Первая встреча с морем или любым крупным водоёмом может оказаться абсолютно непредсказуемой.
Какой-то малыш настороженно лишь посмотрит в сторону воды и напрочь откажется туда заходить сразу, а кто-то побежит в неизвестную стихию без малейшего сомнения.
Почему так происходит?
Реакция беспокойства и настороженности перед чем-то неизвестным, а, значит, заведомо опасным, вполне оправдана. Малышу нужно время, чтобы изучить и освоить новое пространство. Понять, где находится грань, за которую нельзя заступать, и как вести себя в новом месте, чтобы не загубить свой организм. Так проявляется инстинкт выживания. И родителям важно такое поведение поддерживать и ни в коем случае не давить на карапуза.
Ребёнок, несущийся сломя голову к водоёму, бассейну или просто опасному участку, - огромная сложность для родителей. Нужен ежесекундный контроль и малейшее расслабление может принести очень печальные последствия.
Однако, как бы странно это ни звучало, родители сами стирают это чувство безопасности у ребёнка. Это происходит, когда:
⁃ с рождения используются проныривания в большой ванной или бассейне;
⁃ самостоятельно или с инструктором занимаются грудничковым плаванием;
⁃ брызгают или обливают водой без инициативы и желания ребёнка;
⁃ насильно окунают и тащат в воду через слезы и сопротивление;
⁃ агрессивно закаляют с пелёнок.
У человека с водой особые отношения. Он, действительно, длительное время проводит в утробе матери без кислорода, окружённый околоплодными водами. Однако это не означает, что мы едины с водой, и на самом деле эта стихия опасна для нас. Несмотря на то, что большинство адептов такого популярного в наше время направления, как грудничковое плаванье, рассказывают о пользе, аргументируя это как раз наличием у новорождённого врожденного рефлекса задержки дыхания и плавательного рефлекса, есть и другая сторона.
Данные рефлексы действительно существуют у младенцев, но их основное назначение - обеспечение выживания. Такие механизмы включаются, если ребёнок находится в ситуации, когда есть опасность утонуть.
То есть, он упал в воду и, чтобы не сразу утонул, а какое-то время мог продержаться на воде, пока его не заметят взрослые и не спасут, активизируется защитный механизм: ребёнок задерживает дыхание и начинает активно двигать руками и ногами, чтобы выплыть. Но, тогда получается следующее: чтобы поддерживать и развивать данный рефлекс, необходимо помещать ребёнка в условия, которые будут восприниматься его мозгом, как условия смертельной опасности. А частое ощущение смертельной опасности наносит психике непоправимый вред.
Реакция на стресс бывает разная:
-очевидная, когда ребёнок плачет и открыто сопротивляется. Такую реакцию сложно не заметить, и большинство родителей понимают и отслеживают её, но утверждение, «это ведь очень полезно», к сожалению, мешает сразу же прекратить подобные манипуляции, всё больше вгоняя ребёнка в состояние стресса.
-неочевидная. Часто реакция на стресс у ребёнка проявляется в том, что он замирает во время процесса и совсем не сопротивляется. Многие думают, будто ему очень нравится процесс. На самом же деле малыш буквально застывает от страха. Плавание и проныривание ставит ребёнка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого. То есть, ему в этот момент страшно, но сделать он ничего не может. И это состояние беспомощности оказывает серьёзное влияние на развитие нервной системы.
Помимо наличия стресса, сбивания ритмов снов и бодрствования, подрывания доверия к маме и окружающему миру в целом, популяризация и широкое распространение грудничкового плавания стали причиной значительного увеличения частоты заболеваний верхних дыхательных путей. Подобные занятия точно не пройдут мимо и оставят свой отпечаток на развитии вашего малыша. И, к сожалению, этот отпечаток скорее всего будет негативный.
Поэтому, прежде чем начать подобные занятия, тщательно взвесьте все «за» и «против».
В целом поведение ребёнка у воды в большей степени зависит от родителей, именно мы показываем детям, где и как себя вести.
Поэтому изначально, с самого рождения, стоит создать адекватные условия взаимодействия с водной средой, а именно:
⁃ мягкое адаптационное купание малыша с первых дней в небольшом количестве воды;
⁃ бережно и заботливо знакомить малыша с водоёмами и большой водой;
⁃ тренировать и поддерживать следование, чтобы исключить опасное поведение ребёнка у воды.
Берегите своих детей!