Найти тему
"О Москве и москвичах"

Рисунки к книге об избрании царя Михаила Фёдоровича. Часть 1

Рисунок представляет во внутренности Кремля здания Богоявленского монастыря находившегося на месте бывшей оружейной палаты, а нынешних казарм. На первом плане святые главные ворота монастырской ограды.
За ними внутри ограды соборная трехглавая церковь с каменною папертью и деревянной лестницей, соединённая переходами в право с теплою церковью во имя преподобного Сергия.
Потом еще далее монастырские строения между которыми находилось подворье Троицкой Лавры: здесь жил один из главных деятелей того времени, троицкий келарь Аврамий Палицын.
Низкая ограда. окружавшая монастырь, посреди картины на заднем плане, представляет ворота, идущие от двора.
Направо отсюда соединяется она с кремлёвской стеною, где видны Троицике ворота, сохранившие своё название доселе и выходившие на каменный мост через реку Неглинную, протекающую в том же месте подле кремлевской стены, а ныне сокрытую в подземных ходах под расположенным на прежнем ея течении Кремлёвским садом.
Спереди в правом углу рисуется Чудов монастырь.
После долгих колебаний, значительная часть представителей земскаго Совета и много других лиц, созванных для избрания Царя, остановили своё решение на Романовых. Написавши о том, в феврале месяце 1613 года, выборные отправляются в Кремль. Вошедши Троицкими воротами и обогнув монастырскую тёплую церковь во имя св.Сергия, они вступают в святые ворота монастырской ограды и подходят к соборной церкви. Здесь на паперти встречает их Авраамий Палицын, принимает и читает свиток, заключающий в себе единогласное решение пришедших об избрании на престол Михаила Федоровича.
Рисунок представляет во внутренности Кремля здания Богоявленского монастыря находившегося на месте бывшей оружейной палаты, а нынешних казарм. На первом плане святые главные ворота монастырской ограды. За ними внутри ограды соборная трехглавая церковь с каменною папертью и деревянной лестницей, соединённая переходами в право с теплою церковью во имя преподобного Сергия. Потом еще далее монастырские строения между которыми находилось подворье Троицкой Лавры: здесь жил один из главных деятелей того времени, троицкий келарь Аврамий Палицын. Низкая ограда. окружавшая монастырь, посреди картины на заднем плане, представляет ворота, идущие от двора. Направо отсюда соединяется она с кремлёвской стеною, где видны Троицике ворота, сохранившие своё название доселе и выходившие на каменный мост через реку Неглинную, протекающую в том же месте подле кремлевской стены, а ныне сокрытую в подземных ходах под расположенным на прежнем ея течении Кремлёвским садом. Спереди в правом углу рисуется Чудов монастырь. После долгих колебаний, значительная часть представителей земскаго Совета и много других лиц, созванных для избрания Царя, остановили своё решение на Романовых. Написавши о том, в феврале месяце 1613 года, выборные отправляются в Кремль. Вошедши Троицкими воротами и обогнув монастырскую тёплую церковь во имя св.Сергия, они вступают в святые ворота монастырской ограды и подходят к соборной церкви. Здесь на паперти встречает их Авраамий Палицын, принимает и читает свиток, заключающий в себе единогласное решение пришедших об избрании на престол Михаила Федоровича.
Рисунок изображает приёмную Патриаршей палаты, находившейся в Кремле. В середине, под образами, Патриаршее место, седалище, занимаемое обыкновенно первосвятителем, но теперь оставленное пустым, потому что после Гермогена в Москве не было ещё Патриарха.
На обе стороны, в два полукруга, идут большия скамьи. По правую руку от Патриаршего места их занимает освящённый собор, то есть представители высшего духовенства; за ними стоят духовные лица, сопровождавшия келаря Палицына, стоящаго в середине. По левую руку от того же места сидят бояре и чины правления, называвшиеся тогда Синклитом; позади их толпа народа, пришедшаго в палату вместе с Авраамием.
