Дирижёр Григорий Вевер о камерном оркестре, Вивальди на руинах, мелодии Омска и многом другом
В конце июня – начале июля в Екатеринбурге пройдёт престижный ежегодный фестиваль классической музыки «Безумные дни в Екатеринбурге» (12+). Впервые на этот музыкальный форум приглашены омские музыканты – камерный оркестр Омской филармонии под управлением Григория Вевера. Перед отъездом с дирижёром пообщался корреспондент «Ч».
– Григорий Константинович, с каким музыкальным багажом отправится в Екатеринбург камерный оркестр?
– Фестиваль «Безумный день» основал французский музыкальный продюсер Рене Мартен в 1995 году в городе Нанте. Название как нельзя лучше передаёт атмосферу мероприятия – десятки коротких (не более часа) концертов классической музыки один за другим проходят сразу на нескольких площадках. При этом билеты для зрителей максимально дешёвые, поэтому любой желающий может посетить один за другим несколько концертов по своему вкусу. В 2015 году фестиваль пришёл в Россию. Теперь ежегодно ведущие музыканты страны съезжаются на «Безумные дни в Екатеринбурге».
В этом году тема фестиваля – «Ода ночи», поэтому концерты будут проходить не только в концертных залах, но и под открытым вечерним небом… Предполагается, что за три «безумных» дня пройдёт 116 концертов нон-стоп. Мы подготовили четыре программы и сыграем в общей сложности шесть концертов.
Участие в таком масштабном событии – большая удача и огромная ответственность для нашего оркестра.
– Расскажите о своём коллективе.
– Наш камерный оркестр существует с 1991 года. За эти годы накоплен огромный репертуар, подготовлено множество интересных программ совместно с именитыми дирижёрами и солистами. Региону повезло, что он располагает таким коллективом. Благодаря своей мобильности и универсальности оркестр становится украшением абсолютно любых мероприятий.
Я в качестве дирижёра работаю четвёртый сезон. До моего назначения главного дирижёра в оркестре не было – разные дирижёры просто приглашались на программы. Некоторые концерты оркестранты готовили самостоятельно, что в принципе допустимо в камерном оркестре. Но какой-то единой линии не было. Директором филармонии Ириной Борисовной Лапшиной было принято решение о назначении меня главным дирижёром камерного оркестра. К тому времени я уже закончил консерваторию, у меня были программы с симфоническим оркестром, в котором я совмещал работу кларнетистом и дирижёром.
В состав камерного оркестра входят только струнные инструменты. Но можно сказать, у нас состав-трансформер, так как в зависимости от программы мы можем пригласить исполнителей на духовых инструментах или, как с программой «Рок на струнных», целую рок-группу, мастеров художественного слова.
Сейчас в составе оркестра 23 исполнителя. Но половина оркестра – это совместители – музыканты из симфонического оркестра. Мы не могли играть концерты параллельно с симфоническим, не могли участвовать в поездках и просто строить какой-то независимый график работы. Сейчас же руководством были выделены ставки, и теперь мы «добираем» музыкантов, чтобы быть самостоятельным, независимым коллективом. Теперь мы сможем и на гастроли поехать.
– Омская публика вас очень любит. Происходит какое-то взаимодействие со зрителями?
– Эти чувства взаимны. Да, наши зрители очень активны – пишут в социальных сетях, подходят после концерта. Мы сильно приросли аудиторией после программы «Рок на струнных». Кто впервые услышал нас в этой программе, стал посещать и другие наши концерты.
– Как возникает идея той или иной программы?
– В филармонии есть Совет по творческому планированию, где все программы, и абонементные в том числе, рассматриваются и утверждаются. А так, конечно, программа выбирается на усмотрение руководителя коллектива. Вот лично у меня есть свои приоритеты. Мы не можем играть «Рок на струнных» постоянно. Всё-таки камерный оркестр создан для популяризации классической музыки. Поэтому 80% наших программ – это музыка, которая написана специально для камерного оркестра.
– Каков ваш идеальный концерт? Какую музыку хотелось бы исполнить?
– Разбег огромный. Так много музыки, которую мы не знаем, даже у композиторов с именем, которые у всех на слуху. Для меня интересно хорошо исполнить не что-то знакомое, а каждый раз находить красоту и прелесть в чём-то незаигранном.
