Найти тему

Почему Дженни не умеет играть на пианино?

Оглавление

Грустная маленькая история со счастливым концом

Я посвящаю эту статью всем людям, которые когда-либо пытались научиться музыке, но не смогли.

Мама Дженни не родилась с серебряной ложкой во рту. Ее родители никогда не могли позволить себе фортепиано и уроки. Но у мамы Дженни была одна особенная песня, которую она всегда мечтала научиться играть.

Это никогда не происходило.

Она выросла, сделала успешную карьеру, вышла замуж и родила Дженни. В ее жизни все встало на свои места. Единственное, о чем она когда-либо по-настоящему сожалела, так это о том, что так и не научилась играть на пианино. «О, хорошо, моя дочь сделает это!» сказала она себе.

Дженни любила музыку с самого рождения. Она очаровывала всех, кто видел ее, когда она пыталась танцевать всякий раз, когда слышала любимую песню семьи. Ее маленькие ножки не могли перестать двигаться в такт, когда она пела слова песни. 

Когда Дженни исполнилось шесть лет, мама Дженни купила красивое пианино и начала искать учителя игры на фортепиано. Она представила себе свой сон: прекрасный вечер, рояль, сверкающий, когда лучи заходящего солнца танцуют на его блестящей поверхности, и ее Дженни, сидящая за роялем и играющая любимую семейную песню.

Реальность была болезненно другой. Через два месяца Дженни начала бояться уроков игры на фортепиано. Мама Дженни делала все возможное, чтобы поддерживать ее и помогала ей во время тренировок; они оба изучали теорию музыки, работали над упражнениями и тренировали ноты и тональности.

Но у Дженни не было заметных успехов в исполнении каких-либо песен. Она была далеко не готова выучить любимого фаворита семьи. В ее методических пособиях было несколько песен, но они были очень элементарными. Однажды мама Дженни не могла больше ждать и пошла в музыкальный магазин, чтобы найти ноты для их песни.  

«Эта песня действительно красивая, но она слишком сложна для вашего ребенка!» — воскликнула учительница Дженни по игре на фортепиано, когда она посмотрела на ноты. «Просто придерживайся ее уроков, пусть она репетирует как можно больше, и через год или два мы начнем работать над твоей любимой песней». 

Учитель был абсолютно прав! Дженни боролась даже с простым нотным станком. Она постоянно путала одну ноту с другой и регулярно пропускала ключи то здесь, то там. «Если ей потребовалось 2 месяца, чтобы выучить простой нотоносец, сколько времени потребуется, чтобы перейти к более сложным произведениям?» Мама Дженни устало задумалась. Она устала от постоянных ссор с дочерью из-за домашних тренировок. Она и представить себе не могла, какой ошеломляющий сюрприз преподнесет Дженни пару месяцев спустя на первом фортепианном концерте.    

Начало концерта прошло вполне ожидаемо. Дженни очень нервничала, но не забыла свою пьесу, когда пришло время выступать на сцене. Мама почувствовала большое облегчение. Вся тяжелая работа, наконец, окупилась, и пришло время гордиться. . . хоть на мгновение. Затем на сцену вышла Лилиан, подруга Дженни. Она записалась на уроки игры на фортепиано после того, как узнала, что их берет Дженни. «Хм, интересно, какую пьесу из методички сыграет Лилиан? Мне нужно поговорить с мамой Лилиан о том, как они справляются с тренировками, — подумала мама Дженни. Лилиан внимательно посмотрела на клавиши пианино и начала свое выступление. ЭТО БЫЛА ЛЮБИМАЯ ПЕСНЯ СЕМЬИ ДЖЕННИ!!! Ни мама, ни Дженни не могли поверить своим ушам. Они оба были раздавлены.

Мама Дженни не могла спать всю ночь. Она несколько раз прокручивала в голове концерт. Самым болезненным воспоминанием было увидеть разочарование в глазах Дженни. Девушке действительно было больно. «Мама, я так люблю музыку! Почему я не могу играть на пианино, как Лилиан?» Она снова и снова слышала мучительный крик своей дочери, пока та ворочалась, пытаясь уснуть. 

