Найти тему

Как традиционные уроки игры на фортепиано калечат наших детей

Оглавление

Общепринятые традиционные методы обучения начинающих игре на фортепиано примерно так же опасны для психики наших детей, как бросать их одних посреди океана, чтобы научить плавать. Они такие же болезненные, как выдергивание зубов без анестезии. Несмотря на то, что мы любим музыку и имеем бесконечное желание выучить музыкальный язык, большинство существующих методов обучения игре на музыкальных инструментах для большинства людей являются пустой тратой времени, денег и энергии. Это потому, что они были в первую очередь предназначены для небольшого процента музыкально одаренных людей. Что же касается обычного человека, то эти уроки не только бесполезны, но и могут нанести неизлечимые раны, а в результате могут негативно сказаться на характере учащегося и его восприятии жизни в целом.

Именно поэтому существует обилие различных систем и методов обучения музыке, но очень мало людей, умеющих играть и читать с листа. Наше общество резко разделено на узкую прослойку музыковедов и всю неграмотную массу, которая вообще не умеет читать ноты. Уроки игры на фортепиано связаны с таким количеством разочарований, которые передаются из поколения в поколение, что количество людей, которые все еще хотят, чтобы их дети занимались музыкой, уменьшается с каждым годом. Это негативно сказалось на развитии музыки как языка, музыки как исполнительского искусства и музыкальной индустрии в целом. Например, согласно «Синей книге фортепиано», с 1956 года общее количество продаж пианино сократилось вдвое. Музыкальные публицисты, исполнители и учителя музыки сильно страдают от отсутствия интереса широкой публики к изучению музыки. Однако самый большой ущерб, который музыкальная неграмотность наносит народному образованию, заключается в обеднении нашего восприятия, ограничении нашего воображения и ослаблении нашего ума и творчества. В настоящее время кризис усугубляется технологиями записи музыки, что ослабило мотивацию людей к получению музыкального образования вообще. Зачем бороться, если для того, чтобы услышать музыку, достаточно нажать кнопку на проигрывателе компакт-дисков? что ослабило мотивацию людей к получению музыкального образования вообще.

Существующие в настоящее время системы обучения музыке так же абсурдны и неэффективны, как обучение грамоте в средние века. Затем ученые учились на чуждом их восприятию латинском языке, заучивая наизусть большие тексты из учительских упражнений. Вот почему обучение грамоте было избирательным, индивидуальным и предлагалось только самым зрелым взрослым и подросткам. Только вундеркинды с незаурядной памятью и аналитическими способностями могли перейти от простого знакомства с набором бессмысленных звуков к их пониманию и строению. В Средние века также было распространено мнение, что грамотность была уделом лишь нескольких избранных людей и что глобальная неграмотность не подвергалась сомнению.

К счастью, сегодня методы обучения детей грамоте настолько значительно улучшились, что мы можем научить читать и писать каждого ребенка с 6-летнего возраста в групповых условиях в государственных школах. Мы давно забыли, как в Средние века внедрялась грамотность. Больше чем это! Абсурдными считаются даже недавно существовавшие методы (например, популярный метод, при котором от детей требовалось запоминать форму букв, а не звук, разработанный Скоттом Форесманом в 50-60-х годах).

Однако музыкальное образование по-прежнему основано на промахах, связанных с незнанием важнейших психологических правил человеческого восприятия. Это отбрасывает нас к образовательным традициям многовековой давности и подвергает опасности менталитет современных людей. Ошибки музыкальной педагогики не так безобидны, как мы привыкли думать. Они способствуют заниженной самооценке и разочарованию наших детей, убивают желание заниматься музыкой вообще. В этом истинная причина тотальной музыкальной безграмотности людей. Урезание бюджетов на государственное музыкальное образование — единственное вещественное доказательство всеобщей катастрофы.

