В нашем мире присутствует один странный парадокс: несмотря на то, что мы технически продвинуты, большинство из нас в основном неграмотны. Есть международный язык, который не преподается в государственных школах и отсутствие которого ведет к невежеству и потере духовности. Это язык музыки. Представьте себе нашу планету, которой управляют технически оснащенные, но духовно неразвитые люди. Мне становится страшно даже думать о жизни в этом мире, а тебе?
Я разговаривал с учителями музыки в государственных школах, исполнителями музыки, представителями различных отделов образования и даже политиками. Я говорю им, что людям нужна музыка в ее высшей форме, тем более, что средства массовой информации агрессивно рекламируют нищую поп-культуру. Интеллектуальный и духовный застой и деградация очевидны.
Я получаю разные ответы. Чаще всего говорят, что
- Музыка в ее высшей форме всегда была прерогативой элиты;
- С музыкальным образованием все в порядке;
- В современном мире есть более важные проблемы.
Мне потребовалось много времени, чтобы заставить меня быть услышанным. Более двадцати пяти лет я пыталась заставить людей понять важность серьезного общественного музыкального образования и проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашем современном музыкальном образовании.
Язык наших душ
Будучи тяжело больным, переживая потерю возлюбленной и помышляя о самоубийстве, Бетховен находил утешение в музыке. Именно тогда он создал свою «Лунную сонату» и Симфонию № 3. Его боль превратилась в прекрасную музыку, тогда как она могла стать разрушительной силой. Что бы вы предпочли видеть в руках страдающего человека: оружие или музыкальный инструмент? Музыка – это язык души. Когда мы не слушаем музыку, наши души становятся косноязычными и обездоленными.
К тому же душу нельзя взращивать на материалах современной поп-культуры. Способности поп-музыки серьезно ограничены необходимыми ритмическими рисунками и предсказуемостью модных мелодий. Наша молодежь жует жевательную резинку, основным ингредиентом которой являются поп-певцы и исполнители-однодневки, которые «творят музыку», комбинируя пару цепляющих мелодичных фраз с синтезаторными вариациями. Всем известно, что нам нужно есть здоровую пищу, чтобы сохранить свое тело молодым и здоровым. Точно так же мы отчаянно нуждаемся в хорошей музыке, если хотим сохранить свою душу здоровой и молодой.
Мифы о музыкальном образовании
Если вам говорят, что ваших детей учат музыке в школе, в большинстве случаев ЭТО НЕПРАВДА. Им рассказывают ПРО музыку. Им рассказывают иллюзорные сказки о музыке и композиторах и даже разрешают дуть в магнитофоны. Лучшее, что ваши дети могут вынести из таких уроков, — это поверхностное знакомство с понятием пары октав плюс полное неумение играть даже самые простые песни, требующие использования двух ключей. Если повезет, они могут вспомнить имена нескольких известных композиторов и прослушать один-два классических шедевра. Это станет их восприятием музыкальных сокровищ мира.
НЕПРАВДА, что дети могут начать учить ноты только после достижения ими школьного возраста. Это огромный просчет, встроенный в большинство распространенных методов, основанных на абстрактном мышлении и запоминании, навыке, превосходящем способности многих детей младшего школьного возраста, не говоря уже о дошкольниках.
НЕПРАВДА, что внедрение эффективного музыкального образования в государственные школы потребует огромных финансовых вложений. Единственное, что нам нужно сделать, это открыть глаза и признать наличие проблемы, и настоятельную необходимость решить ее как можно скорее. Создание такой неэффективной и во многом ущербной системы музыкального образования — огромный просчет нашего общества. Несправедливо, что серьезное музыкальное образование доступно только детям из благополучных семей. Мир наполнен музыкой, и это жестокая дискриминация, когда дети из менее обеспеченных семей не имеют возможности научиться понимать музыку.
Почему важно учиться музыке с самого раннего возраста?
Я приехала в Соединенные Штаты, когда мне было тридцать три года. На тот момент моей дочери было шесть лет. Я никогда не смогу избавиться от своего русского акцента, а у моей дочери его нет вообще. Интересно знать, что два центра мозга, отвечающие за развитие речи и музыки, расположены рядом друг с другом. Развитие этих двух центров продолжается, пока ребенку не исполнится тринадцать лет. Значит ли это, что у нас есть ТОЛЬКО 13 лет, чтобы воспитать интеллектуально адекватного ребенка? Нет! Это означает, что у нас есть 13 лет, когда ребенок естественно легко усваивает информацию и быстро осваивает новые навыки, формируя прочную пожизненную интеллектуальную базу для языка и музыки.