Троицкий келарь Авраамий Палицын, приняв от земских выборных свиток с решением в пользу избрания Мизаила Федоровича, поспешил в патриаршие палаты. Здесь, пред собранием высших представителей духовной и светской власти, Палицын прочел решение, встреченное тотчас полным одобрением и согласием
Рисунок изображает приёмную Патриаршей палаты, находившейся в Кремле. В середине, под образами, Патриаршее место, седалище, занимаемое обыкновенно первосвятителем, но теперь оставленное пустым, потому что после Гермогена в Москве не было ещё Патриарха. На обе стороны, в два полукруга, идут большия скамьи. По правую руку от Патриаршего места их занимает освящённый собор, то есть представители высшего духовенства; за ними стоят духовные лица, сопровождавшия келаря Палицына, стоящаго в середине. По левую руку от того же места сидят бояре и чины правления, называвшиеся тогда Синклитом; позади их толпа народа, пришедшаго в палату вместе с Авраамием. Троицкий келарь Авраамий Палицын, приняв от земских выборных свиток с решением в пользу избрания Мизаила Федоровича, поспешил в патриаршие палаты. Здесь, пред собранием высших представителей духовной и светской власти, Палицын прочел решение, встреченное тотчас полным одобрением и согласием
Пред взором вся Красная площадь. На первом плане Лобное место, окруженное множеством народа; в право стоят ряды выстроившегося войска.
Немного далее, в лево, церковь Троицкая, что на рву, ныне Василия Блаженного или Покровский собор; от нея спуск обделан камнем, и под горою торговыя лавки. На право, за войском, вдоль кремлевской стены, ряд деревянных церквей.
Ров с водою, около кремлевской стены, извне обнесен особою, низкою оградой. Между нею и зданием большой стены (которая изображена двойною), через ров, Спасский мост ведет из башни на площадь.
Спасская башня, с часами, образом Спасителя и воротами, занимает середину стены кремлевской. Подле нея, с лева, на той же стене, маленькая башенка, сохранившаяся доселе (ход в нее был из Кремля): здесь висел всполошной колокол, которым в то время из Кремля созывали народ на площадь.
Из-за стены виднеются верхи ближайших зданий, находившихся в Кремле.
На лево от Спасской башни, между нею и всполошным колоколом, виден верх церкви на подворье Кирилло-Белозерского монастыря.
На право, во первых виден Ивановский столп или колокольня Ивана великого; далее, главы Вознесенскаго монастыря; возле них золотой верх Чудова монастыря; и наконец, церковь на подворье Новоспасскаго монастыря.
При нижнем краю рисунка, с права, помещены верхушки Китая-города.
21 февраля 1613 года, собравшись в успенском соборе на торжественную молитву, высшия духовныя лица, представители московского и земскаго Совета, равно как и прочих чинов люди, избрали и нарекли Царем Михаила Федоровича. Остальной народ и войско собрались между тем на Красной площади: чтобы известить их о состоявшемся избрании и испросить согласие, Спасскими воротами выходить из Кремля посланные, во главе которых архиепископ рязанский Феодорит (со свитком в руках), юоярин Василий Петрович Морозов и келарь Авраамий. Они восходят на Лобное место; и, прежде чем успели вопросить народ, отвсюду в один голос раздаются восклицания: да будет Царем Михаил Феодорович!
Пред взором вся Красная площадь.
 На первом плане Лобное место, окруженное множеством народа; в право стоят ряды выстроившегося войска.
 Немного далее, в лево, церковь Троицкая, что на рву, ныне Василия Блаженного или Покровский собор; от нея спуск обделан камнем, и под горою торговыя лавки. На право, за войском, вдоль кремлевской стены, ряд деревянных церквей.
 Ров с водою, около кремлевской стены, извне обнесен особою, низкою оградой. Между нею и зданием большой стены (которая изображена двойною), через ров, Спасский мост ведет из башни на площадь.
 Спасская башня, с часами, образом Спасителя и воротами, занимает середину стены кремлевской. Подле нея, с лева, на той же стене, маленькая башенка, сохранившаяся доселе (ход в нее был из Кремля): здесь висел всполошной колокол, которым в то время из Кремля созывали народ на площадь.
