Федеральная трасса М-5 является важной туристической артерией. По ней можно добраться до Айских притесов, национальных парков Таганай, Зюраткуль и Зигальга, Златоуста, Сатки, ГЭС «Пороги» и других достопримечательностей Челябинской области.
На сегодняшний день по данным Управления дорог «Южный Урал» на участках c 1548 по 1609 километр и с 1780 по 1790 километр ведутся работы по расширению проезжей части с двух до четырех полос. Открытие движения на них запланировано до конца 2025 года. В этом году после ремонта в эксплуатацию также будет введено еще 70 километров этой трассы.
После реконструкции и капитального ремонта пропускная способность трассы увеличится до 30 тысяч автомобилей в сутки. Формирование транзитного направления в обход города Сим позволит значительно сократить время в пути до наиболее привлекательных туристических мест региона.
Расширение трассы М-5 в горнозаводской зоне - вопрос безопасности
- Рад, что одну из наших главных магистралей приводят в порядок. Это упростит задачу по раскрытию культурного потенциала прилегающих к столице Южного Урала территорий, – отмечает министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин.
Большое значение ремонту и реконструкции этой трассы придает губернатор Алексей Текслер. Презентуя программу дорожных работ в этом году, он напомнил, что в прошлом сезоне было завершено расширение трассы М-5 до четырех полос на всем участке от Челябинска до Екатеринбурга. Дорога стала второй в стране скоростной широкополосной магистралью, которая соединяет крупные региональные центры после М11 «Москва – Петербург». Это первая в России бесплатная скоростная магистраль.
- Это был один из самых загруженных и опасных участков. Теперь дорога между двумя региональными центрами стала в разы безопаснее, – отметил Алексей Текслер.
Сейчас на трассе М5 идет работа на участках в направлении на Уфу, на очереди - расширение участка Миасс-Чебаркуль до 4 полос и реконструкция с расширением трассы в районе городов Аша и Сим. До 2025 года все работы на магистрали должны быть завершены. Основные этапы работ запланированы на 2023-2024 годы.
- Одна из основных задач в дорожном строительстве на ближайшие годы – это расширение трассы М5. Особенно той части, которая проходит в горнозаводской зоне. Она не простая, имеет несколько перевалов. Ее расширение - это вопрос безопасности, скорости перемещения, активизации экономической жизни, дополнительных возможностей для туризма и в целом удобства жителей, - прокомментировал Алексей Текслер.
К южноуральским красотам едем по М-5
Напомним, какие достопримечательности можно посетить, двигаясь по трассе М-5.
В первую очередь, это крупнейший на Урале национальный парк «Таганай», территория которого охватывает северную часть средневысотных горных хребтов Южного Урала. Он находится в западной части Челябинской области в 130 километрах от областного центра и примыкает к границе Европы с Азией. Общая протяженность национального парка 52 километра. Отдыхая в нем, можно побывать на нескольких горных хребтах и вершинах.
Национальный парк «Зюраткуль» также охватывает западную часть региона. На его территории находится водохранилище Зюраткуль — единственное высокогорное озеро на западном склоне Южного Урала, а также множество горных хребтов. Национальный парк находится на стыке двух природных зон - таёжной и лесостепной — благодаря чему богат различной флорой и фауной. На берегу озера найдены стоянки древних людей эпохи мезолита и неолита.
Национальный парк «Зигальга» - самый молодой в Челябинской области, создан в 2019 году. Он находится в Катав-Ивановском районе и был сформирован дл сохранения уникальных лесных и тундровых экосистем в горных массивах Южного Урала в бассейнах рек Юрюзань и Куткурка. В парке протекают три реки и более 40 ручьев, в парке находится несколько болот.
Айские притесы – уникальное природное явление, которое представляет собой высокую и протяженную стену из скал. Ее высота достигает ста метров. Скала резко обрывается в реку Ай.
Сатка – один из самых интересных и красивых городов Южного Урала. В последнее время этот промышленный город значительно преобразился и стал притягательной достопримечательностью. Среди них архитектурные сооружения в разных стилях, парк развлечений «Сонькина лагуна», оформленная в оригинальном урбанистическом стиле улица, набережная, красивые граффити.
Гидроэлектростанция «Пороги» - гидроэлектростанция на реке Большая Сатка. Это старейшая непрерывно действующая (до 2017 года) гидроэлектростанция в России, которая была запущена в 1910 году. Она является памятником истории и культуры областного значения с 1996 года. В 2017 году станция была остановлена по причине отсутствия средств на продолжение эксплуатации. Сейчас власти изыскивают средства на реконструкцию значимого для региона туристического объекта.