Фортепиано как отправная точка для обучения музыке

Фортепиано может и должно быть отправной точкой в ​​музыкальном образовании каждого человека, начиная с 2-летнего возраста, ведь именно фортепиано считается «королем» всех инструментов. Я искренне считаю фортепиано самым важным инструментом интеллектуального воспитания детей младшего возраста. Фортепиано – идеальный инструмент для развития детей в дошкольном возрасте.

  • Воспроизвести звук на фортепиано (для очень маленьких детей — на клавиатуре) не так сложно и сложно, как на других инструментах.
  • Для воспроизведения правильного звука не требуется развитого музыкального слуха, как у скрипки, но он способен развивать музыкальный слух.
  • Линейное и регулярное расположение клавиш фортепиано помогает понять правила нотной записи.
  • Чтобы играть на фортепиано, музыкант должен использовать обе руки в равной степени, и каждый палец должен работать так же усердно, как и остальные.
  • Необходимость применения вертикальности музыкальных нот к горизонтальному расположению клавиш фортепиано способствует развитию пространственного мышления у пианиста.

Игра на фортепиано способна развивать "симфоническое" мышление, как в многозвучном оркестре. Потому что наше восприятие аккорда есть восприятие пространства в звуках, и наоборот, мелодия дает ощущение времени.

Учитывая все эти преимущества, фортепиано могло бы стать репетитором для каждого ребенка, изучающего музыкальный язык с раннего детства. Достаточно взглянуть на существующие методы обучения музыке глазами человека 21 века. Мы должны постараться как можно скорее улучшить методы обучения музыке, потому что сначала мы должны прекратить ограничивать менталитет наших детей.

Надеюсь, вам будет интересно прочитать наблюдения, которые мне удалось собрать за последние 29 лет моей музыкально-педагогической деятельности. Возможно, вы воспользуетесь этим озарением, чтобы решить: «Стоит ли продолжать отстаивать устоявшиеся принципы преподавания музыки или нет?»

"Практика делает совершенным" - что именно улучшает нашу существующую музыкальную педагогику

«Практика делает совершенным» — очень популярная поговорка среди учителей музыки. Эта фраза повторяется так часто, что никто не понимает, что учитель имеет в виду. Вы можете сколько угодно совершенствовать процесс вспахивания поля, но если вы забудете посадить в него семена, вся эта работа будет бесполезна. Если мы хотим научить ребенка плавать, ему придется провести много времени в воде, чтобы научиться. Это единственный способ развить навыки плавания. Если мы учим ребенка бегло читать, он должен проводить большую часть своего времени за чтением, не слушая наших объяснений, как это сделать. Тем не менее, на уроках музыки детей по-прежнему заставляют изучать теорию еще до того, как они смогут прикоснуться к инструменту. Для новичка теория музыки — это что-то совершенно новое и абсурдное. Ребенок не может опираться на свой предыдущий опыт, так как его у него нет. «Практика» в данном случае не сводится ни к чему, кроме механических упражнений. В большинстве случаев традиционная педагогика имела в виду именно это упражнение, когда использовала слово «практика» — самую разочаровывающую, кропотливую и неэффективную работу, результаты которой неадекватно отражают затраченное время и энергию.

Каждый ребенок получает достаточный звуковой, визуальный и тактильный опыт, воспринимая звуки, образы и чувства непосредственно. Этот опыт можно использовать как надежную основу для обучения музыке и игре на фортепиано. Для того чтобы чему-либо научиться, должен быть задействован активный мыслительный процесс человека, основанный на его жизненном опыте. Однако традиционные системы обучения музыке перечеркивают весь студенческий опыт, начиная с белой страницы. Затем ученика пичкают новой и странной теоретической информацией и закодированными абстрактными образами, чуждыми его восприятию. Мы все ненавидим спам и вешаем на двери таблички с надписью «Не домогаться». Еще на уроках музыки учитель постоянно забивает умы наших детей ненужной теорией спама, для восприятия которой не требуется никакого опыта нотного чтения.