Мы знакомимся с удивительным миром музыки с первых дней нашей жизни. Младенца окружают звуки музыки. Какая музыка? Это важный вопрос. Я согласен с большинством ученых - классическая музыка, особенно произведения Моцарта, лучшая основа для построения музыкальной среды вашего ребенка. Этого достаточно? Что ж, многие с энтузиазмом покупают кассеты и диски с названием «Эффект Моцарта», а потом просто ждут результатов такого «музыкального образования», чувствуя, что выполнили свой долг. Это почти как ждать, пока ваш ребенок научится читать, заставляя его или ее постоянно слушать аудиокниги. Этого никогда не произойдет. Вы должны научить ребенка музыке.
В начале было слово. Может быть, это была песня!
Сначала ребенок воспринимает мир через органы чувств. Он мыслит цветами и формами. Он любит картины и обожает все "пробовать" своими руками. Делая это, он учится держать ложку, разговаривать и завязывать шнурки. Сначала он реагирует на нашу интонацию, прежде чем начинает понимать смысл наших слов. Например, родитель называет имя ребенка двумя тонами. По тону голоса малыш отвечает и понимает призыв родителя или то, что ему сообщают. Вот почему музыкальный язык является важнейшим инструментом развития мозга маленьких детей. Мелодия речи и мелодия песни оказывают сильнейшее влияние на мозг ребенка с самого рождения. Более 2300 лет назад древний философ Платон однажды сказал: "Музыка является более мощным инструментом образования, чем любой другой".
Мозг человека разделен на 2 полушария: левое и правое. Они соединены перемычкой, называемой мозолистым телом. Как известно, ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ управляет ЛЕВОЙ частью тела человека, а ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ – ПРАВОЙ. Мозолистое тело обеспечивает связь между полушариями. Чего вы, возможно, не знаете, так это того, что каждая часть вашего мозга имеет разные функции и даже разные истории! Недавно было обнаружено, что ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ является базой для логического и абстрактного мышления, а ПРАВОЕ отвечает за творческое мышление, образы и музыку. Давным-давно наше ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ было более развито, и мы, как младенцы, воспринимали мир через его краски, образы, мелодии голосов и эмоции. Позже наша способность собирать информацию, разобраться и уметь делать поспешные выводы стало приоритетом ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ. С тех пор обе части нашего мозга пытаются найти гармоничный баланс и общаться, как два больших города, соединенных мостом (мозолистым телом).
Многие думают, что знакомить детей с музыкальными азами нужно намного позже, когда ребенок уже способен к абстрактному мышлению и запоминанию. В большинстве случаев это происходит потому, что большинство систем обучения музыке в мире основаны на абстрактном запоминании и применимы в основном к ЛЕВОМУ ПОЛУШАРИЮ. Такие системы вызывают большую потерю драгоценного времени для развития мозга ребенка, а не только для развития музыкального языка.
Язык Музыки отличается от других языков тем, что он относится к древнейшим человеческим чувствам и к ПРАВОМУ ПОЛУШАРИЮ, потому что в его основе лежат мелодия и эмоции. Вот почему дети открыты для изучения музыкального языка задолго до того, как у них полностью разовьется абстрактное мышление. Музыкальная грамматика, собственно чтение музыкальных нот, может и должна быть изучена прежде, чем грамматика любого другого языка. Формируя и осваивая навыки изучения Музыки как языка, ребенок понемногу вовлекается в процесс абстрактного мышления и запоминания. Делая это, обе части его мозга становятся хорошо сбалансированными. Вот почему я считаю Музыкальный язык важнейшей составляющей человеческого развития в 21 веке.