"Действительно почему? Почему Дженни так тяжело учится играть на фортепиано? Похоже, она действительно ценит музыку. Она любит танцевать и петь. Может она и не музыкально одарена, но в школе учится отлично! Что не так и как это исправить?» Мама Дженни спрашивала себя снова и снова в течение долгих бессонных часов.

«С вашей дочерью все в порядке!» Учитель Дженни сказал на следующее утро. «Ваша дочь отлично учится, и ее успехи очень стабильны. Тебе не о чем беспокоиться!»

«Но Лилиан уже играет такую ​​продвинутую музыку, а моя Дженни… . ».

«Видите ли, у Лилиан врожденный музыкальный талант», — ответила учительница. «Она очень быстро схватывает музыку, у нее отличная память. Она настоящий вундеркинд. К сожалению, такие способности встречаются нечасто. Это плохие новости. Хорошая новость в том, что Дженни тоже умеет красиво играть. Просто потребуется немного больше тяжелой работы».

После каникул Дженни категорически отказалась от продолжения уроков игры на фортепиано. Мама Дженни почему-то восприняла это решение со вздохом облегчения. Они закрыли крышку пианино, и члены семьи забыли, что оно когда-либо существовало. 

Через пару месяцев Дженни исполнилось семь. Лилиан пришла на ее день рождения. После того, как все веселье и празднование закончились, мама Дженни вдруг спросила: «Лилиан, милая, не могла бы ты поставить любимую песню нашей семьи? Помните ту пьесу, которую вы играли на своем сольном концерте пару месяцев назад?

«О, я уже забыл эту музыку!» — небрежно ответила девушка.

«Мне очень жаль это слышать», — сказала мама Дженни в отчаянии. Внезапно счастливая мысль осветила ее лицо. «Я совсем забыл! У нас есть ноты песни!» Она открыла скамейку с пианино и положила ноты на пианино.

Лилиан прищурилась, глядя на записи. Потом она безнадежно оглядела комнату и начала ерзать на скамейке. — Я не могу это читать, — наконец призналась она.

— Но ты выучил это произведение, читая, верно? — несколько озадаченно спросила мама Дженни.

"Конечно! Мы читали это, когда моя учительница сидела рядом со мной, и я многое запомнила, глядя на ее руки, — прошептала Лилиан.

Позже история Дженни приняла совершенно поразительный оборот. Прежде чем я перейду к этому, у меня как у музыкального педагога есть несколько важных мыслей, которыми я хочу поделиться с вами. Многие родители, как мама Дженни, ищут ответы, когда отправляют своих детей на уроки музыки. Одним из наиболее распространенных является:

Мой ребенок очень быстро научился читать книги. Почему ему трудно читать ноты?

Многие думают, что чтение слов и чтение музыкальных нот — это один и тот же процесс. Это правда?

Дети учатся читать после того, как они могут свободно говорить на том же языке. Но когда мы играем на пианино, мы «говорим» пальцами. Это наш «голос» и «голосовые связки». Есть ли у нас врожденный навык управлять своими 10 пальцами так же, как мы управляем своими голосовыми связками? Конечно, нет! По этой причине начинающий учиться игре на фортепиано любого возраста пропускает клавиши и борется с работой пальцев, точно так же, как младенец, чьи первые попытки заговорить начинаются с бормотания и вокализации звуков. Очевидно, что научить говорить кого-то, кто не может произнести ни одной фразы, — это не то же самое, что научить студента, который не может перестать болтать.

Еще один момент для размышления: пяти- и шестилетние читатели уже способны фокусировать свое внимание на строчных буквах, а затем перемещать этот фокус по строке слов. Они часто используют палец или линейку, чтобы отметить свое место на странице, потому что боятся потерять слова. Но при игре на фортепиано дети видят более десяти черных треков и одиннадцать белых, по которым они должны пройти все сразу! Удерживать внимание на всех этих треках — навык, требуемый только на аренах игры на фортепиано и в шахматы. К сожалению, начинающие пианисты не могут помочь себе, указывая, потому что их пальцы заняты клавишами.