«Практика делает совершенным» в этом контексте звучит как заклинание, как единственный выход из тупиковой ситуации. Зубрежка без опоры на устоявшийся практический опыт ребенка — единственная помощь, которую он может получить в обработке новой информации, не понимая ее по-настоящему. Для правильного понимания и запоминания учащийся должен найти в материале закономерность и принцип организации. По этой причине дети изучают грамматические правила любого языка только после того, как научились говорить на нем и способны всесторонне читать и писать.

В результате заучивание музыкальных произведений похоже на заучивание французского стихотворения путем имитации того, как оно звучит, но на самом деле понятия не имеет, что оно означает. Дети не читают музыку, а тренируют ее такт за тактом. Когда музыку изучают таким образом, она легче забывается и не создает достаточно прочной основы для будущего музыкального развития ребенка. Это наносит непоправимый ущерб психике детей, потому что они видят, что прикладывают слишком много усилий ради крошечного результата. Когда с таким трудом усваиваются «правильные» движения рук и пальцев, развивается комплекс «перфекционизма». Учащиеся боятся играть что-то новое «неправильно» — не теми пальцами, не теми руками и без одобренной преподавателем «динамики». После таких колоссальных затрат времени и энергии на этот вид деятельности результат в долгосрочной перспективе скорее негативный. Механически разученное музыкальное произведение не способствует знакомству с музыкальным языком и не помогает учащемуся понять его. Ребенок не может видеть всей картины, потому что слишком увлекается мелкими деталями.

Действительно ли у каждого хорошего мальчика все хорошо?

Система преподавания теории вносит еще больший хаос в сознание наших детей. Например, мнемоническая формула «Каждый хороший мальчик молодец» замедляет развитие узнавания, дифференциации и чтения музыкальных нот. Звуки музыки свободно перемещаются вверх и вниз в прямом и обратном направлении, а предустановленная последовательность английских слов (FACE) или предложений (All Cows Eat Grass) теряет эффект при перелистывании. На самом деле, это препятствует развитию беглого чтения у новичков. «Хороший мальчик каждый прекрасный», «хороший каждый делает хороший мальчик» или «ECAF» просто не имеет никакого смысла для студентов, которые настроены на логику речи.

С другой стороны, каждому новичку абсолютно необходимо знать порядок музыкальных звуков и нотных клавиш вперед и назад, из любой точки Большого нотоносца, как мы достаточно знаем план своей собственной комнаты, чтобы перемещаться по ней в полной темноте. Нам необходимо знать эту последовательность, чтобы обладать осознанием музыкального пространства и иметь возможность свободно перемещаться в нем. Именно поэтому, даже при нажатии только на одну клавишу, новичок должен представлять, какие клавиши находятся рядом, в один шаг или в два шага и т. д., чтобы не стесняться сознательно двигаться в любом направлении и группировать мышцы рук перед пальцы могут поразить их точно. Но «Every Good Boy Does Fine» не дает ребенку свободы свободно двигаться, потому что привязывает его разум к короткому поводку английской фразы. Эта уловка похожа на сингл.

Как «традиционный» способ обучения игре на фортепиано вредит развитию мелкой моторики у начинающих

Навыки людей — настолько уязвимая область их развития, что форсирование прогресса может привести к непоправимому ущербу. Это то же самое, что силой раскрыть лепестки цветочного бутона до того, как он будет готов сделать это сам. Несмотря на то, что официальным девизом фортепианного образования является «Делай правильно с самого начала», это давление противоречит самой природе формирования, развития и совершенствования навыков. Очень печально, что это опасное надругательство над природой развития мышц человека так приветствуется музыкальной педагогикой и калечит одно поколение людей за другим.

Во-первых, ребенок должен научиться твердо стоять на ногах и удерживать равновесие, прежде чем он почувствует себя достаточно уверенно и сильным, чтобы сделать свой первый шаг. Только после того, как он научится ходить, он сможет бегать и прыгать, и только когда все эти навыки будут развиты, он готов научиться ритмично танцевать. Ни один взрослый в здравом уме никогда не решился бы учить едва стоящего и подпрыгивающего малыша танцевать балет.