 Из-за стены виднеются верхи ближайших зданий, находившихся в Кремле.
 На лево от Спасской башни, между нею и всполошным колоколом, виден верх церкви на подворье Кирилло-Белозерского монастыря.
 На право, во первых виден Ивановский столп или колокольня Ивана великого; далее, главы Вознесенскаго монастыря; возле них золотой верх Чудова монастыря; и наконец, церковь на подворье Новоспасскаго монастыря.
 При нижнем краю рисунка, с права, помещены верхушки Китая-города.
Пред взором вся Красная площадь. На первом плане Лобное место, окруженное множеством народа; в право стоят ряды выстроившегося войска. Немного далее, в лево, церковь Троицкая, что на рву, ныне Василия Блаженного или Покровский собор; от нея спуск обделан камнем, и под горою торговыя лавки. На право, за войском, вдоль кремлевской стены, ряд деревянных церквей. Ров с водою, около кремлевской стены, извне обнесен особою, низкою оградой. Между нею и зданием большой стены (которая изображена двойною), через ров, Спасский мост ведет из башни на площадь. Спасская башня, с часами, образом Спасителя и воротами, занимает середину стены кремлевской. Подле нея, с лева, на той же стене, маленькая башенка, сохранившаяся доселе (ход в нее был из Кремля): здесь висел всполошной колокол, которым в то время из Кремля созывали народ на площадь. Из-за стены виднеются верхи ближайших зданий, находившихся в Кремле. На лево от Спасской башни, между нею и всполошным колоколом, виден верх церкви на подворье Кирилло-Белозерского монастыря. На право, во первых виден Ивановский столп или колокольня Ивана великого; далее, главы Вознесенскаго монастыря; возле них золотой верх Чудова монастыря; и наконец, церковь на подворье Новоспасскаго монастыря. При нижнем краю рисунка, с права, помещены верхушки Китая-города. 21 февраля 1613 года, собравшись в успенском соборе на торжественную молитву, высшия духовныя лица, представители московского и земскаго Совета, равно как и прочих чинов люди, избрали и нарекли Царем Михаила Федоровича. Остальной народ и войско собрались между тем на Красной площади: чтобы известить их о состоявшемся избрании и испросить согласие, Спасскими воротами выходить из Кремля посланные, во главе которых архиепископ рязанский Феодорит (со свитком в руках), юоярин Василий Петрович Морозов и келарь Авраамий. Они восходят на Лобное место; и, прежде чем успели вопросить народ, отвсюду в один голос раздаются восклицания: да будет Царем Михаил Феодорович! Пред взором вся Красная площадь. На первом плане Лобное место, окруженное множеством народа; в право стоят ряды выстроившегося войска. Немного далее, в лево, церковь Троицкая, что на рву, ныне Василия Блаженного или Покровский собор; от нея спуск обделан камнем, и под горою торговыя лавки. На право, за войском, вдоль кремлевской стены, ряд деревянных церквей. Ров с водою, около кремлевской стены, извне обнесен особою, низкою оградой. Между нею и зданием большой стены (которая изображена двойною), через ров, Спасский мост ведет из башни на площадь. Спасская башня, с часами, образом Спасителя и воротами, занимает середину стены кремлевской. Подле нея, с лева, на той же стене, маленькая башенка, сохранившаяся доселе (ход в нее был из Кремля): здесь висел всполошной колокол, которым в то время из Кремля созывали народ на площадь. Из-за стены виднеются верхи ближайших зданий, находившихся в Кремле. На лево от Спасской башни, между нею и всполошным колоколом, виден верх церкви на подворье Кирилло-Белозерского монастыря. На право, во первых виден Ивановский столп или колокольня Ивана великого; далее, главы Вознесенскаго монастыря; возле них золотой верх Чудова монастыря; и наконец, церковь на подворье Новоспасскаго монастыря. При нижнем краю рисунка, с права, помещены верхушки Китая-города.
