Найти тему
КНИТУ-КАИ

Об отличиях работы в школе и вузе рассказал доцент кафедры компьютерных систем КНИТУ-КАИ

Ринат Минязев за чуть более десяти лет в профессии педагога успел добиться значительных результатов – получил звание одного из лучших учителей информатики (2012 году), одержал победу на конкурсе «Лучшие педагогические работники КНИТУ-КАИ» (2019), стал бронзовым призером конкурса «Лидеры КАИ 2022», защитил степень кандидата наук и выиграл гранты на исследовательскую работу. При этом он успевал вести кружки по олимпиадному программированию С++ и робототехнике на Arduino, и постоянно сам обучался и развивался в сфере android разработки.

Ринат Минязев - призер конкурса «Лидеры КАИ-2022», Декабрь 2022 г.
Ринат Минязев - призер конкурса «Лидеры КАИ-2022», Декабрь 2022 г.

- Ринат Шавкатович, как вы пришли в профессию?

- В 2008 году я пришел работать учителем в школу. В этот же год поступил в аспирантуру в КАИ. Совмещал преподавание в КАИ и в школе, где вел информатику и кружки по программированию, олимпиадное программирование. В моей семье не было учителей.

За 10 лет в школе я подготовил себе смену – мои ученики успели поучиться у меня, потом поступили в вуз, получили диплом и вернулись в школу в новом статусе учителей информатики. Я с чистой душой передал им свою нагрузку. На мой взгляд, школьный учитель – это профессия для молодых. В 2019 году я уже полностью сосредоточился на работе в университете.

- В чем отличия работы с учениками в школе и со студентами в вузе?

- В школе объясняешь простые вещи, следишь за дисциплиной учеников и общаешься с родителями, если нужно поговорить о мотивации ученика к предмету или причинах пропуска уроков. В вузе – ребята взрослые, более самостоятельные. Я веду у третьего-четвертого курса. Со старшекурсниками гораздо проще: они понимают зачем им нужны конкретные навыки и знания. Те, кто понимал, что им это не нужно, на первых курсах отчислились. Остались студенты, кто планирует по этому профилю идти дальше работать. Интереснее, потому что объясняешь профессиональные дисциплины, как, к примеру, разрабатывать мобильные приложения и/или веб-сервисы.

- Вы сами учились в КНИТУ-КАИ?

- В КАИ я отучился в бакалавриате, закончил магистратуру и прошел аспирантуру. Здесь и остался, причем даже на той же кафедре компьютерных систем.

7 учебное здание КНИТУ-КАИ, ул. Большая Красная, 55, Казань
7 учебное здание КНИТУ-КАИ, ул. Большая Красная, 55, Казань

- Приходится ли вам получать новые знания или изучать новые технологии при подготовке своего курса?

- В процессе разработки нового курса сам тоже изучаешь новые вещи. Когда я запускал курс по мобильной разработке, по администрированию LINUX-серверов, за три летних месяца я эту тему глубоко изучал, готовил весь контент и с сентября мы стартовали. Как правило, схема такая: летом изучаешь и готовишь лекции, видео курс записываешь, с сентября начинаешь лабораторные, лекции проводить и вживую обкатываешь.

- В процессе курс/программа меняется?

- Корректировка программы по ходу обучения проходит в рабочем процессе. Студенты могут найти недочеты. Выявляют те места и темы, которые в программе нужно усилить, и те, что нужно облегчить. Я сам учусь постоянно, регулярно. Учусь, работая над разработкой своих курсов. Допустим хочу я научиться делать вебсайты: осваиваю эту сферу и параллельно с освоением делаю свои проекты. Нравится мне и учиться, и учить в равной степени.

- Помните свой первый опыт преподавания?

- Когда готовился к нашей беседе, стал вспоминать свои первые занятия в вузе. Был 2007 год, педагогическая практика в рамках магистратуры. Помню, что накануне сидел, штудировал курс по схемотехнике. Тогда я переживал, что студенты спросят, а я не смогу правильно компетентно ответить. С опытом уходит этот страх сделать ошибку. Даже если ты делаешь ошибку, ты признаешь ее, говоришь я был не прав и предлагаешь посмотреть, где можно найти правильный ответ.