Изучение музыкального языка активно задействует обе части мозга ребенка и создает множество связей между нейронными клетками. Было много публикаций о влиянии уроков музыки и фортепиано на мозг маленьких детей. Институт MIND в Калифорнии проводит подробные исследования по этому вопросу. Доктор Гордон Шоу, руководитель проекта, недавно опубликовал книгу «Не упуская из виду Моцарта», в которой точно описал, как уроки игры на фортепиано и музыка в целом повышают способность к рассуждениям, необходимым для совершенства в естественных науках и математике, и почему это это происходит. В начале исследования все учащиеся набрали баллы на уровне общероссийской нормы. По истечении шести месяцев те, кто брал уроки игры на фортепиано, набрали в среднем на 34% больше баллов в тестах пространственно-временных способностей.
Наши интеллектуальные достижения буквально в наших... руках!
Мы все любим своих детей. Мы хотим, чтобы они были счастливее, чем мы когда-либо были. Мы хотим, чтобы они были здоровее и сильнее, чем мы когда-либо были. Мы хотим, чтобы они получали больше витаминов, и мы также хотим, чтобы они были хорошо сложены. Когда наши дети маленькие, мы в основном беспокоимся об их физическом развитии, думая, что мало что можем сделать с их интеллектом до того, как они действительно пойдут в школу. Однако мы должны знать, что физическое развитие детей и их интеллектуальное развитие связаны. Я попытаюсь объяснить, почему это так.
Мы можем судить о психическом здоровье наших маленьких детей по их внешнему виду. Если реакции ребенка быстрые и адекватные, если нет проблем с координацией, если движения ребенка очень гибки и точны, можно предположить, что полушария головного мозга ребенка хорошо уравновешены и что «оба города» имеют большую коммуникацию. Значит ли это, что такому ребенку суждено стать лучшим учеником в школе? Нет, это не так! Все не так прямо и просто, как кажется на первый взгляд. Почему? Ведь наряду с общей моторикой у каждого человека есть мелкая моторика.
Мелкая моторика жизненно важна для интеллектуального развития любого ребенка. Связь между человеческими руками и мозгом была спонтанно обнаружена в ходе многовековых наблюдений! Если сравнивать скелеты доисторического человека и человека разумного, то разница не в размере черепа, а в костном строении рук человека. У Homo sapiens более развитые и независимые пальцы. Все педиатры настоятельно рекомендуют молодым родителям обратить внимание на мелкую координацию своих детей. Для этого им дают небольшие предметы, просят поднять с пола маленькие шарики и работают с пластилином или пластилином. Когда вы играете с крошечными пальчиками своих малышей, обратите внимание на их реакцию. Большинство из них просто замирают от удовольствия, веселья и большого внимания.
Как учитель игры на фортепиано и музыкальный новатор, я провела бессчетное количество часов, работая с маленькими детьми. Я пришла к выводу, что к 24 месяцам любой человек способен управлять каждым пальцем правой и левой руки и координировать обе руки. Мои ученики в возрасте 2-3 лет смогли сыграть первое упражнение Ганнона, хроматическую гамму и до-мажор, а также детские песенки. Им это просто нравилось, как учиться кататься на велосипеде или кататься на коньках. Я была ошеломлена, увидев энтузиазм детей в выполнении таких сложных задач, которые обычно считаются скучными. Были очень внимательны и заинтересованы! Маленькие младенцы с расфокусированными глазами внезапно превращались в очень умных людей после 10-15 минут работы руками. После нескольких уроков музыкальных пальчиковых упражнений, их способность сохранять концентрацию и выполнять все более и более сложные задачи росла как снежный ком. У меня было несколько двухлетних учеников, которые работали так же усердно, как 6-7-летние школьники, по 30-45 минут. Все они НЕ были музыкальными вундеркиндами. Они были обычными малышами. Разница между ними и обычными детьми настолько очевидна, что я не могу перестать говорить об этом повсюду!
Вы считаете, что музыкальный талант – это дар от Бога? Но он подарил этот подарок каждому ребенку!
Восприятие музыки столь же естественно для человека, как и речь, и имеет еще более глубокие корни в нашем подсознании, поскольку оно ближе к нашим мыслям и чувствам. Музыка — это наш внутренний мост между чувствами и мыслями. К сожалению, обычные подходы к обучению превратили музыку в весьма искусственную и сложную науку, а обучение музыке — в заучивание множества абстрактных непонятных правил и долгую нудную муштру. Это как если бы вы пытались научить ребенка читать, объясняя сначала все правила грамматики. Такие методы обучения очень грубы и неэффективны для детей и создали миф о том, что серьезное музыкальное образование доступно лишь избранным.
