Прекращение зерновой сделки сильно ударит по Африканскому Рогу (Сомали, Эфиопия, Эритрея и Джибути) и некоторым другим странам мира, бьют тревогу в ООН. Новый виток цен на продовольствие приведет к тому, что десятки миллионов людей столкнутся с голодом.
Россия несколько месяцев продлевала участие в зерновой сделке, несмотря на то что страны Запада хронически не выполняли свою часть договоренностей. Сейчас РФ требует устранить препятствия для поставок нашего зерна и удобрений. И есть высокая вероятность, что в случае невыполнения этих законных требований, страна после 18 июля тоже откажется выполнять свои обязательства.
Напомню, сложности на причерноморском рынке зерна начались практически сразу же с началом СВО. Европейцы обвинили РФ в препятствовании экспорта из Украины. Россия обвинения категорически отвергала. При этом эксперты не смогли объяснить, в чем заключалась «злонамеренность» (если не считать приостановку действия портов на некоторых территориях из-за вооруженного конфликта – но это было следствием боевых действий, а не целью). При этом Украина предпринимала реальные попытки заблокировать российский экспорт. Например, как писали СМИ, весной 2022 года заминировала акваторию Черного моря.
В итоге ровно год назад, 13 июля представители Турции, России, Украины и делегация ООН собрались в Стамбуле для решения зернового вопроса. 22 июля была заключена четырехсторонняя зерновая сделка. Однако уже через полтора месяца всем стало ясно, что «проукраинская коалиция» свои обязательства решила не исполнять. Не были сняты ограничения с российских судов, занимающихся транспортировкой зерна и удобрений. Финансисты по-прежнему отказывались страховать суда, а логистические компании - работать с нашими кораблями в портах. Банки не предоставляли необходимые гарантии и кредиты и так далее. Часть невыполненных договоренностей европейцы пытались списать на то, что это частная инициатива отдельных коммерческих компаний, повлиять на которые якобы было нельзя (что, конечно же, было циничным враньем). Также Украина не сняла блокировку с транзита аммиака. И так далее.
Как отмечали в руководстве МИДа, многие страны и сама ООН требуют от Запада выполнить свою часть сделки. Но поскольку реальных рычагов давления на США и ЕС у них нет, то дело практически так и не сдвинулось с мертвой точки. И даже усугубилось – учитывая весенние атаки на пункты базирования Черноморского флота в Севастополе и гражданскую инфраструктуру Крыма, подрыв аммиакопровода в начале этого лета и целый ряд других «демаршей». Получается некое подобие Минских соглашений, когда официальные власти Украины сначала сами подписывают договор, а потом отказываются его исполнять.
Россия несколько раз добровольно пролонгировала договор, в том числе ради того, чтобы поставки дошли в дружественные РФ африканские страны. Но поставки все равно блокировали в ЕС.
Конечно, выход из «зерновой сделки» усложнит российский агроэкспорт. Неизвестно, на какие действия могут пойти западные страны, чтобы принудить Россию к торговле. Например, блокировали же они в своих портах миллионы тонн российских удобрений, предназначенных для голодающей Африки. И кто сказал, что при полном разрыве торговых отношений они не пойдут на какие-нибудь еще более радикальные шаги?
Для аграриев это означает существенный рост неопределенности и рисков. С одной стороны, выход из зерновой сделки практически гарантированно приведет к росту мировых цен на продовольствие. Но если Запад начнет «по беспределу» блокировать российский агроэкспорт, то продать излишки зерна за рубеж будет непросто.
А излишки будут. Как я писал ранее, в стране еще с прошлого года лежат рекордные переходящие запасы зерна. Плюс ожидается огромный урожай в этом году – около 135 миллионов тонн зерна, из них без малого 90 миллионов тонн пшеницы. Уборка набирает обороты, поэтому проблему нужно решать незамедлительно. В руководстве страны ранее не раз говорили о готовности оказать безвозмездную гуманитарную помощь Африке. И это позволит избавиться от некоторых излишков. Вопрос, в каком объеме и за чей счет. Допустим, будет отгружено то самое зерно урожая-2022 из госфондов. Но будет ли этого «выброса» достаточно, чтобы поддержать цены? Готово ли государство скупать дополнительные объемы зерна на рынке, и если да, то по какой цене? Учитывая, что себестоимость производства пшеницы в прошлом сезоне очень выросла и в некоторых регионах уже приблизилась к ее рыночной стоимости.
Стоит ожидать, что в случае «тотальной экономической войны» будет заблокирован экспорт зерна из Украины. И это будет коллапс одного из крупнейших мировых поставщиков продовольствия! Ранее часть урожая украинцы пускали железнодорожным и автотранспортом прямиком в Европу, однако соседние принимающие страны (в первую очередь Польша) обнаружили огромное число болезней и вредителей в этих партиях сельхозпродукции. Сейчас Украина не может обеспечить должный карантинный контроль. Плюс поток дешевого зерна обрушил цены на сельхозпродукцию в этих странах. Польские и румынские фермеры были вынуждены поднять мятеж и в итоге добились резкого ужесточения правил для украинского зерна, вплоть до полной остановки закупок и транзита по их территории.
Что в итоге будет с мировыми и российскими ценами на зерно – пока неясно. Как обычно говорят в таких случаях, в этом уравнении пока слишком много неизвестных. Опросы Национального аграрного агентства показывают, что российские аграрии не намерены сокращать посевы зерновых и масличных осенью этого года (а озимые обеспечивают около 85 процентов урожая зерна в стране). Но это сегодня.
Понятно, что главным фактором в новом сезоне будет не экономика, а геополитика. Если развитие ситуации пойдет по негативному сценарию, мир уже к зиме может столкнуться с беспрецедентным ростом цен на сельхозпродукцию и настоящим голодом в бедных странах. А компенсировать уход с рынка российского зерна, растительного масла и прочей сельхозпродукции не сможет никто.