Чтение нот — не единственное препятствие, с которым приходится сталкиваться ученику по игре на фортепиано! Рассмотрим пространственное отношение клавиш на фортепиано к партитуре. Начинающим приходится делить свое зрение между нотными обозначениями (само по себе это не простое достижение) и своими руками на клавишах. В противном случае они не поразят правильную цель! Бедняжки, они не могут ни чихнуть, ни даже высморкаться из-за боязни потерять свое положение на клавишах — и целую вечность, чтобы снова его найти!

Еще одна задача — выучить звучание ноты «на слух». Любой дошкольник уже может четко различать О и У, а также У и У. К сожалению, этого обычно нельзя сказать о музыкальном слухе того же ребенка. Определить разницу между до и до-диез не каждому ребенку (и даже взрослому) не по силам. Причина этого проста и понятна: всю свою жизнь дети были слишком заняты тем, чтобы научиться выражать свои желания словами! В некотором смысле речь для них — вопрос выживания. Поставьте себя на место ребенка. Вы хотите сказать: «Я хочу конфеты», но вместо этого несете чепуху. Что вы получаете? Возможно, немного брокколи и моркови на пару. Что касается вашей способности отличать до-диез от до-диез, это не так важно по сравнению с реальной драмой, не так ли?

Короче говоря, наши дети от природы не склонны читать ноты так же, как они готовы читать книги. Они не могут сосредоточиться, их навыки координации все еще развиваются, а их музыкальный слух нуждается в улучшении. Ни один учитель начальной школы не ожидал, что такие «новички с особыми потребностями» будут читать книги. Ни за что!

Но у учителей фортепиано нет выбора. Таких студентов берут с энтузиазмом, потому что они просто любят музыку, ну и... . . альтернативы нет. Но, по крайней мере, у них всегда есть шанс «выиграть в лотерею» и заполучить действительно умного «малыша» (всегда интересно иметь элемент непредсказуемости в своей работе). Эти учителя делают все возможное, чтобы научить вашего ребенка играть и наслаждаться музыкой с помощью доступных инструментов и методов.

Работа, которая стоит миллионы, но платит копейки.

Представьте себе: вы учитель английского языка в дошкольном учреждении. К вам подходит продюсер мега-шоу и делает предложение. Он говорит: «Если вы возьмете годовалого или двухлетнего малыша и научите этого парня декламировать сонет № 55 Шекспира за пару месяцев, чтобы он снял его для нашего шоу, наша компания вознаградит вас 2 миллионами долларов!» Каков был бы ваш план?

Прежде всего, вы попытаетесь выбрать самого талантливого малыша, которого сможете найти. Вы бы попытались найти малыша, который уже научился говорить достаточно связно, чтобы его понимали. Этот особенный малыш должен уметь слушать и концентрироваться, а также быть готовым повторять все, что вы говорите, возможно, с помощью нескольких милых подкупов.

Во-вторых, вы бы начали с упражнений; вы бы продолжали тренировки и никогда бы не отказались от упражнений. Вы будете повторять стихотворение слово за словом, день за днем, неделю за неделей, повторяя, повторяя и повторяя снова, вознаграждая каждый успех. Так же мы учим попугаев говорить. Нет другого способа заставить маленького карапуза пускать слюни, извините меня, декламировать Шекспира для глупого телешоу, сколько бы он ни платил! Малыши, видите ли, не мотивированы деньгами. 

Хотите верьте, хотите нет, но это именно то, с чем приходится сталкиваться учителю фортепиано каждый день при обучении новичков любого возраста. К сожалению, учителя фортепиано не получают миллионы за свою работу. (Очевидно, что они не мотивированы деньгами!) Учитель должен находить разные уловки и быть очень творческим, чтобы убедить вашего ребенка (того, с ограниченной координацией, который не может сосредоточиться и не может правильно распознавать ноты на слух, помните?) играть на пианино и получать от этого удовольствие. Кроме того, учитель фортепиано должен быть помощником и помощником рядом с беспомощным ребенком, а также няней и сиделкой. Он или она знает и понимает, через что проходит ваш ребенок, чувствует его боль и старается подсластить таблетку как можно большим личным сахаром и поддержкой.

