Найти тему
Интерфакс-Россия

Спецрежим для беспилотников

Interfax-Russia.ru — Процедуры организации полетов для гражданских беспилотников упростили в России. В стране растет число территорий с экспериментальным режимом для БПЛА.

В экспериментальном режиме

Минэкономразвития РФ поддержало проект по внедрению в Ненецком автономном округе (НАО) экспериментального правового режима (ЭПР) по эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС). Как сообщила накануне пресс-служба министерства, установление такого режима в НАО планируется уже в этом году.

С соответствующей инициативой выступили ООО "ТС Интеграция" и ряд других компаний. Проект предусматривает возможность применения беспилотников с максимальной взлетной массой более 30 кг для выполнения авиационных работ и воздушной перевозки грузов массой от ста грамм до полутора тонн.

В реализации проекта планируют принимать участие 6 субъектов ЭПР: АО "Эмпаэро", ООО "ТС Интеграция", АО "Эколибри", ФАУ "Сибирский НИИ авиации им. С.А.Чаплыгина", ООО НИЦ "Аэроскрипт" и АО "Авиационный сертификационный центр "СибНИА-Тест". Программой ЭПР предусматривается присоединение и иных участников проекта.

"Вопрос обеспечения оперативной доставки грузов особенно важен для нашего региона. До удаленных населенных пунктов зачастую может добраться только пилотируемая авиация, и доставка малогабаритных грузов для них нерентабельна. Беспилотники гармонично дополнят логистическую сеть региона, осуществляя доставку медикаментов и других не менее важных грузов в кратчайшие сроки", — цитирует губернатора НАО Юрия Бездудного пресс-служба Минэкономразвития.

По словам директора департамента развития цифровой экономики министерства Владимира Волошина, которые приводятся в сообщении, результаты проекта будут актуальны для всех регионов, где перевозки между малонаселенными пунктами осложняются климатическими особенностями, сезонным половодьем.

Экспериментальный режим для беспилотников планируется ввести и в Самарской области. Инициативное предложение об установлении ЭПР в этом регионе в Минэкономразвития поступило еще в марте. Инициатором стала частная инновационная компания ООО "Транспорт будущего" (входит в ГК "ЭФКО"), которая является разработчиком БАС и одним из ключевых инвесторов самарского кластера беспилотников.

Введение экспериментально-правового режима в Самарской области для проведения испытаний БАС запланировано на июль, в августе должно начаться системное применение авиатехники, а в сентябре в регионе начнет работу научно-производственный центр "БАС Самара".

"Планируем начать деятельность полноценного научно-производственного центра "БАС" в регионе с сентября 2023 года. На сегодня рассматриваем весь Самарский регион, далее — типовое распространение на территории РФ. Имеем такое географическое положение: широкая Волга и целый ряд населенных пунктов, куда уже с "Почтой России" согласованы перевозки грузов, а выше — целый комплекс полесий и хозтоваропроизводителей, которые уже готовы отрабатывать применение беспилотников", — рассказывал гендиректор "Транспорта будущего" Юрий Козаренко в начале июня в ходе заседания комитета Госдумы.

Кстати, в апреле "Транспорт будущего" приобрел площадку размером более 40 тыс. кв. м в ОЭЗ "Тольятти" для производства беспилотников. Тогда инвестиции в проект в ближайшие 3 года оценивались в более чем 6 млрд рублей. Однако, по данным правительства Самарской области, позже "Транспорт будущего" принял решение инвестировать в проект полноценного серийного производства беспилотных авиационных систем в ОЭЗ свыше 20 млрд рублей.

"Проект включает в себя не просто создание беспилотников, а создание еще и отечественной комплектующей базы. И Самарский регион становится одним из главных по развитию научно-производственных центров в области беспилотных авиационных систем", — заявил Козаренко.

По словам руководитель HR-проектов "Транспорта будущего" Екатерины Евлановой, компонентная база беспилотников компании уже сейчас более чем на 70% состоит из деталей собственного производства, а к декабрю 2023 года компания планирует довести локализацию до 100%.

В марте прошлого года правительство утвердило спецрежим для беспилотников в пяти регионах: Томской области, Камчатском крае, Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Декларировалось, что это позволит выполнять полеты без излишней нормативной нагрузки, в первую очередь — для доставки почты и грузов.

Между тем в ноябре 2022 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству подумать над увеличением числа территорий с экспериментальным режимом. В апреле такой статус получила Башкирия. Там беспилотники смогут не только доставлять грузы, но и выполнять авиахимические работы, помогать в борьбе с сельскохозяйственными вредителями, пожарами и незаконной вырубкой.

Стратегия для БПЛА

Кроме того, в конце 2022 года президент РФ поручил правительству разработать стратегию развития беспилотной авиации. Накануне распоряжение, утверждающее программный документ, подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Утвержденная правительством РФ стратегия развития беспилотной авиации предполагает постепенный рост российского рынка беспилотных авиационных систем до уровня около 1 млн единиц в год к 2035 году и постепенное увеличение рыночной доли российских производителей с 50% до 80%.