Обучать детей музыке в основном означает развивать их природные музыкальные способности и связывать их воедино. Можно легко доказать, что любой средний ребенок, начиная с двухлетнего возраста, способен:
- Читать ноты вертикального нотоносца обеими руками;
- Играть простые песенки на клавиатуре обеими руками и всеми десятью пальцами;
- Запоминать простые произведения и воспринимать музыкальные ноты с помощью сольфеджио.
Я должна подчеркнуть тот факт, что любой средний малыш при правильном подходе к обучению способен выполнять вышеуказанные письменные задания без какого-либо напряжения или силы. В моем классе есть несколько учеников этой возрастной группы, выполняющих такие задания.
Каждый ребенок заслуживает того, чтобы его обучали музыке как языку. Что это должно означать? Если мы учим детей маршировать, петь песни, рассказывать им о композиторах, значит ли это, что они учат язык музыки? Нет! Это значит, что мы не учим детей языку музыки.
Говоря «Обучение музыке», я хотела бы рассмотреть способность любого ребенка воспринимать музыкальные звуки на всестороннем уровне, визуально узнавать и различать ноты на нотоносце, петь ноты и играть их руками на музыкальном инструменте.
Все попытки выучить музыкальный язык как таковой, без изучения музыкальной грамматики, ограничивают полноценное музыкальное развитие детей. Связывание звуков музыки с абстрактными образами и привязка их к системе открывает путь от спонтанного восприятия музыки к способности делать абстрактные выводы. Например, человек, владеющий навыками письма и чтения, неограничен в дальнейшем развитии своей человеческой речи.
Лучший способ выучить язык музыки
С первых дней жизни младенцы учатся, накапливая и осваивая навыки. Они не учатся говорить, просто запоминая правила грамматики, синтаксиса и пунктуации. Никто никогда не анализирует логическую последовательность движений, необходимых для завязывания шнурков. Чтобы научиться держать ложку, младенцу никогда не предъявляют график траектории движения ложки с яблочным пюре ко рту. Дети учатся ходить, говорить, держать ложку и завязывать шнурки, просто ВЫПОЛНЯЯ все эти действия. Научиться понимать язык музыки — это навык, аналогичный всем вышеперечисленным. Чтобы принять эту мысль, нужно лишь согласиться с тем, что музыка — это не прерогатива элиты, а скорее язык, который можно легко выучить и понимать во всей его красоте.
Каждый профессиональный музыкант, сталкивавшийся со сложностями музыкальной грамматики, знает, что мы всегда используем зрение, мышцы рук и гортани для чтения нот. Также всем известно, что важную роль в этом процессе играет наш слух. Однако музыкант никогда не останавливается на каждой ноте музыкального произведения, чтобы сравнить образ ноты СИ с тем, что хранится в его сознании. Мы одновременно анализируем целые группы нот, и этот процесс происходит мгновенно. Современный метод изучения нот путем построения ненужных логических цепочек вроде «эта нота стоит на этой строке» или «каждый хороший мальчик хорош» заставляет меня думать о русском человеке, пытающемся выучить английский язык, сначала выучив японский. Представьте себе глубину абсурда, которую может повлечь за собой этот метод!
Тем не менее, большинство учителей музыки используют именно эту систему для обучения детей музыке. Миллионы детей во всем мире тратят свое время, пытаясь абстрактно запомнить расположение каждой ноты на нотоносце. Что ж, позвольте мне сказать вам следующее: возможно, что любовь к музыке, которую многие дети испытывают с раннего возраста, может быть жестоко убита нашими уроками современной музыки. Многочасовое абстрактное запоминание делает процесс обучения совершенно неэффективным для дошкольников и серьезно дефицитным для детей школьного возраста. И тогда миллионы взрослых пожимают плечами, чувствуя себя переполненными чувством вины за то, что им не хватило терпения выучить ноты наизусть. К сожалению, никто не говорит им, что это не их вина, а неудача их музыкальных педагогов, которые пытались учить их устаревшими методами, точно так же, как дантисты 16-го века пытались лечить зубы своих пациентов с помощью долота. Только учителя музыки несут ответственность за глобальную музыкальную безграмотность!
Тот, кто не имеет базовых знаний по музыкальной грамматике, открывает ноты и видит только черно-белые символы, которые кажутся практически неразборчивыми. Каждый музыкант моментально расшифровывает эти символы и способен услышать музыку, которую они составляют. Как это произошло?
До сих пор учителя музыки игнорировали тот факт, что музыкальные символы являются прежде всего графическим изображением ЗВУКОВ. Чтобы иметь возможность распознавать и читать ноты, наше зрение необходимо ОБУЧАТЬ различать эти графические символы. Это навык, который мы НЕ МОЖЕМ приобрести путем абстрактного запоминания расположения музыкальных нот.
Как мы вводим разные звуки?
Звуки имеют имена. В США они называются по буквам алфавита: A, B, C, D, E, F, G. Это хороший пример неадекватности современного метода обучения. Изо дня в день тысячи учителей музыки вредят нашим детям, давая им названия звуков, полностью разрывающие связь между нашим восприятием музыки и самими звуками. Такие педагоги воспитывают поколения музыкально-полуграмотных людей, из которых одни умеют только читать по нотам, а другие умеют только музицировать на слух.
Происходит это потому, что учителя музыки не знают или не хотят знать несколько основных фактов:
- Восприятие музыки задействует наш голосовой аппарат так же, как и слуховой.
- Всякий раз, когда мы слышим или играем мелодию, мы также подпеваем ей в уме.
- Буквы алфавита непригодны для пения музыкальных звуков.
- Пение буквенных слогов разрывает связь между звуком и нашим восприятием его.
Будете ли вы молчать, если узнаете, что потребление какого-то всемирно используемого продукта опасно для людей и потенциально калечит их? Вот почему я больше не могу молчать, видя, как тысячи детей ежедневно получают травмы из-за алфавитной системы обучения музыке, используемой безответственными педагогами.
Первый музыкальный инструмент – это наше тело. Первая музыкальная фраза исходила из человеческого горла. Эти два факта были хорошо известны итальянским музыкантам, создавшим музыкальную систему сольфеджио в XI веке. Позвольте мне рассказать вам об этом.
Как рождались ноты? Почему мы всегда должны помнить об этом?
Произошло это в маленьком итальянском городке под названием Ареццо, где когда-то жил монах по имени Гвидо. Гвидо не нравились алфавитные названия музыкальных нот. Действительно, никому не понравится, что разные звуки записываются одной строкой и длительность звуков определить непросто.
Самой большой проблемой монастырского хора была охриплость монашеских голосов. Во время пения на свадьбах и похоронах монахи очень дорожили чистотой голоса и старались как можно четче петь как григорианские песнопения, так и мадригалы в честь Девы Марии. Отсюда огромная популярность молитвы святому Иоанну, в которой монахи просили святого Иоанна избавиться от осиплости голоса. Молитва пелась на латыни. Каждая из его фраз начиналась со следующей более высокой ноты, например: Ут, Ре, Ми, Фа, Соль, Ла. Гвидо основывал свою систему названий нот на этих слогах, таким образом приписывая каждой ноте имя, более подходящее для человеческого голоса. ПОЧТИ лучше подходит. «Ut» звучало слишком грубо для искушенных в музыке итальянцев и вскоре трансформировалось в более удобное «До». Откуда взялся Си? (Си для ясности называют Ти в США, чтобы Си и Си не путались.) Си — это аббревиатура имени святого Иоанна, молитва к которому стала основой сольфеджио.
Эта новая система, изобретенная Гвидо в 11 веке, стала чрезвычайно популярной в Европе и Америке. Постепенно люди забыли имя изобретателя. Однако самое печальное, что мы, кажется, тоже забыли о важности аудио-вокального восприятия музыки. Пока дотошные итальянцы спешили поменять неудобную УТ на более музыкальную ДО, наши современные учителя музыки, обладатели степени бакалавра и магистра музыки, не стесняются использовать невозможные для вокализации слоги С, Е, D, F, G, A, B. Мало того, что они не думают, что они вредят детям, так еще и утверждают, что алфавитная система НЕОБХОДИМА при обучении музыке, так как дети не могут выучить ноты, пока не научатся читать.
Многие древние философские тексты пропагандируют важность начала образования ребенка с музыки. Эти тексты рассказывают нам о той роли, которую играет музыка в формировании психики, души и даже самого тела ребенка. Напротив, современная музыкальная педагогика позволяет нам учить детей музыке только после того, как они выучат буквы - буквы, НЕ связанные с музыкой! И этот метод практикуется уже несколько столетий! Как поразительно невежество поколений! Как вообще можно говорить о прогрессе музыкального развития человечества, когда профессиональные музыканты сознательно уничтожают все ростки понимания языка музыки?
Я хочу, чтобы вы знали, что обучение детей музыке по алфавиту ПЛОХО для их музыкального развития. Я хочу, чтобы вы сообщили об этом своему учителю музыки. Не стесняйтесь побуждать музыкальных профессионалов расширять свой кругозор в методологии музыкального образования. Это лучше, чем закрывать ребенку дверь в чудесный мир музыки.
Что такое музыкальный алфавит и зачем нам его учить?
Мы всегда начинаем изучение нового языка с изучения алфавита. Многие из нас знают, что язык музыки тоже имеет свой алфавит, состоящий из семи нот – до, ре, ми, фа, соль, ля и ти или до, ре, ми, фа, соль, ля, си. знание этих названий не приближает вас к изучению нот!
Люди совершают серьезную ошибку, пытаясь уподобить язык музыки другим языкам! Чтобы научиться читать ноты, нам нужно ориентироваться в пространстве в музыкальном алфавите. Что это значит? Это означает, что заучивания алфавита слева направо недостаточно, потому что абсолютно необходимо выучить его также и в обратном порядке. Нужно тренировать умение быстро произносить его, начиная с любой ноты. Только тогда вы сможете эффективно читать ноты!
Вы когда-нибудь пытались произнести нотную азбуку задом наперед? До-Си-Ла-Соль-Фа-Ми-Ре-До? CBAGFEDC? Это непросто, не так ли? Более того, звуки музыки всегда меняют направление своего движения. Вот почему нам нужно сконцентрироваться на развитии навыка «внутреннего» видения нотной азбуки.
Наша компания DoReMiFa Soft разработала интерактивную программу, которая помогает пользователям развивать этот важный навык. При обучении музыке с помощью нашего программного обеспечения у вас будет возможность строить самые разнообразные алфавитные последовательности в непредсказуемых сочетаниях, тем самым овладевая навыками, необходимыми для чтения музыкальных произведений.
Как помочь ученику выучить нотную азбуку
В английском алфавите 27 букв. В нотном алфавите всего семь нот. Как люди не могут запомнить ноты, а буквы знают все?
Есть много возможных способов познакомить детей с алфавитом. Возьмите любую азбуку - и вы увидите, что буквы представлены не в виде обычных черно-белых символов, а в виде изображений, специально приспособленных для детского восприятия. Во-первых, графический символ буквы, изображаемой как знакомый образ, становится связанным с ее фонетической репрезентацией. Затем ребенок постепенно усваивает навык слогообразования — навык, который составляет прочную базу для развития умения читать слова и предложения. Точно так же существует множество методов, направленных на обучение детей нотной азбуке. Однако количество музыкально безграмотных людей доказывает абсолютную неэффективность этих попыток. Даже взрослые с трудом узнают черно-белые символы нот на пятистрочном нотоносце, не говоря уже о дошкольниках. Поэтому необходимо ПРЕОБРАЗОВАТЬ символы музыкальных нот в образы, которые будут лучше восприниматься маленькими детьми. Без этой адаптации мы не можем рассчитывать на успешное изучение музыкальной грамматики.
Начнем с простого упражнения. Взгляните на ноты, размещенные непосредственно на линиях и между ними. При расположении близко друг к другу на нотном стане такие две ноты новичку практически невозможно различить. Для музыканта эта задача — простая рутина. Тем не менее, современные учителя музыки никогда не начинают музыкальное образование ребенка с обучения его быстрому распознаванию позиций нот, хотя важность этого навыка неоспорима.
Моя программа разработана таким образом, что маленькие дети от двух лет начинают с того, что учатся различать ноты. Таким образом, к трем годам они уже овладели этим навыком. Как они это делают? В Soft Mozart мы представляем символы нот как ноты для девочек и ноты для мальчиков. Ноты для девочек окрашены в красный цвет, а для мальчиков — в синий. Почему девочки и мальчики? Простой! Дети воспринимают мир как множество образов. Двух- и трехлетние дети уже знают, что мир состоит из мальчиков и девочек.
Наше программное обеспечение помогает детям начать развивать зрение и слух с двухлетнего возраста, что обеспечивает несложный переход к чтению нот. Мягкий Моцарт учит детей не только различать ноты в соответствии с их положением на нотном стане, но и читать ноты в аккордах и мелодиях в правильной последовательности.
Теперь давайте взглянем на пятистрочный нотный стан. Представляете, как тяжело ребенку понять, что все ноты равны, даже если они расположены на разных строках и между строк? Это слишком абстрактная идея, чтобы ее могли принять дошкольники.
Наша первая идея заключалась в том, чтобы расширить черные линии и сделать так, чтобы они выглядели ровно с промежутками между ними. Вот так мы придумали игру под названием «Мальчики и девочки»: девочки живут на черных улицах, мальчики живут на белых улицах. Эта игра помогает детям сосредоточить внимание на равенстве линий и промежутках между линиями. Позже мы раскрасили линии в зеленый и коричневый цвета. Подробнее об этом я расскажу в следующей главе.
Каждому новичку трудно различить линии нотного стана. Помню собственное детство: отличить Соль от Си и си от Ре казалось невозможным только потому, что Соль располагалось на второй строке, а Си на третьей, а Ре - на четвертой. Однако дети могут легко освоить этот навык, если их правильно научить. К сожалению, до сих пор учителя музыки принижали значение таких зрительных упражнений.
Я часто спрашивала себя, почему музыкальные педагоги никогда не додумались превратить нотные символы в образы, удобные для детского восприятия. Я считаю, что ответ на этот вопрос заключается в том, что музыкальное образование долгое время считалось прерогативой элиты. Поэтому новичкам приходилось приспосабливаться к «правильному» пониманию нотной азбуки, тогда как модифицировать символы нот в соответствии с правилами физиологии человека было бы гораздо проще. К сожалению, существующая несовершенство методик музыкального образования привело к переизбытку музыкально неграмотных людей.
Фортепиано как отправная точка музыкального образования.
Фортепиано считается «королем» всех инструментов. Я искренне считаю фортепиано важнейшим инструментом интеллектуального воспитания детей младшего возраста. Почему?
- Я считаю, что фортепиано – идеальный инструмент для развития детей в дошкольном возрасте. Воспроизвести звук на фортепиано (для очень маленьких детей на клавиатуре) не так сложно и сложно, как на других инструментах. Для воспроизведения правильного звука не требуется развитого музыкального слуха, как у скрипачей.
- Линейное и равномерное расположение клавиш пианино помогает понять правила нотной записи.
- Чтобы играть на фортепиано, музыкант должен использовать обе руки в равной степени, и каждый палец должен работать так же усердно, как и остальные.
- Необходимость применения вертикальности музыкальных нот к горизонтальности клавиш фортепиано способствует развитию пространственного мышления у пианиста.
- Игра на фортепиано способна развивать симфоническое мышление, как в многозвучном оркестре.
- Поскольку наше восприятие аккорда есть восприятие пространства в звуках, то, наоборот, мелодия дает ощущение времени.
- Пианистам тоже постоянно приходится иметь дело с Большим нотоносцем. Большой нотоносец — это нотный стан, в котором 5 строк скрипичного ключа и 5 строк басового ключа заключены в скобки. Это заставляет людей, изучающих фортепиано, читать ноты двух разных систем/нотоносцев одновременно.
«Все билеты проданы» на концерты симфонии...
Глупой ошибкой большинства музыкантов мира является равнодушно созерцать и принимать тот факт, что одно музыкально безграмотное поколение следует за другим, ничего не делая для этого. Снобистски относясь к начальному музыкальному образованию, ограничивая серьезное музыкальное образование элитным клубом избранных, им не удается создать широкую аудиторию, которая бы оценила их работу. Общественные знания или способности в любой области можно представить в виде пирамиды. Основание пирамиды — это количество людей, вовлеченных в деятельность, а на вершине пирамиды — вундеркинды, добившиеся наибольшего. Когда мы учим всех читать и писать, мы даем возможность самым талантливым людям стать писателями, а остальным — возможность наслаждаться и ценить свое искусство. Настоящее время,
Я хочу однажды увидеть, как родители спешат не только на бейсбольный турнир или футбольный матч, но и на общественный конкурс пианистов или музыкальный фестиваль. Я мечтаю о времени, когда люди будут собираться вместе, чтобы отмечать не только физические, но и интеллектуальные таланты. Я с нетерпением жду того времени, когда музицирование и исполнение любимых песен станет обычным семейным занятием. Трудно переоценить изменения, которые могут начаться в таком обществе. Музыка обладает способностью развивать интеллектуальность людей, а также их духовность, наряду с состраданием и теплотой друг к другу. Прежде всего, музыка – это язык наших душ. Поэтому у меня есть мечта увидеть новые поколения людей с более высоким духовным уровнем.
Это очень печально, но приходится признать, что мы живем в музыкально безграмотном мире. Может, из-за этого моя мечта кажется нереальной. Однако уже не так сложно, как десять лет назад, дать людям основы музыкального образования, то есть умение играть обеими руками и читать ноты. Компьютерная графика и интерактивные компьютерные программы — идеальное средство борьбы с музыкальной безграмотностью.
Эффект «Тома Сойера» или как научиться красить забор, думая, что это самое смешное на свете
Если вы когда-нибудь наблюдали, как ваши дети играют в видеоигры, вы могли заметить, что они могут оставаться сосредоточенными в течение длительного времени, выполняя одни и те же задачи. Например, в «Марио 64» герой «умирает» бесконечное количество раз, выполняя определенные трюки, и игроки снова и снова начинают игру с самого начала, пока не освоят этот конкретный трюк. Эта функция видеоигр может быть очень полезна при формировании навыков учащихся, изучающих любой предмет, язык и особенно музыку. В нашей программе «Soft Mozart» активно используются обучающие аспекты видеоигр. Наши игры помогают детям освоить очень важные приемы игры на фортепиано или читать ноты бесконечное количество раз. Набирая «очки» и развлекаясь, играя в красочные игры, наши дети не осознают, что они изучают что-то, что другим может показаться скучным. Все, что мы сделали, это превратили компьютерную и фортепианную клавиатуру в пульт дистанционного управления видеоигрой.
Наша программа развивает зрительную реакцию людей на музыкальные ноты. Он также развивает музыкальный слух и память, значительно улучшая мелкую моторику детей от 2-3 лет и старше. Кроме того, он развивает очень продвинутые навыки игры на фортепиано обеими руками и чтения нот на большом нотоносце, как мы читаем книги.
Мы обучаем музыке как самостоятельному международному языку, обращаясь к ПРАВОМУ ПОЛУШАРИЮ человеческого мозга, которое отвечает за музыку, эмоции и образы. Оригинальные упражнения замаскированы под веселые игры, развивающие навыки, необходимые для грамотного чтения нот и игры на фортепиано.
Методу удается привлечь любого ученика и предоставить ему обширную музыкальную практику, которая является ключом к быстрому прогрессу. Ни один игрок никогда не чувствует себя побежденным, играя в наши игры. Мы используем самые изощренные математические формулы, которые обеспечивают очень чувствительный отклик на то, что делает игрок, и могут вывести игрока из самого низа игры на самый верх. Все зависит от того, насколько продвинут игрок. Трудно поверить, но наши игры рассчитаны как на совсем маленьких детей, так и на продвинутых школьников любого возраста одновременно.
Наша программа уникальна тем, что мы обеспечили прямую связь между горизонтальностью клавиш пианино и вертикальностью музыкальных нот. Постепенно с помощью хитроумных трансформаций каждый музыкант будет понимать музыкальный язык как сильную и мощную, логичную систему. Трансформация помогает развивать пространственное воображение начинающих.
Я считаю, что мы создали мощную программу, способную стимулировать и развивать мозг маленьких детей, бороться с музыкальной безграмотностью и предоставить замечательный инструмент для развития человеческих рук. Если рассматривать ее как прямую связь между человеческими руками и человеческим мозгом, мы абсолютно уверены, что если программа будет размещена в образовательных учреждениях (государственных и частных школах, детских садах, семейных школах и т. д.), она приведет к поразительному интеллектуальному росту наших будущих поколений. Более умные личности - можем ли мы отказаться от таких в нашем мире?
Елена Владимировна Хайнер, автор программы, системы и метода.