Вы думаете, что я преувеличиваю? Хорошо. Сегодня вы собираетесь отвезти ребенка на урок игры на фортепиано и собираетесь исчезнуть — по делам. Можете ли вы перестать бегать и посетить класс для разнообразия? Постарайтесь впитать в себя то, что происходит во время фортепианного часа. На традиционном уроке игры на фортепиано вы увидите, что большую часть урока учитель будет проводить, пытаясь помочь вашему ребенку увидеть клавиши пианино и ноты с теоретическими объяснениями и указаниями. Ваш ребенок будет стараться изо всех сил, чтобы увидеть их, но все равно будет сбиваться с пути.

Чтобы помочь вашему ребенку следить за музыкальными нотами, учитель фортепиано будет указывать на каждую ноту ручкой, карандашом или симпатичной маленькой указкой (самые приземленные люди тоже используют палец!) Не читают музыкальное произведение так же, как читают рассказы. Скорее всего, они будут заниматься «по одному такту», если они только начали произведение. Они будут очень усердно работать, и под «работой» я подразумеваю «работу» — работу с большим количеством теоретических объяснений и множеством упражнений. В конце концов, ученик выучит произведение наизусть, потому что тяжелая работа всегда окупается. Ну, почти . . . иногда!

Знаете ли вы самую распространенную проблему со здоровьем среди учителей игры на фортепиано? Вы можете подумать, что у них будут какие-то боли в руках или пальцах, и вы будете абсолютно неправы! Большинство учителей игры на фортепиано страдают от болей в спине. У них болит спина, потому что большую часть урока они наклоняются над вашим ребенком с указкой в ​​руке. Для того, чтобы выработать новый навык, любой новичок делает огромное количество ошибок. Преподаватель фортепиано скорее похож на боксерскую грушу для музыкального успеха новичка. . . ученик наносит много неудачных ударов (или нажимает не на те клавиши). Будучи профессионалом с тонким музыкальным слухом, учитель фортепиано вынужден мириться с большим количеством фальшивых нот и ритмических ошибок. Он постарается изо всех сил объяснить вещи, чтобы избежать этой пытки. Но знать, КАК это сделать, и ДЕЛАТЬ это не одно и то же.

Вы когда-нибудь задавались вопросом: почему в начальной школе дети сдают контрольные по чтению, а на уроках игры на фортепиано в основном исполняют сольные произведения? Простая истина о том, почему тесты по чтению не распространены на большинстве уроков игры на фортепиано, заключается в том, что большинство изучающих игру на фортепиано просто не могут бегло читать ноты! Вместо этого они артистично декламируют. Дети часто учатся что-то делать, копируя взрослых.

Музыкальные ноты - это не буквы! Это скорее ручки космического корабля.

Многие люди думают, что ноты похожи на буквы, но в музыкальном плане и что мы должны относиться к ним так же. Это не так!

Музыкальная партитура — это карта с координатами. Если мы не видим всей картины, мы упускаем весь смысл чтения музыки. Указывая на каждую ноту, учитель игры на фортепиано как бы освещает ее прожектором. Но остальное остается во тьме.

Мы читаем книги в одном направлении – слева направо или справа налево. Делая это, мы учимся смещать фокус нашего взгляда, следить за указкой и копировать слова в одном и том же точном направлении. В партитуре нет последовательного направления, потому что ноты движутся вверх и вниз по мере их продвижения слева направо, но когда мы пытаемся сыграть их на фортепиано, нам приходится перемещать внимание и руки вправо и влево одновременно.

Как вы думаете, это легко? Возьмите ручку или карандаш и лист бумаги. А теперь запишите это предложение: «Я люблю своего ребенка и хочу, чтобы музыка была частью его жизни!» Но пишите в столбик, сверху вниз. Разве это не немного неудобно? Это потому, что это полностью противоречит обычному методу письма.
Это можно назвать «навыком зеркального отражения», потому что люди обычно учатся делать многие вещи, глядя на мир, как если бы он был огромным зеркалом. Или, как могли бы сказать наши маленькие дети: «Обезьяна видит — обезьяна делает».

В английском каждая буква индивидуальна и неповторима. У него оригинальная графика и оригинальное «имя». Вот почему в школе дети учат по одной букве за раз, потому что очень важно отличать одну букву от другой. Мы тренируем свое зрение, чтобы видеть разницу.

