Найти тему

Чтение против чтения с листа

Родительница спросила учителя фортепиано своего ребенка: «Мой ребенок очень быстро научился читать. Так скажите мне, почему он теперь изо всех сил пытается читать ноты?»

Язык пальцев. Существует распространенное заблуждение, что чтение слов и чтение музыкальных нот следуют одному и тому же процессу. Дети учатся читать после того, как они могут свободно говорить на том же языке. Но игра на фортепиано заставляет нас использовать пальцы, чтобы «говорить», а пальцы — это еще и наш «голос» и «голосовые связки». Есть ли у нас врожденный навык управлять своими десятью пальцами так же, как своими голосовыми связками? Нет! По этой причине начинающий играть на фортепиано любого возраста пропускает клавиши и портит работу пальцев, точно так же, как младенец, чьи первые попытки заговорить начинаются с бормотания первых слов. Учить того, кто не может произнести ни одной фразы, — это не то же самое, что учить того, кто говорит как болтун!

Многозадачность пальцев и глаз: еще один момент для размышления: пяти- или шестилетние читатели способны фокусировать свое зрение на маленьких объектах (буквах) и перемещать свое внимание вдоль строки слов. В большинстве случаев они способны помочь себе сами, указывая на строку пальцем или линейкой, чтобы не потерять след прочитанных слов. Но в игре на фортепиано более десяти черных и одиннадцати белых дорожек, за которыми читатель нот должен следить одновременно! Новички, играющие на фортепиано, не могут легко помочь себе, указывая, потому что их пальцы заняты клавишами. Удержание внимания на всех этих треках — навык, применяемый поодиночке только в игре на фортепиано и в шахматах.

Помимо аппликатуры клавиш, новичок должен разделить свое зрение между обозначениями и руками на клавишах. Иначе он не попадет в нужную цель! Новички не могут искать, опасаясь, что они могут потерять свою позицию на клавишах и никогда больше не найти дорогу.

Работа для ушей: не каждый человек, ребенок или взрослый, музыкально талантливый или нет, может различать звуки для O и U, а также между U и Y. Точно так же не каждый ученик может воспринимать разницу между C и C-диез. Причина этого проста: на протяжении большей части своей жизни ребенок занят обучением речи. Его ранние усилия искажены. Например, он мог издавать звуки, соответствующие своему желанию, лепетать «Я хочу конфеты», вместо этого производя для него приготовленные на пару брокколи и морковь! Определение различий между звуками развивается со временем и опытом.

Елена Владимировна Хайнер