По аналогии с ходьбой можно выделить определенные этапы развития мелкой моторики фортепиано:

  • Нахождение правильных клавиш любыми пальцами
  • Нахождение правильных клавиш правильными пальцами
  • Игра клавиш с разной длительностью (ритмом)
  • Игра с учетом темпа и пульса
  • Игра с учетом качества звука (динамика, характер и т. д.)

Ни в коем случае нельзя подталкивать ребенка к следующему уровню до того, как он завершит предыдущий этап!

Еще одно важное правило заключается в том, что в соответствии с характером развития навыков каждый человек должен ходить, а не изучать теорию, как это делать. У него есть все права на земле, чтобы ходить так, как он может. Большинство людей понимает, что при первом исполнении любой навык будет отражать некоторую неуклюжесть. Для музыкальной педагогики это правило природы является всего лишь связкой. Большинство учителей игры на фортепиано требуют ровного звучания, точного ритма и выразительного исполнения с идеально округлыми руками даже от трехлетних малышей, которые только научились находить себя на клавишах фортепиано!

Когда ребенок учится ходить, он должен уметь видеть землю и знать, куда он идет и где находится. Крайне жестоко было бы закрывать ребенку глаза, чтобы научить его ходить в темноте и «чувствовать» землю, даже не разглядев для начала хорошенько, заставляя ребенка представлять себе дорогу в уме. Однако на уроках игры на фортепиано детям не разрешается видеть, как называются клавиши, которые они нажимают. Вместо этого учителя требуют, чтобы их ученики мысленно проецировали порядок клавиш. Координация освоения и усвоения клавиатуры как прогулочного пространства для пальцев предлагается учащимся без опоры зрения.

Учет всех дополнительных требований приводит к перегрузке восприятия ребенка и заставляет его мышцы работать в условиях страшного напряжения. Это чревато необратимыми последствиями не только для развития мелкой моторики, но и для нервной системы в целом.

Чтобы вы поняли, как именно это происходит, представьте, какой была бы жизнь, если бы наши городские власти решили убрать все названия улиц. Попробуйте вспомнить свои собственные нервные ощущения в незнакомом районе, пытаясь найти определенный адрес, особенно если вы опаздывали. Именно в таком состоянии детские нервы находятся во время уроков игры на фортепиано большую часть времени! Боль в шее, приподнятые плечи, зажатые руки - все это следствие форсированного лечения развития мышц без оглядки на здоровье ребенка.

Это факт, что страх получить травму и страх неопределенности часто могут поработить наши мышцы. Эта защитная реакция, данная нам природой, используется для высвобождения наших резервов для решения самых насущных проблем, используя в первую очередь аналитическое осмысление. Зажатые мышцы и травмы молодых игроков связаны со стрессом от информационной перегрузки. Таким образом, обилие аналитических задач блокирует усвоение координационных навыков, вызывая ригидность мышц. Это может нанести нашим детям много травм, от физических до духовных, и может закрепить многие комплексы, которые очень влияют на формирование их личности.

Как «традиционные» способы обучения игре на фортепиано сдерживают развитие музыкального слуха у детей

Музыка родилась из человеческого горла. Ученые с помощью электронных устройств доказали, что горло участвует в процессе восприятия музыки. Более того: развитие слуха и голоса тесно взаимосвязаны. С помощью голосовых упражнений можно развивать музыкальный слух. На самом деле, даже люди, которые раньше не могли играть мелодию, могут научиться петь и писать сложные мелодии на слух.

С другой стороны, без озвучивания понятий невозможно выработать адекватный мыслительный процесс. Произнесение новых слов и предложений вслух — самый естественный и распространенный метод овладения любым языком. Вот почему обучение детей чтению с использованием фонетики стало настоящим прорывом в народном образовании. Такой грамотный подход помог нашим детям опираться на сформированный слуховой и голосовой опыт и в несколько раз повысил эффективность чтения. С помощью фонетического обучения можно научить читать даже дошкольников.

Использование Алфавитной системы на уроках музыки действительно является препятствием для музыкального образования, потому что оно не опирается на человеческий голос и артикуляцию, а вместо этого пытается внедрить в звук абстрактные символы. Это создает искусственные трудности в процессе формирования музыкального слуха и мышления детей, так как в процессе обучения не задействован важнейший орган музыкального восприятия. В этом сценарии ребенок вынужден учиться навыку, которым никогда не владел, - навыку запоминания абстрактных символов, не имеющих никакого отношения к музыкальным звукам.

В результате сформированная система музыкального образования вырабатывает 2 типа музыкально «неполноценных» людей – первый тип способен читать с листа, но не умеет играть на слух и импровизировать, а второй тип может все играть на слух, но не могу прочитать. Разрыв между музыкальным звуком и детским его восприятием со временем становится катастрофой в сознании человека, и музыканты-недоучки встречаются очень часто.

Однако многие учителя понимают важность пения в процессе обучения музыке. Они пытаются использовать буквы Алфавита как слоги для пения. Но это очень плохая идея, которая может повредить слаборазвитые и уязвимые голосовые связки детей. Судите сами: «Эй» и «Эф» — это два «запертых» слога, в основе которых лежит гласная «Э», одна из самых неудобных для пения. Другие слоги — «Би», «Си», «Ди», «Ии» и «Джи» — все используют одну и ту же гласную «И», которая является одной из самых напряженных, и выходят сквозь сжатые челюсти, давая 5 нот из 7 одного и того же «цвета» древесины.

Наиболее удобной и проверенной временем системой наименований музыкальных нот является сольфеджио, известное как До, Ре, Ми, Фа, Соль и др., созданное в X веке Гвидо из Ареццо (итальянский монах, который также изобрел Нотный стан и ноты). ). Эти слоги разрабатывались и использовались на протяжении 11 веков. Сольфеджио предлагает наиболее сбалансированные и удобные для человеческого горла гласные. Они чрезвычайно полезны для развития вокальной, слуховой и музыкальной памяти, а также музыкального восприятия каждого человека, независимо от его музыкальных способностей.

Не «озвучивая» музыку так, как дети «озвучивают» слова в начале обучения, они лишаются возможности развивать свой музыкальный слух, память и мышление. Алфавитные названия нот были специально разработаны только для тех, у кого есть врожденный талант, что давало мало шансов другим преуспеть в изучении музыкального языка.

«Традиционный» большой нотоносец — это как «Война и мир» для начинающих

Детскую книгу очень легко отличить от романа по яркому и красочному внешнему виду, а крупные шрифты и рисунки помогают визуально понять смысл написанного. Эти «подсказки» помогают ребенку опираться на сложившийся навык восприятия визуального мира с возможностью развития абстрактного мышления и воображения. Тексты для детей, которые только учатся читать, обычно состоят из небольших предложений, а не объемных абзацев, и, как правило, не имеют более 5-7 строк слов на одной странице.

Количество строк иногда имеет решающее значение для визуального восприятия любого письменного материала. Все это знают. Этому правилу следуют все здравомыслящие люди - учителя, редакторы, родители. Музыкальная педагогика сумела обойти и это правило! Нет ничего более сложного в понимании и всестороннем изучении, чем «традиционный» большой нотоносец.

Внешний вид Большого нотоносца пугает не только детей, но и взрослых, в том числе начинающих. Большой нотоносец состоит как минимум из 10 строк и 12 пробелов. Всего имеется 22 графически похожих строки нотного текста. Для беглого чтения глаза новичка должны видеть и оперировать всеми этими строками одновременно. Согласно исследованиям основоположника психологии памяти Германа Эббингауза (1850-1909), возможности нашей памяти ограничены и не могут одновременно удерживать более 7 новых элементов. Чтобы работать с большим количеством элементов без стресса, вы должны собрать их в группы и систематизировать. В основе любого запоминания (особенно визуального) если нет механических упражнений, то систематизация материала. Искусство запоминания заключается в умении видеть и мыслить систематически.