Но музыкальные ноты графически представлены в виде похожих кругов. Имен у них тоже всего 7, несмотря на то, что звуков больше, чем букв алфавита. Учить каждую ноту за раз просто не имеет никакого смысла! Индивидуальные черты каждой ноты проявляются только в отношении к группе других, подобно тому, как мы учим четные и нечетные числа, группируем книги по возрасту читателей, жанру и алфавитному порядку. 

Вообще говоря, написанная музыка — это не литература, это пространственная карта. Чтение и воспроизведение нот больше похоже на пилотирование космического корабля: вам нужно нажать нужную кнопку в нужное время, чтобы добраться туда, куда вы хотите. Нажав не на ту кнопку (или клавишу), можно легко потеряться в пространстве и времени. Вы должны очень хорошо обращаться с пальцами и уметь точно видеть, где вы находитесь, где вы планируете быть и как туда добраться. Бах однажды сказал, что играть на органе очень просто: все, что вам нужно делать, это нажимать нужные клавиши в нужное время. Каждый хороший пилот должен обладать отличной координацией, метким зрением и умением ориентироваться; в противном случае пассажирам придется покинуть корабль!

На первый взгляд решение проблемы очевидно: ученик должен изучить теорию, запомнить ноты и клавиши фортепиано, сыграть различные упражнения для улучшения координации. Все эти приготовления помогут ему сесть перед нотным листом и начать уверенно читать ноты. К сожалению, во многих случаях этого просто не происходит. Почему? Потому что . . .

Восприятие музыки, координация, зрение и слух должны с самого начала работать вместе.

Иначе они поссорятся. Попробуем представить этот «чудесный» процесс в виде небольшой игры с персонажами.

Когда ссорятся навыки - пьеса в одном действии

Восприятие : О, меня тошнит от этих теоретических упражнений! Я хочу, чтобы ты сыграл для меня хорошее музыкальное произведение!

Координация : Разве вы не рады слушать мои упражнения???

Восприятие : Ваши упражнения скучны! Я устал от них! Я хочу настоящую музыку!

Видение : Ты такой эгоистичный! Вы когда-нибудь думали о других? Кому приходится заниматься чтением? Ты? Нет! Я должен быть во ВСЕХ ГЛАЗАХ! Но разве это кого-то волнует?

Восприятие : Ура! Наконец-то нам подарили песню! Конечно, это не
«Лунная соната», но хоть что-то приятное. «Мерцай, мерцай, звездочка»! Очень просто!

Координация : Просто?! Вы шутите? Я должен управлять 10 пальцами обеих рук! Насколько ЭТО просто?
Восприятие: И что? Вы выполнили множество упражнений обеими руками!

Координация : Как вы смеете сравнивать! Там мне приходилось многократно играть один и тот же паттерн — это было просто! Эта бессмысленная музыка крутится и крутится, и она совсем не предсказуема, как упражнения, которые ты играешь! Это чушь! Я так не работаю!

Восприятие : Тогда почему бы нам не задействовать зрение? Тебе должно помочь!

Координация : О, правда? Что хорошего он сделает? Вижен застрял уже на самой первой ноте и все еще гадает, где найти две другие.

Уши : Эй, как долго мне тебя ждать? Перестаньте волочить ноги. Я засыпаю здесь! Вам должно быть стыдно за себя!

Координация: О, хватит пытаться быть боссом! У меня здесь чертовски много ключей, а ты ничего не делаешь, только ждешь. Разве ты не видишь, что мне приходится рыться здесь в полной темноте? Руки напрягаются от страха вляпаться во что-то не то. Эй, Вижен, помилуй, ПОМОГИТЕ!!!!

Вижен : О, да? Если я отведу взгляд от этой записки, я уже не смогу найти ее снова. Попробуй без меня, пожалуйста, проползи по клавишам, ладно?

Уши : Боже мой! Что ты делаешь? Ты сошел с ума? Ты делаешь мне больно! Вы берете все неправильные ноты!

Координация : О, прошу прощения. . . Ключей столько, а работаю только я, черт возьми. . .

Видение : О-о. . . Где я? Кто-нибудь помогите!

Координация : Легко сказать! Я сама еле двигаюсь. . .

Уши : Хватит уже! Я выхожу отсюда! Я не сыщик, который может найти музыку в нескольких фальшивых нотах, сыгранных в темпе умирающей черепахи.