Но как-то так сложилось, что все знают три из девяти симфоний Бетховена. А вот, например, в музыке эпохи барокко – почти всё шедевры! У того же Генделя, Вивальди столько потрясающей музыки, что играть не переиграть! Так сложилось, что человечество выбирает для себя какие-то жемчужины, что-то назначает шедеврами. И из концерта в концерт исполняется то, что все знают наизусть.
Посмотрим на ту же эпоху барокко – ситуация была противоположной, никто не играл старинную или знакомую музыку. У Баха – цикл кантат не на один год, каждое воскресенье – новая кантата, у Гайдна огромное количество симфоний. Почему? Потому что Эстергази хотел постоянно слушать новое. И это была повсеместная традиция. Сейчас всё перевернулось с ног на голову – слушают то, что хорошо знают.
Мы стараемся включать в каждую программу какую-то премьеру, музыку, которая в Омске ещё не звучала. Так, в августе состоится концерт Вивальди, на котором мы представим слушателям в том числе и те сочинения композитора, которые в нашем городе будут исполняться впервые.
– Идей и проектов много…
– Да. И всё планируется заранее. Уже сегодня можно купить билеты на концерты следующего сезона. Сейчас мы работаем над сезоном 2024–2025. А чтобы пригласить кого-то из известных солистов, нужно это планировать на два сезона вперёд.
В следующем сезоне у нас будут выступать потрясающие дирижёры, за что в очередной раз хочется поблагодарить наше руководство, которое понимает, что оркестр растёт, когда работает с приезжими дирижёрами.
– Что отличает великого дирижёра от посредственного?
– Мне повезло. Меня три раза выбирал для своих мастер-классов Юрий Иванович Симонов, которые он проводит в Московской филармонии с Московским симфоническим филармоническим оркестром. Он очень понятно выразился, что такое хороший дирижёр: «С хорошим дирижёром средний оркестр звучит хорошо, хороший оркестр – великолепно». Дирижёр на одну ступень повышает уровень оркестра. Действительно, если приезжает дирижёр с ясным жестом, точным пониманием своей задачи, с умением находить подход к людям, то за три репетиции в звучании оркестра появляются новые краски.
Нам удаётся приглашать музыкантов из самого высшего эшелона. Так, с оркестром работал Александр Рудин, который сейчас возглавляет Российский национальный оркестр; Московский камерный оркестр Musica Viva – это тоже его оркестр. К нам приезжал Алексей Уткин – главный дирижёр Государственного камерного оркестра. И многие другие. Надеюсь, что будет возможность это продолжать.
– Не возникает чувство ревности, когда за дирижёрским пультом кто-то другой?
– Во-первых, это моя инициатива. Скажу по секрету, что это и для меня большой мастер-класс. Я стараюсь посещать все репетиции и всегда нахожу для себя что-то новое.
– А как реагируют оркестранты?
– У них вообще глаза горят. Это праздник не только для публики, но и для музыкантов. От сотрудничества с большими мастерами оркестр заряжается, профессионально растёт.
– Чем наполнена ваша жизнь вне оркестра?
– Люблю автопутешествия. Много езжу по Омской области и открываю для себя новые красивые места. И это потом тоже использую в работе. Например, мы сняли клип на руинах Петропавловского винокуренного завода. Это место находится в двухстах километрах от города, в Муромцевском районе. Среди развалин Вивальди звучал совершенно фантастично! Клип мы сняли во время отпуска на абсолютном энтузиазме, но результат получился отличный. Теперь планируем провести съёмки в других локациях – на высоком берегу Иртыша, на «марсианском» ландшафте озера Эбейты…
– Вы романтик или реалист?
– В моей профессии одно без другого не может существовать. Мало эмоционально заряжать оркестр, нужно давать чёткие указания. К тому же дирижёр в региональном оркестре должен вникать во всё, что касается и заработной платы, и графика репетиций, и одежды для музыкантов… И должен знать, что происходит в коллективе, какие у людей трудности.
– Не планируете уехать из Омска?
– Хорошо там, где нас нет. Здесь у меня интересная работа, есть возможность делать то, что нравится. Я родился и вырос в Новосибирске, но, как-то раз приехав в Омск, полюбил этот город. Был апрель, солнечно, я шёл по Любинскому проспекту и любовался старинными зданиями… В какой-то момент почувствовал мелодию этого места и то, что мне здесь очень комфортно. К тому же в Омский симфонический оркестр был нужен кларнетист. И я остался.
Беседовала Лана ПЕТРОВА.