Однако очень трудно понять линии и пространства Большого нотоносца, потому что его графика не соответствует буквально тому, что они представляют. По сути, черные тонкие линии и белые широкие промежутки — это равные стежки, как в шахматах. Ум новичка видит тонкие черные линии и толстые промежутки и создает неправильное впечатление: черные линии — это важные стежки, а промежутки — просто разрывы между ними, как в книгах. Традиционная черно-белая графика Большого нотоносца имеет значение для профессионалов, имеющих опыт нотного чтения. Однако нет никаких подсказок для глаз новичков, чтобы определить, что является самым важным и как на этом сосредоточиться. Более того: график длительности ноты более выразителен, чем высота ноты. А вот новичкам, у которых слабо развита координация и которые заняты поиском правильных ключей,

Я не знаю ни одного «классического» метода, который когда-либо создавал учебные материалы, способные тренировать зрение новичков для определения каждой линии или пробела на лету. Я никогда не видела никаких флэш-карт или программного обеспечения, предназначенного для развития их видения, чтобы мгновенно распознавать пробелы и линейные ноты с помощью вспомогательной графики. Я не видела использования цветов и изображений, способных привлечь внимание новичка в качестве дешифратора абстрактных правил, как с картинками в детских книгах. Однако чтение строк и пробелов является важной задачей, потому что музыкальные ноты имеют схожий внешний вид, а их различие в высоте звука может быть определено только их положением на черно-белых «дорогах».

Только опытный глаз музыканта способен точно «уловить» все 22 дорожки закодированного нотного письма, имея достаточно внимания, чтобы увидеть линии Большого нотоносца объемно, в системе и в графическом соотношении с друг друга. Однако для зрения любого начинающего ребенка нет разницы между нотами на второй или третьей строке или между двумя соседними нотами, находятся ли они на одной и той же дорожке или на другой. Без такого рода «музыкального зрения» человеческий глаз — не что иное, как бесполезный мертвый груз, который может только запутать начинающего воспринимать музыкальный текст.

Описанное выше «решение» слепой ситуации — заучивание нот с помощью слов и словосочетаний — возлагает всю нагрузку на мозг учащегося, а не на его зрительное восприятие. Наряду со всеми другими нагрузками, это непосильно для детского ума, растягивая его обязанности до немыслимых пределов.

Если вы найдете учебник музыки с веселыми и забавными картинками и красочно представленными «знаками покоя», ключами или другими символами нотного письма, не спешите делать вывод, что это хорошая книга. Причудливые музыкальные ноты, замаскированные под людей, животных или других существ, и музыкальные строки, раскрашенные под радугу, не всегда способны научить ребенка читать ноты. Во-первых, цвета НЕ МОГУТ объяснить звуки. Все эти попытки раскрасить каждую ноту 7-ю различными способами, чтобы «объяснить» их различия, — не что иное, как беспорядок, который не поможет вашему ребенку. Во-вторых, прежде чем слишком волноваться, попробуйте проанализировать, о чем именно графика и к каким чувствам она применяется. Что эта книга пытается объяснить? Помогает ли какой-либо из этих визуальных «пушистых» слов ребенку «расшифровать» ноты Большого нотоносца? или это просто еще один элемент, который «наполняет» его еще большим количеством теоретической информации? Если да, то все эти милые персонажи только перегрузят его разум. Пожалуйста, помните, что это всего лишь еще один «Теоретический спам», который может привести к разочарованиям в будущем.