Восприятие : Ребята, в чем проблема? Почему бы тебе не использовать правильную аппликатуру? Почему ты не держишь ритм? Ты спишь? Разве вы не слышали, что учительница сказала на чистом английском: «ускоряйтесь и играйте с выражением!»

Координация, зрение и слух : вы с ума сошли? Сделай сам! Выражайтесь сколько хотите!

Восприятие : Это бунт? Что мне теперь делать? Если ты не можешь сыграть такую ​​простую песню, я просто бесполезен.

Зрение, Слух и Координация : Да, ты действительно болван. Мы все кучка болванов, если честно! Нет никаких шансов, что мы когда-нибудь станем опытными. Нам лучше просто сдаться. Наш учитель прав: не каждый может быть Моцартом!

Конец.

Вся эта «драма» происходит во многих музыкальных классах каждый день, потому что навыки, необходимые для игры на фортепиано, сначала развиваются отдельно. Чтобы этого не произошло, мы должны вспомнить историю о велосипеде.

Правило стационарного велосипеда или
как мы должны развивать сложные навыки

Если вы ходите в спортзал и используете велотренажер для кардиоупражнений, значит ли это, что вы можете кататься на настоящем велосипеде? Конечно, нет! Потому что езда на велосипеде требует сложного набора навыков. Вы не научитесь балансировать на велотренажере, но это недостающее, но необходимое звено в обучении езде на настоящем велосипеде.

Что произойдет, если вы попытаетесь покататься на настоящем велосипеде после тренировки на велотренажере? Если вы атлетического типа с хорошим чувством равновесия и координации, маловероятно, что вы будете бояться получить травму, если упадете. Однако кто-то менее опытный может бояться упасть или бояться даже попытки.

Именно это и происходило на протяжении многих веков с обучением игре на фортепиано, потому что в музыкальном образовании есть недостающее, но необходимое звено, как в примере с подготовкой к гонке на велотренажере. Это звено — визуальное восприятие партитуры и тональности.

Изучение сложного набора навыков требует, чтобы все компоненты были разработаны вместе с самого начала, чтобы построить сильную единую сеть. Потеря какой-либо из отдельных частей сети, даже на короткое время, усложняет процесс обучения для многих учащихся, за исключением разве что самых структурированных игроков.

Игра на фортепиано — это взаимосвязь между клавишами пианино и музыкальными нотами — много взглядов и мало фактического видения.

В чем разница между смотреть и видеть? На мгновение представьте, что вы впервые смотрите на ноты для фортепиано и понимаете, что они написаны на незнакомом вам языке. Или представьте, что вы стоите на чужой кухне и ищете солонку среди всех специй на полке, но не видите, что могла бы найти хозяйка с закрытыми глазами. Когда ученик любого возраста впервые смотрит на клавиши фортепиано и партитуру, он слеп, точно так же, как вы ищете соль среди всех специй на полке. Когда человек не может видеть, ему нужно развивать умение видеть, а не хрестоматийные знания о том, как видеть вещи. Большинство студентов, изучающих фортепиано, ограничены музыкальным образованием, которое делает их слепыми. Многие известные школы пытаются иначе решать проблему музыкальной слепоты, но у всех подходов одна и та же основа — опора на мышечную память. Именно так мы учим слепых. Как учатся слепые? Они учатся на ощупь. Им тоже нужна помощь. 

Российские педагоги-музыковеды борются со слепотой без конца играя гаммы, пальчиковыми упражнениями и этюдами. Создатели методических пособий по всему миру борются со слепотой, предлагая программу «положения руки», когда руки и пальцы привязаны к определенным клавишам. Некоторые школы заявляют, что чтение нот в начале не обязательно, и что игра «на слух» является более плодотворным подходом. Некоторые школы дарят новичкам листы с номерами пальцев. Некоторые изобретатели создают системы тренировки мышц, слепо гоняясь за светящимися клавишами или перемещая разноцветные объекты на экране монитора.

Некоторые изобретатели используют интерактивные компьютерные программы, чтобы научить глаза тому, что им нужно видеть.

Эти методы похожи на велотренажер! Все они упускают из виду один важный компонент сложного навыка игры на фортепиано: визуальную/пространственную интеграцию. Поэтому, если мы хотим сделать уроки игры на фортепиано более эффективными, наша обязанность — позволить людям ВИДЕТЬ ноты и их связь с клавишами фортепиано с самых первых шагов.

Как это сделать? Это не так сложно, как можно подумать! Это может быть достигнуто так же, как мы делаем это в повседневной жизни. Когда мы имеем дело с чем-то, что плохо видим, мы ОТМЕЧАЕМ это, подчеркиваем или добавляем выделение и ярлыки! Эти знаки помогают нашим глазам видеть. Но недостаточно использовать яркие маркеры для раскрашивания музыкальных нот. Мы должны делать это логично и организованно, чтобы это было понятно нашим ученикам! Когда мы классифицируем внешне похожие вещи, мы должны учитывать их выдающиеся особенности, чтобы добавить визуальную поддержку зрению. Посмотрите на полки со специями в продуктовых магазинах! Есть сотни одинаковых баночек, но они организованы таким образом, чтобы помочь нашим глазам получить то, что мы хотим: на каждой баночке есть название и изображение специи. Затем они располагаются в алфавитном порядке!

Многие дети способны выучить буквы еще до того, как пойдут в школу, потому что люди создали для них ярко выделенные буквы алфавита. Помните, как мы учим детей с помощью карточек или кубиков? Каждая буква представлена ​​крупным шрифтом с картинками и цветами, которые помогают детям увидеть связь между абстрактной буквой, картинкой и фонетическим произношением. Например, дети видят изображение яблока, говорят «яблоко» и понимают букву А!

Та же стратегия может быть использована с нотами! Но когда мы выбираем, например, 12 разных цветов для 12 разных клавиш пианино, мы упускаем весь смысл визуальной поддержки в обучении.  
Могут ли эти 12 цветов добавить к тому факту, что 12 разных клавиш имеют 12 разных звуков? Не совсем. Они просто добавляют путаницы.

Каждая музыкальная нота имеет выдающиеся особенности. Мы должны определить все эти ноты и сделать их очевидными для зрения новичка.

  1. Если все музыкальные ноты расположены либо на пробелах, либо на линиях, почему бы нам не раскрасить их в два контрастных цвета, чтобы глаза новичков сразу уловили разницу? (Рисунок 1 – Карта)
  2. Если пробелы и линии — это одни и те же дорожки, почему бы нам не представить их одинаковой ширины на начальном уровне? Дети больше не будут думать, что белая дорожка — это «перерыв между линиями»!
  3. Если скрипичный и базовый ключи в основном предназначены для разных рук, то лучший способ представить их — тоже придать им разные цвета, но цвета, скажем, дерева. Это помогло бы объяснить постепенные изменения высоты тона — от темного к светлому, от ствола к макушке. (Рисунок 2 – Ода радости 4)
  4. Если музыкальные ноты идут вверх и вниз, а соответствующие клавиши идут вправо и влево, почему бы нам не повернуть большой нотоносец боком в элементарной презентации, чтобы выровнять ноты с клавишами и помочь новичкам сразу ВИДЕТЬ прямую связь между ними? (Картинка 3 – Ода радости 2)
  5. Если музыкальные ноты имеют только семь названий для всех тональностей и звуков, почему бы нам не поместить ярлык с этими именами на каждую ноту и тональность? Таким образом, новичок будет легко ВИДЕТЬ отношения, а не искать информацию. (Рисунок 4 – Ода радости 1, Рисунок 5 – Клавиатурный алфавит)
  6. Если так сложно перемещать взгляд по всем линиям и пространствам, то почему бы не использовать компьютерную интерактивность для поддержки фокусировки на начальном этапе, а затем в меру развить его способность к перемещению?

Многие учителя и многие родители боятся слишком сильно поддерживать новичков, потому что думают, что станут от них зависимыми. Но дорожные знаки никогда не баловали ни одного водителя, особенно когда местность незнакомая и дорога окутана туманом. Разве вы не помните свое собственное разочарование из-за того, что знаки были слишком маленькими и размытыми, когда вам очень нужно было увидеть, куда идти? Но мы никогда даже не смотрим на знаки, когда знаем дорогу.