Реализация стратегии позволит запустить в РФ предприятия, которые будут заниматься как финальной сборкой, так и выпуском материалов и комплектующих, а также подготовкой программных решений.

"Параллельно с разработкой стратегии развития беспилотной авиации по поручению президента России правительство завершает формирование национального проекта развития беспилотных авиационных систем. Национальный проект станет основным управленческим механизмом реализации принятой стратегии", — заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Наибольший потенциал для применения авиабеспилотников власти видят в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании и актуализации геопространственных баз данных и доставке грузов в труднодоступные районы.

Стратегией определены пять ключевых направлений. Первое касается стимулирования спроса на отечественные беспилотные авиационные системы. Второе — разработки и серийного производства таких систем, а также создания крупных производственных центов, обеспечивающих внедрение новых технологий при создании беспилотников. Третье подразумевает развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов. Четвертое — подготовку кадров для беспилотной авиации. Пятое — фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем.

План мероприятий по реализации стратегии сформирован с учетом этих направлений. Например, в рамках разработки и серийного производства беспилотников уже в 2023 году будет начата работа по созданию системы научно-производственных центров компетенций и испытаний в сфере беспилотных авиасистем. Ответственными за это направление определены Минпромторг, правительство Москвы, АНО "Национальная технологическая инициатива" и ряд других организаций.

Как отмечается в тексте стратегии, в 2022 году объем российского рынка беспилотных авиасистем и услуг с их применением составил около 50 млрд рублей — менее 1% мирового рынка. По экспертным оценкам, в 2023 году показатель будет превышен. Объем российского производства в данной сфере сейчас составляет 16-20 млрд рублей в год. Усредненная структура выручки на российском рынке на 75% формируется за счет реализации услуг с применением авиабеспилотников и на 25% — за счет реализации беспилотных авиационных систем и их компонентов, включая программное оборудование.

Рынок в данной сфере во многом зависит от государства. С 2018 года по 2022 год в рамках госзакупок было заключено почти 2 тыс. контрактов на сумму более 13 млрд рублей. Основными заказчиками выступали МЧС, Росгвардия, Росреестр, Минсельхоз, Минобрнауки и Минпросвещения.

"Несмотря на незначительный вклад в валовый внутренний продукт РФ, российский рынок беспилотной авиации обладает значительным потенциалом. К 2030 году число реализованных беспилотных авиационных систем на рынке РФ оценивается в более чем 180 тыс. единиц и порядка 200 тыс. единиц — к 2035 году. В денежном эквиваленте эти объемы соответствуют почти 200 млрд рублей и более чем 220 млрд рублей соответственно. При прогрессивном сценарии в 2030 году эти потребности на 75% могут быть обеспечены российскими изготовителями по рассматриваемым сегментам, за исключением образовательных беспилотных авиационных систем", — отмечается в тексте стратегии.

Объем российского рынка беспилотных авиационных систем в целом, с учетом потребности в рамках услуг, оценивается в базовом сценарии стратегии примерно в 370 тыс. шт. на период 2023-2026 годов с ростом до уровня около 1 млн шт. к 2031-2035 годам. Доля беспилотных авиасистем российского производства в общем объеме внутреннего рынка должна вырасти с 52% до 80% соответственно.

Помимо утверждения стратегии в России упростили правила организации полетов гражданских беспилотников и их применения в отдельных сферах деятельности. Как сообщила Росавиация, согласно обновленным правилам, разрешается запускать беспилотники над населенными пунктами на высоте до 150 метров от земли или водоема в светлое время суток.

При этом беспилотник должен находиться в прямой видимости внешнего пилота и вне запретных зон. Эти зоны определит Минтранс по представлению региональных и местных властей. Для организации таких полетов беспилотниками весом до 30 кг эксплуатантам не потребуется подавать план перемещения авиационным властям.

Также упростили порядок применения дронов в сельском хозяйстве — для выполнения авиахимических работ при борьбе с вредителями. В частности, эксплуатанты смогут совершать полеты на высотах менее 30 м от земной или водной поверхности на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км от посадочных площадок без установления кратковременных ограничений в воздушном пространстве.

Кроме того, у эксплуатантов появится возможность направлять план полета с помощью цифровой платформы обеспечения деятельности по использованию воздушного пространства России и оперативно получать информацию для выполнения полета, в том числе разрешения органов местного самоуправления.

В Росавиации отмечают, что развитие авиабеспилотной отрасли позволит применять беспилотники для экспресс-доставки почты и продуктов, перевозки малых грузов и электронной коммерции, борьбы с вредителями в сельском хозяйстве, мониторинга риска возникновения лесных пожаров и других опасных ситуаций, а также в целях проведения поисковых и аварийно-спасательных работ.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц