Найти тему
High Voltage

Я - исследователь. Исследование как основа профессионального развития

к.э.н. Лебедева Н.А.

XXI век существенно отличается от предыдущих столетий стремительным темпом развития техники и технологий. Сегодня уже недостаточно просто разбираться в чем -либо или обладать базовым набором знаний в определенной сфере, потому что именно знание становится фактором конкурентоспособности и профессиональной самореализации.

Для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом в любой области необходимо постоянно развиваться, впитывать новые знания и эффективно их использовать.

Поэтому одной из новых норм профессиональной реальности становится исследовательская деятельность. По сути, любой высококвалифицированный специалист сегодня является исследователем, ведь только исследователь способен открыть что-то новое, найти решение сложной нетиповой задачи, отыскать способ воплощения своей идеи в жизнь.

И так, определим, кто такой исследователь.

Исследователь – это человек, который занимается изучением (исследованием) какой-либо нерешенной до конца проблемы в той или иной области знаний. Очень важно не путать исследователя и ученого. Хотя понятия в некотором смысле схожи, ученый – это человек, углубленно занимающийся изучением конкретной научной проблемы в своей профессиональной сфере. Как правило он очень образован и эрудирован в своей области (по–сути ученый – это профессия).

В основе деятельности исследователя лежит исследовательский поиск – такой вид поиска, для которого характерно многостороннее, многоаспектное рассмотрение проблемы, возможность ее дальнейшего развития (проблема является открытой) и интерактивность процесса.

Исследовательский поиск включает в себя:

1) Информационный поиск - поиск информации по проблеме в различных достоверных источниках (учебная литература, научные издания, журналы, монографии, отчеты о научных исследованиях, статистические сборники, официальные отчеты и документы организаций и т.д.).

Чем больше источников информации будет охвачено в процессе информационного поиска, тем выше будет качество полученных результатов (желательно, конечно, изучить всю информацию по проблеме, как это принято в научно-исследовательской деятельности). Информационный поиск позволяет понять, что и кем уже было сделано для решения проблемы, рассмотреть ее со всех сторон. В процессе информационного поиска используются такие методы исследования как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, наблюдение, эксперимент, изучение источников литературы.

2) Анализ полученной информации и ее возможное применение для решения проблемы. На этом этапе результаты информационного поиска используются для поиска решения проблемы или достижения желаемой цели. Можно использовать такие методы исследования как: моделирование, анализ, синтез, абстрагирование, гипотетико-дедуктивный метод, интерпретацию и т.д.

Конечно, результаты исследовательского поиска зависят не только следования алгоритму и использованию соответствующих методов для поиска и обработки информации, но и от знаний, умений, навыков, а также личностных качеств самого исследователя. К ним относятся:

• желание познавать новое, приобретать знания;

• системное, целостное и критическое мышление, хорошие аналитические способности;

• умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости, наблюдательность, усидчивость;

• значительный объем знаний в предметной области и знание методов исследования;

• целеустремленность и самоорганизованность;

• воля к достижению цели и умение справляться с неудачами.

Однако, пусть приведенный перечень вас не пугает, основным здесь является желание, а если оно есть, все остальное обязательно будет.

И так, подведем итог:

1. Исследовательская деятельность в профессиональной сфере непосредственно связана с поиском оптимальных производственных решений, которые позволят достичь поставленной цели.

2. В основе исследовательской деятельности лежит исследовательский поиск, технологию выполнения которого вполне можно освоить, имея желание и приложив определенные усилия.

3. Исследовательская деятельность позволяет непрерывно повышать квалификацию, увеличивать багаж профессиональных знаний за счет расширения кругозора, постоянного открытия для себя новой информации, а значит поможет вам стать экспертом в определенной сфере.

И помните, нет ничего невозможного! Каждый из вас, освоив основы исследовательской деятельности, может существенно повысить свой профессиональный потенциал.

А Национальный исследовательский институт «МЭИ», если у вас есть желание стать высококвалифицированным специалистом и исследователем, поможет вам в этом.