Сегодня настало время решить, дадим ли мы нашим ученикам лучший инструмент, чтобы они могли видеть ноты и клавиши пианино и эффективно учиться, или пусть они остаются в темноте только потому, что мы учились другим методом. Для многих бывших студентов-фортепиано очевидно, что нужно делать! Но это очень трудное решение для крупных музыкальных учебных заведений, музыкальных издателей и учителей музыки. Много денег уже вложено в методические книги и ноты, все из которых пытаются объяснить глазам то, что они должны видеть, и пытаются с самого начала представить традиционный Большой нотоносец. Главный вопрос здесь заключается в том, чьи интересы мы используем, чтобы решить: интересы людей, у которых есть личные/финансовые причины для сохранения статус-кво, или интересы наших детей?

Продолжая уроки музыки в «слепом режиме», миллионы родителей не только тратят огромные деньги на очень медленные и неэффективные способы обучения игре на фортепиано, но и вкладывают средства в способы обучения музыке, которые могут полностью изменить жизнь их детей к худшему. . . вводя фрустрацию и неудачу в раннем возрасте.

Эпилог. Как Дженни в конце концов научилась играть свою любимую песню

Почти год Дженни не прикасалась к клавишам пианино. Когда она проходила мимо инструмента, она пыталась смотреть в другом направлении. Было больно думать, что она неудачница, и вместо этого она попыталась сосредоточиться на счастливых мыслях. Однажды она слушала запись любимой песни семьи и вдруг узнала высоту каждого звука! Она услышала в голове «do la fa re» и заволновалась. «Я должен проверить, правильные ли у меня ноты, примерив их на клавиши!» Дженни решила, подходя к пианино и открывая крышку. Да, все было в порядке! В тот же день Дженни провела несколько часов, играя разные записи, а затем повторяя одну и ту же музыку на фортепиано. У Дженни было то, что люди называют «абсолютным слухом» — способность определять высоту каждого звука на слух. Это подарок, маленький подарок от природы.

Дженни «поняла»! Нотная запись начала обретать для нее смысл. Ее продвинутый слух мгновенно находил связь между каждой клавишей и нотой в нотах. 

Однажды мама Дженни осторожно спросила: «Ты хочешь продолжить уроки игры на фортепиано?» "Я думаю, я сделаю!" Дженни ответила. Она пошла к тому же учителю и возобновила работу с большим энтузиазмом.

Через несколько лет, когда она заканчивала школу, у нее был последний сольный концерт. Мама Дженни сидела в первом ряду. Первой на сцену вышла Лилиан. Она сыграла блестяще! «Она драгоценный камень!» прошептала мама Дженни на ухо маме Лилиан. Дженни играла следующей. Она сыграла Рахманинова, и это была выдающаяся игра. После того, как Дженни закончила произведение, ей аплодировали стоя. Дженни повернулась лицом к толпе и сказала: «А теперь я хочу сделать небольшой подарок своей маме!» И она сыграла любимую песню их семьи. По сравнению с Рахманиновым это была довольно простая музыка, но мама Жени была растрогана, и у нее на глаза навернулись слезы.

«Знаешь, мама, я поступаю в Музыкальный университет», — сказала Дженни в тот же день. «Я хочу понять, почему сначала я не умел играть на пианино, а теперь умею. Почему мне понадобилось «чудо», чтобы добиться успеха. Может быть, я смогу помочь другим сделать это тоже». «Я думаю, ты принял правильное решение!» — ответила мама Дженни.

Это правдивая история. Это случилось давно со мной и моей мамой. Да, я вдруг «выиграл в лотерею», когда понял, что обладаю природной способностью слышать абсолютную высоту звука каждого музыкального звука. Когда прекрасный мир музыки наконец открыл мое сердце, я очень испугался. Я боялся, что если бы не этот «дар», то навсегда остался бы музыкально слепым. Вы никогда не боитесь потерять то, чего у вас никогда не было, пока вы это не получите и не оцените по достоинству. Тогда вам не все равно!

С тех пор я проделал долгий путь в поисках ответов на вопрос, почему многие другие «Дженни» не умеют играть на пианино. Я обнаружил некоторые очень важные вещи, которыми я теперь делюсь со своими читателями.