированию мы обучаем всем этим тонкостям.

ПУТЕШЕСТВИЕ

Опять же, один из любимых создателями трансформационных игр алгоритмов. Главный нынешний шаблон трансформационных настолок — это перемещение фишки по игровому полю, что является метафорой трансформационного путешествия. Опять же «Путешествие героя». В путешествие можно вплести элементы истории, приключения, сражения, преображения и много чего ещё. А способы и алгоритмы игровых путешествий стоит расширять.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ

Вариативная история с широким диапазоном спонтанных сценариев, где на каждом ходу игроки должны адаптироваться к ситуации, отвечать на те или иные вызовы, игроки сочиняют историю совместно с ведущим. Хороший алгоритм для трансформационной игры, моделирующей жизненные кризисы или управление ресурсами.

КВЕСТ

Это пошаговое приключение, где на каждом шаге игрок должен выполнить всё более усложняющиеся задания. В зависимости от выполнения заданий, игрок получает/теряет ресурсы, переходит на новый уровень либо теряет уровень. Один из любимых алгоритмов компьютерных «стрелялок» и «бродилок». А вот в трансформационных играх данный алгоритм (пока?) используется совершенно недостаточно. Особенно подойдёт Квест, например, для коучинговых игр, мотивационных или для более жёстких игр, типа составляющих мотивационных программ личностного роста и так далее.

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Алгоритм, который очень редко используется при создании трансформационных игр, а жаль. Потенциал Сотворения может быть использован при проработке самоактуализации, работе с ресурсами, в играх на творчество, креатив, работу со сферой личного влияния, проработку достижения целей, карьеры, реализации проектах и много где ещё. Даже в организационно-деловых играх на проектную деятельность. Однако шаблон «поле-фишка-кубик» — мало подходит для игр подобного типа. Для Сотворения мира хорошо подойдёт, например, арт-реквизит или игровой реквизит типа «конструктор», «мозаика», «пластика», «ремесло» и так далее. В деятельностных ролевых играх с игровой экономикой может пойти хорошо, кстати. Интересно, кстати, экспериментировать с Сотворением мира в контексте социального конструирования в стратегических или ролевых играх.

КОНФЛИКТ

Многие ведущие трансформационных игр, особенно — психотерапевты, сторонятся всяких упоминаний об игровых конфликтах. А зря. Хорошо срежиссированный конфликт может обнажить внутренние противоречия, активировать ресурсы, включить поисковую активность, бросить вызов и много чего ещё. Если вы считаете, что в психотерапевтических играх воевать не к месту — так ведь конфликты бывают не только антагонистические (войны различного типа) , но и неантагонистические конфликты, например, соревнования. Или конфликты по системе «челлендж» (вызов-ответ) отлично вписываются в развитие человека и психологическую трансформацию. Собственно, в личностной трансформации подобные конфликты постоянно возникают.Наконец, всегда есть внутренние конфликты, моделировать и прорабатывать которые в психологических играх можно и нужно!

СУД

Я ещё не видел качественно смоделированного Суда в трансформационных играх. А было бы интересно. Суд может, например, тестировать ресурсы или стратегии, выявлять противоречия, делать атрибуцию. Может быть интересно.

Надо сказать и о тех игровых алгоритмах, которые при создании трансформационной игры применить сложно или нецелесообразно.

Такие, как:

ДЕБАТЫ

Этот алгоритм более пригоден для диагностической игры, чем для трансформационной. Дебаты позволяют скорее выявить позицию и определить ситуацию, чем моделировать процесс изменения и динамики, необходимый для трансформационной игры.

РЕТРОСПЕКТИВА

Разве что для игр, моделирующих или позволяющих проработать что-то из глубокого прошлого. И то, серьёзные проработки в исполнении двух-трёхчасовой групповой настолки затруднительны.

ДЕТЕКТИВ

Сложно наладить отыгрыш, далеко не все любят этот алгоритм, а процессы перемен , достижения цели, развития он не моделирует.

Разумеется, это далеко не все алгоритмы. Более подробно мы прорабатываем их в обучающих программах.

Павел Волошин, игропрактик с 12-летним стажем, психолог, прогнозист и персональный стратегический консультант. Кандидат наук, доцент.

https://pavelvoloshin.com