Рисунок изображает на заднем плане: 1.	В середине, всего далее, село Новоселки
2.	С лева, город Кострому, обнесённый оградой, с собором и несколькими каменными церквами
3.	С права, Ипатьевский монастырь с собором во имя св.Троицы, обнесенный каменною оградою с отворенными святыми воротами
На главном плане, шествие присланного из Москвы посольства к Ипатьевсому монастырю и встреча его Михаилом Федоровичем.
Посланные из Москвы известить Михаила Федоровича о всенародном избрании его и убедить на прибытие в Москву, пришли к Костроме вечером 13 марта 1613 года, и остановились в версте от города, в селе Новоселках. Отсюда снеслись они с комстромским духовным и светским начальством; а на другой день утром, соединившись с ним близ устья речки Костромы, вместе двинулись к монастырю Ипатьевскому. Подошедши, они остановились, по рисунку, в таком порядке: впереди хоругви, потом диаконы со свечами, протодиакон с кадилом, диаконы с ринидами и крестами. Церковный фонарь, священники с иконами – Божией Матери Федоровской, Владимирской, св.Троицы, Спасителя, трех Святителей московских – Петра, Алексея и Иовы. Церковный ход заключается архиепископом рязанским и муромским Феодоритом (в саккосе) с прочими присланными из Москвы и костромским духовенством. За духовными следуют светския лица посольства: впереди боярин Фелор Иванович Шереметев, далее князь Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовский, окольничий Федор Васильевич Головин, дьяк Андрей Вареев и прочие выборные земского Совета.
На встречу им, из святых ворот монастыря, выходят лица, помещенные на правой половине рисунка: монастырское духовенство, впереди котораго протодиакон с кадилом, а потом архимандрит, сопровождаемый прочими старцами; за духовенством, юный Михаил Федорович, рядом с ним мать его инокиня Марфа Ивановна, и за ними несколько приближенных лиц.
Рисунок изображает на заднем плане: 1. В середине, всего далее, село Новоселки 2. С лева, город Кострому, обнесённый оградой, с собором и несколькими каменными церквами 3. С права, Ипатьевский монастырь с собором во имя св.Троицы, обнесенный каменною оградою с отворенными святыми воротами На главном плане, шествие присланного из Москвы посольства к Ипатьевсому монастырю и встреча его Михаилом Федоровичем. Посланные из Москвы известить Михаила Федоровича о всенародном избрании его и убедить на прибытие в Москву, пришли к Костроме вечером 13 марта 1613 года, и остановились в версте от города, в селе Новоселках. Отсюда снеслись они с комстромским духовным и светским начальством; а на другой день утром, соединившись с ним близ устья речки Костромы, вместе двинулись к монастырю Ипатьевскому. Подошедши, они остановились, по рисунку, в таком порядке: впереди хоругви, потом диаконы со свечами, протодиакон с кадилом, диаконы с ринидами и крестами. Церковный фонарь, священники с иконами – Божией Матери Федоровской, Владимирской, св.Троицы, Спасителя, трех Святителей московских – Петра, Алексея и Иовы. Церковный ход заключается архиепископом рязанским и муромским Феодоритом (в саккосе) с прочими присланными из Москвы и костромским духовенством. За духовными следуют светския лица посольства: впереди боярин Фелор Иванович Шереметев, далее князь Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовский, окольничий Федор Васильевич Головин, дьяк Андрей Вареев и прочие выборные земского Совета. На встречу им, из святых ворот монастыря, выходят лица, помещенные на правой половине рисунка: монастырское духовенство, впереди котораго протодиакон с кадилом, а потом архимандрит, сопровождаемый прочими старцами; за духовенством, юный Михаил Федорович, рядом с ним мать его инокиня Марфа Ивановна, и за ними несколько приближенных лиц.
