Найти тему
МЫСЛЬ ЭПОХИ

Четыре пражские статьи

Гуситские войны 1419-1434 гг.
Гуситские войны 1419-1434 гг.

С начала XV века королевство Богемию, которая является территорией нынешний Чехией, разоряли внутренние распри на национально-религиозной почве. Важной фигурой того времени является Ян Гус мыслитель и идеолог Реформации в Чехии.

Ян Гус 1369-1415 гг.
Ян Гус 1369-1415 гг.

Ян Гус был чешским проповедником, который порицал жадность и продажность духовенства. Он настаивал на том, что церковь нуждается в реформах, а чехи должны бороться за руководящее положение в своей стране. Он был противником немецкого засилья в Чехии, таким образом поднял волну патриотических настроений. Не секрет, что церковь в средние века являлась крупным феодалом, это также беспокоило Гуса, он считал, что духовенство обязано отречься от роскоши и угнетения крестьян.

Имя Яна Гуса легло в основу движения его последователей (чашников и таборитов) после того, как он подвергся сожжению, по решению Констанцкого собора, созванного папой Иоанном XXIII по просьбе германского императора Сигизмунда.

Император Священной Римской империи  - Сигизмунд 1368-1437 гг.
Император Священной Римской империи - Сигизмунд 1368-1437 гг.

Весь чешский народ осознал свою самоаутенчичность, а также стремился ограничить богатства церкви, тем самым приблизив ее к народу. Свои требования чехи выразили в своем главном документе - четыре пражские статьи, датируемые 1420-м годом.

Для более полного понимания, необходимо подробно рассмотреть каждую статью.

Первая статья посвящена главной книге христиан - Священному Писанию. Чехи требовали, чтобы оно было переведено на их национальный (чешский) язык, чтобы оно свободно преподавалось христианскими священниками. Таким образом, ранее Священное Писание было изложено на латыне, что мешало свободному пониманию чехов.

Вторая статья касается таинства причащения под обоими видами (хлебом и чашой с вином) как это предписано в Священном Писании. Церковь как крупный феодал причащала прихожан одним лишь хлебом, оставляя право на вино священнослужителям.

Третья статья освещает статус церкви, которая стремилась к светской жизни, своему обогощению, материальным ценностям. Все так же ссылаясь на Священное Писание, восставшие требовали от духовенства вернуться к апостольскому состоянию, отказавшись от светской жизни. Церковь обязана вернуться к евангельской простоте и бедности.

Четвертая статья отражает в себе идею искоренения смертных грехов, такая процедура объявлялась всесословной, то есть распространена на все сословия, в том числе и на духовенство. Иными словами она закрепляет равный статус всех людей перед Богом.

В этом документе ярко прослеживается тенденция к Реформации. Чехи боролись против власти католической церкви, которая стремилась к богатству и наживе, все больше закрепляя за собой статус светского феодала. Крестьяне и средние слои населения Чехии были крайне возмущены таким положением духовпнства и вознамерелись произвести переворот, идеология которого была прописана в данном документе.