-3

- Как выявить сильные стороны студентов?

- Я веду полностью весь курс сам: лекции, практики и лабораторные. На лекциях ты обычно не видишь обратной связи, а вот на лабораторных работах студент себя показывает. Лабораторная идет три часа. Если первые полчаса-час студент что-то из себя строит, "надевают маску", то к началу второй пары все начинают вести себя так, какие они есть. Начинают проявлять себя, выполняя задание. Какие они видно по тому, как решают лабораторки и выполняют задания. Кто-то любит списать у напарника, кто-то изучить поглубже, кто-то гуглит ответы.

- Было ли такое, что при прохождении какого-то курса вы думали, что своим студентам дадите этот материал в другом виде, потому что так усвоить материал намного лучше?

- Где-то в методике я прочитал, что у каждого педагога свой индивидуальный взгляд на то, как подавать материал. Прочитав этот факт и понаблюдав за собой, я понял, что это действительно так. Когда я смотрю чужие курсы, мне всегда в них что-то не нравится. Я всегда думаю о том, что вот это я бы сделал по-другому. К примеру, мой курс по разработке мобильной разработке. Готовых курсов в сети – множество. Я их просмотрел, что-то мне понравилось, что-то совсем не понравилось. Для своих студентов переложил все знания в авторский курс, как я это вижу. Педагоги все такие: даже если я сделаю суперидеальный курс, покажу другим педагогам, каждый найдет что переделать. И это нормальное явление. Просто особенность профессии.

- Вам бы не хотелось быть методистом и разрабатывать свои программы, курсы для других преподавателей?

- Курсы, которые я сейчас делаю, оставляю в открытом доступе. У меня есть чат с коллегами. Как только курс готов, я сразу им сообщаю, что можно пользоваться. Всё записано, все материалы подготовлены. В определенном плане я выступаю в качестве методиста. Разница лишь в том, что от преподавателей я обратную связь не собираю.

- Что делать со студентами, которым совсем не до учебы?

- Всем, кто устроился на работу по профессии, я советую нарабатывать хард скиллс в нормальной организации. Если студент устроился, например, доставщиком, то нет. Таким говорю: «Ищете работу по специальности».

Если студент не может посещать мои занятия, я даю ему мой онлайн курс, который он может выполнить в удобное ему время, и прошу принести отчет. Если что-то получилось, ставлю удовлетворительно. Если все правильно сделал, я проверяю, что не списал ни у кого, на экзамене он отвечает, тогда, конечно, ставлю отлично.

Я прошу обязательно закрывать лабораторные работы. Кстати, на лекциях мы даем хороший материал, и многие, когда видят, что тема совпадает с их профилем на работе, специально приходят на лекции.

- В вашей жизни были примеры, чтобы преподаватель вас вдохновил или вы переняли его методику обучения?

- Самые главные учителя в моей жизни - люди, которые вели мои дипломные проекты. Именно благодаря им я выбрал преподавание. Они были и остаются для меня важным ориентиром по сей день. И в своей работе с дипломниками я стараюсь придерживаться тех подходов, которые со мной работали. Можно сказать, некая педагогическая преемственность.

Профессор Виктор Сергеевич Моисеев вел у нас на третьем курсе «Методы оптимизации». Мне так понравилось, как он объяснял и какие давал кейсы, что я пошел к нему писать бакалаврский диплом.

Потом я поступил в магистратуру, а затем и в аспирантуру к Вадиму Абрамовичу Райхлину. Мой научный руководитель – это тот человек, который слепил из меня специалиста буквально как из глины. Вадим Абрамович уже в годах, но он на занятия поднимается сам на пятый этаж. Он до сих пор показывает нам молодым, с какой самоотдачей и усердием нужно работать.

Полное интервью можно прочитать в газете КНИТУ-КАИ "Крылья" от 30 марта 2023 года