Расположение нот на большом нотоносце представляет собой стройную «зеркальную» систему, но большинство учащихся не имеют о ней представления. Эта система настолько наглядна, проста и понятна, что всегда может решить вопрос о запоминании и нахождении на лету любой ноты любой октавы. Система сама по себе представляет собой музыкальное изображение в сочетании с артикулированным алфавитом, и знание системы так же важно, как знание таблицы умножения в математике или таблицы химических элементов в химии. Благодаря этой системе можно найти любую тональность, относящуюся к любой ноте, и понять логику музыкального пространства в целом. Но большинство «традиционных» методов предпочитают обучать нотам и тональностям отдельно, одну за другой, без какой-либо опоры на музыкальную систему, лишая наших детей какой-либо перспективы.

«Игра с нотами», или Апофеоз борьбы

Всем известно, что игра с нотами – один из важнейших этапов музыкального образования. На самом деле именно по этой причине — чтобы уметь играть, читая ноты — большинство людей берут уроки игры на фортепиано. Они представляют себе, что могут открыть любую книгу и бегло прочитать ее. В этом принципиальная разница и непонимание между широкими массами и преподавателями фортепиано. Для масс музыка — это язык, на котором они хотят научиться играть сами. Для большинства музыкальных профессионалов музыка — это искусство, предназначенное для исполнения на сцене для других. Ни один учитель английского никогда не посмеет заставить каждого ребенка, который только начинает учиться писать слова и читать, делать это, играя и используя театральную выразительность. Может быть потому, что когда весь мир набрался грамоты, это принесло нам осознание того, что каждый должен уметь читать и писать, но только одаренные могут освоить эти навыки до художественного уровня. В музыкальной педагогике до сих пор культивируется представление о том, что учащиеся должны играть артистично или не играть вовсе. Это ставит всех музыкальных и артистически одаренных детей на пьедестал и низвергает всех остальных в бездну вины, заставляя их стыдиться самих себя, обижаться и разочаровываться, терять уверенность.

Способы обучения игре по нотам сами по себе являются самыми бессмысленными в мировой педагогической практике. Все чувства и навыки ученика, такие как координация, зрение, слух и голос, учителя развивают отдельно, используя теорию и объяснения в качестве основного инструмента! Таким образом, учитель игры на фортепиано практически объясняет рукам ребенка, как они должны двигаться и выглядеть, когда касаются клавиш фортепиано. Уши ребенка говорят то, что они должны слышать. Глазам указывают, куда они должны смотреть и что они должны видеть, а голове советуют, что она должна думать в процессе. Голос ребенка большую часть времени вообще не привлекает внимания, потому что считается неважным.

Если после всех этих многочасовых объяснений и невероятных усилий ребенок действительно начинает выполнять упражнения и угадывать нужные ноты, это не приближает его к беглому чтению с листа. Это потому, что он не знает, как делать все, чему он научился по отдельности, одновременно. Я не знаю ни одного диетолога, который порекомендовал бы кормить ребенка обильной едой раз в неделю. Тем не менее, почти каждый учитель фортепиано старается абсолютно безнаказанно впихнуть в ребенка все навыки и знания, не останавливаясь перед вопросом: «Не слишком ли это много для понимания и психического здоровья ребенка?»

Один из старейших навыков, который ребенок когда-либо развивал с рождения, — это копирование. Через подражание дети учатся говорить и двигаться, глядя на взрослых и «отражая» их. Вот почему направление строк текста и их написание совпадают. «Обезьяна видит, обезьяна делает» — самый умный способ научить детей новым трюкам и познавать мир. Когда дело доходит до игры на фортепиано по нотам, все делается совсем по-другому. Музыкальные ноты располагаются на нотоносце вертикально, а соответствующие клавиши — горизонтально. Это последняя капля для многих новичков, оставляющая их полностью потерянными и разочарованными. Они уже перегружены слишком большим количеством головоломок и абстрактной теоретической информации, они просто не могут больше справляться!

