Найти тему
Вести Тула

Екатерина Абальмаз: У Элвиса Пресли цыганские корни

Разговор о первом арт-фестивале цыганского искусства, о творчестве, традициях, стереотипах, о жизни и судьбе состоялся в прямом эфире программы «Беседка» на «Радио России – Тула». Гостья студии – руководитель народного цыганского ансамбля песни и танца «ЯгорИ» Екатерина Абальмаз. Она гордится тем, что она – цыганка.

«Я родилась в тульском поселке Плеханово. Здесь расположен один из самых больших в России табор некочующих цыган. В то время как другие девушки, окончив пять классов школы, готовятся к семейной жизни, к браку, я окончила 11 классов с серебряной медалью и поступила на юридический. Конечно, низкий поклон моим родителям за такую возможность», – рассказывает Екатерина.

– Екатерина, ансамбль, созданный в 2014 году, называется «ЯгорИ» . Почему такое название?

– В переводе это слово означает «огонь», поскольку мы стараемся нести зрителям и слушателям тот самый огонь, который все цыгане хранят в своих сердцах! Цыганская культура – уникальна, она сохраняет и проявляет себя и в традициях, и в музыке. Все цыгане, от мала до велика, любят свою музыку. Знают, хранят из поколения в поколение. Но есть и новинки, есть ди-джеи, руки которых дотянулись до цыганской музыки, есть и цыганский рэп, и авторы, и исполнители цыганские.

– Современные цыгане любят путешествовать?

– Конечно! Хотя образ жизни у цыган давно уже оседлый, путешествовать любят все цыгане, особенно – к морям. Ансамбль «Ягори» тоже любит дороги, мы много гастролируем – Питер, Москва, Липецк, Рязань, Тамбов… И дороги так вдохновляют! – цыганская натура берет своё.

– К какому из основных направлений в музыке можно отнести цыганскую манеру исполнения?

– В нашей музыке, в цыганских голосах есть «мелизмы», присущие джазу. Я, например, очень многое могу спеть. И для души слушаю джаз. У цыган есть легенда, что у Элвиса Пресли – цыганские корни! Цыгане в это свято верят (Улыбается). Это, конечно, легенда. А вот общеизвестный факт, что дядя Льва Николаевича Толстого был женат на очень красивой цыганке из табора, который находился на Косой Горе.

– Недавно в Туле прошел первый арт-фестиваль цыганского искусства, расскажите о нем.

– Фестиваль назывался «Наследие», я являюсь его организатором. Конечно, помогала вся наша культурно-досуговая система, коллектив ансамбля. Сначала мы планировали фестиваль для цыганских коллективов Тульской области, но когда объявили о приеме заявок, откликнулись многие творческие коллективы из других регионов , даже из Красноярска! Номинации были и танцевальные, и хореографические. Вокал мы разделили на цыганское народное пение, эстрадный вокал, авторскую песню, каскад (это жанр, когда песня переходит в танец). В разделе «Хореография» были танцы русских цыган, танцы балканских цыган, танцы испанских цыган. Кстати, когда мы готовились к фестивалю, писали Положение, обнаружилось огромное количество танцевальных направлений. Например, есть танцы персидских цыган, танцы турецких цыган. И это что-то совершенно отличающееся от того, что привык видеть тульский зритель. В следующем году планирую мастер класс по этим направлениям. Ну, а творчество нашего ансамбля «Ягори», конечно, в традициях русских цыган.

Наши песни – о любви, но проявлять любовь у нас не принято. Отношения у цыган – это то, что является тайной. Даже любовь к детям не принято показывать на людях. Вообще на территории Тульской области проживают разные этнические группы цыган – русска рома, кишиневцы, сибиряки, ловари, сэрвы, кэлдерары. И у всех традиции отличаются – в одежде, в еде, во всем. Я отношусь к кишиневским цыганам. У нас ни один праздник не обходится без традиционных голубцов – начинка завернута в капустные листья красного цвета. И дело не в томатной пасте, а в огне цыганской души. А вот жена моего брата – из сибирских цыган, у них без мантов не обходится ни одно торжество.

– Екатерина, если говорить о традициях, вы – не типичная цыганка. Прежде всего тем, что имеете два высших образования. (Одно – юридическое, по второму Екатерина – менеджер социально-культурной деятельности), в то время как для цыганской девушки вообще высшее образование – редкость. Как это у вас получилось?

– Когда я училась на втором курсе Университета МВД, в Тулу приезжала Екатерина Жемчужная. Она пришла к нам в университет с приглашением в Москву, на особый факультет цыганского искусства, забрала меня с пары, мы поехали домой к моему отцу за разрешением, но отец не отпустил. Я осталась в юридическом.
Но судьба все равно привела в культуру. После университета я работала помощником в коллегии адвокатов, а параллельно устроилась в ДК поселка Плеханово, получила соответствующее образование и работаю там по сей день.
Сейчас есть тенденция – многие цыгане получают образование, профессию. Девушки работают поварами, мастерами маникюра. Статистика российская говорит о том, что среди цыган уже много экономистов, юристов.
Я своей работой стараюсь вложить в представление о цыганах все хорошее, что есть в нашей культуре. И, слава Богу, что цыгане стали своих деток учить! Это огромный плюс для цыганской нации в целом.