Рисунок в содержании своем продолжает события 14 марта 1613 года, изображенныя и не предыдущем; для удобства и широты плана, действие выведено на открытое пространство, из церкви, где оно имело место по письменным памятникам. Михаилу Федоровичу и его матери посланные передали грамоты из Москвы, осведомились о здоровье и, по наказу, произнесли речи: но получили решительный отказ, особенно со стороны Марфы Ивановны, не смотря на убеждения посланных. Так длилось с третьего часу дня до девятого. Видя неуспешность возложенного на них поручения, посланные подумавши между собой, обратились к решительной мере: поднявши кресты и кионы, подошли к «государеву месту» и припали со слезною просьбой. Эту самую минуту и взяли рисовальщик, распорядившись следующим образом:
На самом заднем плане, в левом углу рисунка, вероятно было намерение обозначить вдали Кострому. Но большую часть задняго плана занимает собой Ипатьевский монастырь: в средине собор во имя Живоначальной Троицы, с особо стоящею подле него колокольнею; вокруг каменная ограда; на восточной стороне ея, святые ворота и над ними Нерукотворный образ Спасителя; на южном углу башня с часами.
Весь передний план занят событием того дня и лиц, в нем участвовавшими. В средине, на своем «государевом месте» о трех ступенях, юный Михаил Федорович с матерью-инокинею. На лево от них, представляется небольшая часть церковнаго хода, с образом св.Троицы, крестом, фонарем и хоругвями. На право, все главные лица посольства-архиепископ Феодорит, рядом с боярином Шереметевым и с несколькими архимандритами сзади; параллельно в первом ряду хода, духовныя лица с иконами-Владимирской Богоматери, трех московских Святителей, крестом, Евангелием, и т.д. За ними, все остальные члены посольства, сопровождаемые с одной стороны народом, падающим на колени, с другой вооруженным войском.
Но художник желаяизобразить и заключительный акт того же дня; в левом углу рисунка, на первом плане, поместил он особую группу, в которой Михаил Федорович, выразив наконец свое согласие на избрание, в знамение того принимает от архиепископа золотой царский посох
Рисунок в содержании своем продолжает события 14 марта 1613 года, изображенныя и не предыдущем; для удобства и широты плана, действие выведено на открытое пространство, из церкви, где оно имело место по письменным памятникам. Михаилу Федоровичу и его матери посланные передали грамоты из Москвы, осведомились о здоровье и, по наказу, произнесли речи: но получили решительный отказ, особенно со стороны Марфы Ивановны, не смотря на убеждения посланных. Так длилось с третьего часу дня до девятого. Видя неуспешность возложенного на них поручения, посланные подумавши между собой, обратились к решительной мере: поднявши кресты и кионы, подошли к «государеву месту» и припали со слезною просьбой. Эту самую минуту и взяли рисовальщик, распорядившись следующим образом: На самом заднем плане, в левом углу рисунка, вероятно было намерение обозначить вдали Кострому. Но большую часть задняго плана занимает собой Ипатьевский монастырь: в средине собор во имя Живоначальной Троицы, с особо стоящею подле него колокольнею; вокруг каменная ограда; на восточной стороне ея, святые ворота и над ними Нерукотворный образ Спасителя; на южном углу башня с часами. Весь передний план занят событием того дня и лиц, в нем участвовавшими. В средине, на своем «государевом месте» о трех ступенях, юный Михаил Федорович с матерью-инокинею. На лево от них, представляется небольшая часть церковнаго хода, с образом св.Троицы, крестом, фонарем и хоругвями. На право, все главные лица посольства-архиепископ Феодорит, рядом с боярином Шереметевым и с несколькими архимандритами сзади; параллельно в первом ряду хода, духовныя лица с иконами-Владимирской Богоматери, трех московских Святителей, крестом, Евангелием, и т.д. За ними, все остальные члены посольства, сопровождаемые с одной стороны народом, падающим на колени, с другой вооруженным войском. Но художник желаяизобразить и заключительный акт того же дня; в левом углу рисунка, на первом плане, поместил он особую группу, в которой Михаил Федорович, выразив наконец свое согласие на избрание, в знамение того принимает от архиепископа золотой царский посох