Чек-лист как надо и как не надо проверять свои идеи
Эти шаги помогут вам избежать создания «неправильного» прототипа, который может привести к неверному впечатлению о том, работает ли идея или нет
Шаг 1: Определите цель
Чтобы проверить идею, нужно определить ряд факторов, которые делают стартап жизнеспособным:
- Рынок: определить соответствует ли идея рынку.
- Клиент: определить соответствует ли идея клиенту.
- Проблема: определить соответствует ли проблема вашей идее.
- Решение: определить соответствует ли идея решению этой проблемы.
На этом этапе необходимо провести исследование рынка, чтобы определить, есть ли спрос на вашу идею. Изучите, как крупные игроки решают проблемы клиентов и какие ниши появляются на рынке, чтобы определить неиспользованные возможности.
Шаг 2: Выдвинете гипотезу
Здесь логика проста: если вы не выясните, жизнеспособно ли ваше предположение, вы сделаете неправильный продукт, значит, никто не будет за него платить/использовать его. Чтобы понять есть ли смысл реализовывать идею, можно использовать за основу эти критерии:
- Гипотеза о ЦА: находит ли целевая аудитория X отклик на этот тип продукта? А что, если моя целевая аудитория Y?
- Гипотеза о проблеме: достаточно ли велика проблема? Решаю ли я проблему, которая вызывает большой резонанс у целевой аудитории X? А что, если им вообще все равно?
- Гипотеза решения: используют ли люди функцию X для достижения своих целей? Правда ли, что люди будут платить деньги за это решение?
- Гипотеза ценообразования: купят ли люди решение своей проблемы по такой цене?
Шаг 3: Создайте прототип
Возьмите самую рисковую гипотезу из Шага 2 и создайте прототип для тестирования.
Виды прототипов:
- макет или низкокачественный прототип, чтобы быстро проверить предположения о ваших стартап-идеях;
- MVP с одной функцией или высококачественный прототип для проверки определенных функций нового продукта;
- прототип с механизмами, которые могут заставить людей заплатить за вашу идею или испытать ваше решение. И это наиболее сильное подтверждение гипотезы!
Шаг 4: Протестируйте идеи
Где найти людей для тестирования, получения отзывов и сбора данных?
Органические методы:
- используйте онлайн-группы, форумы и сообщества;
- расскажите о своем новом проекте своим подписчикам;
- сделайте холодную рассылку по электронной почте или социальным сетям, чтобы привлечь людей к тестированию вашего прототипа;
- вручную определите целевых клиентов и привлеките их к тестированию;
- задействуйте нетворкинг.
Платные методы:
- таргетированная реклама в социальных сетях;
- контекстная реклама Google/Яндекс.
Шаг 5: Проверяем, учимся и повторяем
Оцениваем, насколько хорошо работает ваш прототип. Соберите отзывы, проанализируйте показатели и сделайте вывод о том, подтвердились или не подтвердились цели на Шаге 1.
Пример метрик, показывающих успех идеи:
- коэффициент конверсии % от бесплатных или платных регистраций;
- доход от предпродажи;
- использование однофункционального приложения;
- выполнение следующих действий (может быть планирование звонка, переход к платным продуктам/услугам и т.д.)
Опасная зона: как не нужно проверять свои идеи?
1. Спрашивать о своей идее у друзей, родственников и коллег.
2. Выяснять у инвесторов о жизнеспособности вашей идеи. Они могут предложить свою точку зрения, однако мнение не равно подтверждению.
3. Показывать свой прототип не тем людям. Просить мнения кого-то, кто не является одним из ваших целевых клиентов (например, они не испытывают проблем, которые вы пытаетесь решить).
4. Прислушиваться к словам, а не к действиям. «Отличная концепция», «Мне нравится идея», «Это так здорово», «Думаю, я заплачу за это» — это не подтверждение. Где их действия? Они использовали прототип? Заплатили ли они за него? Если нет, то цена такого фидбэка вам понятна.
На основе материала Zoe's Build & Launch
Нужна помощь в анализе рынка и расчета метрик для своего проекта? Запишитесь на консультацию с экспертом.