Развитые по отдельности, все навыки ребенка начинают конфликтовать друг с другом, вместо того чтобы работать в команде для решения задачи. Они сдерживают прогресс чтения (которое еще не является беглым) еще ниже. Ранее выученные фортепианные упражнения совершенно не помогают чтению нот и теории, а знание теории само по себе не имеет ничего общего с координацией рук. Музыкальный слух вообще не может участвовать в этой деятельности, потому что, произнося одну ноту за раз, трудно услышать какую-либо музыку. В результате ребенок, «подготовленный» к игре с нотами, чувствует себя щенком, у которого на шее привязан огромный валун информации. Изо всех сил пытаясь сделать это от одной ноты к другой и пытаясь найти соответствующую тональность для каждой ноты, у новичков не остается слишком много выбора: либо бросить все это неприятное дело, или начните учить музыкальный текст во время зубрежки. В обоих случаях они теряют вдохновение заниматься музыкой и любить ее на всю оставшуюся жизнь.

Зрение, координация, слух и мышление любого человека должны взаимодействовать в рациональном и здоровом балансе. Любой образованный профессионал должен понимать, что, концентрируясь на одном, нельзя в равной степени сосредоточиться на другом. Но каким бы ни был план, навыки должны лежать в основе каждого урока, особенно уроков игры на фортепиано! Есть два очень важных правила дидактики:

«1. Вы должны постепенно двигаться от простого к более сложному и

2. Вы должны постепенно двигаться от конкретного к абстрактному».

Эти правила были отобраны мировой педагогикой много веков назад, и следовать им необходимо.

Любая система обучения музыке, которая предлагается нашим детям играть нотами на традиционном черно-белом нотоносце, фактически нарушает эти дидактические правила. Это делает баланс между развитием координационных навыков, зрения и абстрактного мышления практически невозможным. Потребность в развитии координационных навыков в сочетании с чтением нот в равной пропорции такая же, как загрузка современных продвинутых компьютерных игр на Pentium I.

Единственное решение этой дилеммы - найти здоровый баланс, который мог бы быть упрощенным представлением Большого нотоносца с как можно большим количеством визуальных подсказок для глаз и координации новичка. Чем больше мы развиваем эти базовые навыки, тем больше места мы освобождаем для более продвинутого уровня образования — процесса мышления и способности анализировать всю информацию. Навыки игры на фортепиано ни в коем случае не могут противоречить друг другу или мешать друг другу. Очень важно постепенно переводить новичков к более продвинутым шагам обычного Большого нотоносца и поддерживать баланс между умственным мышлением, моторными и зрительными навыками в стабильной и здоровой пропорции. Это главный принцип организации самой умной и свободной от стресса учебной программы для детей и начинающих любого возраста в мировой педагогике.

Страдание, ставшее законом

Дети любят успешно учиться новому. В противном случае они вообще не любят учиться. Традиционная музыкальная педагогика за большую часть своего долгого существования потеряла несколько поколений людей и способствовала тотальной музыкальной безграмотности в мире. Она взрастила музыкально неграмотных президентов и правительства и не сделала ничего лучше, чем хитроумное объяснение своей неудачи. Согласно этому объяснению, борьба, через которую проходят наши дети, имея дело с абсурдным преподаванием основ музыки, является единственно правильным и законным способом обучения. Как сказал бы любой стоматолог, это так же профессионально, как вырывать зубы без анестезии.

За то время, что существуют люди, мы привыкли думать, что способность к обучению музыке – это дар от Бога. Бог гораздо щедрее, чем люди привыкли думать о Нем. Умение слышать и различать музыкальные звуки, петь и играть с нотами, записывать музыку на слух может каждый среднестатистический человек. Всем этим навыкам можно научиться в групповых условиях в государственных школах. Я понимаю, в это трудно поверить. А ведь когда-то трудно было поверить, что можно добраться до Нью-Йорка из Хьюстона всего за пару часов, чтобы поговорить с другом в другой части города по трубке или иметь коробку, в которой показывают фильмы. Стоит только захотеть решить проблему с музыкальным образованием сейчас, и музыкальная грамотность станет частью жизни каждого.

Елена Владимировна Хайнер.