Имя художницы Эвы Котятковой пока мало известно в России. Однако тема ее творчества весьма актуальна для каждого.
В центре Вселенной Эвы – наши внутренние демоны. Глубинная «монструозная» сущность. Иногда странная, иногда страшная, иногда испуганная.
На Западе, особенно на родине, в Праге, художница стала настоящим открытием. Ее приглашали на крупнейшие биеннале Венеция и Будапешт. Персональные выставки проходят в Кельне и Милане. Книгу с коллажами Эвы приобрел Нью-Йоркский Museum of Modern Art. А недавно экспозиция Котятковой открылась в Стамбульском Музее современного искусства Arter, где нам и удалось познакомиться с ее творчеством.
Такой интерес к художнице объясняется ее гуманистической повесткой, поданной изящно, непосредственно, с долей юмора, но при этом весьма драматично. Все ее творчество направлено на познание места и роли Одного в Многообразии
Перфомансы и инсталляции исследуют роли, которые люди вольно и невольно играют в ими же самими созданных социальных рамках.
Следя за ее мыслью, ты задаешься вопросом: для чего существуют эти рамки? Школа, офис, цивиллизация. Нормы, регламенты, стандарты. Многочисленные институты исправления, которые призваны «обезоружить монстра». Воспитать, сделать приятным и безопасным. И вот наши умы и тела становятся послушными и… принимают форму клетки.
Клетка – один из сквозных образов в инсталляциях Котятковой. В ее вселенной это не тюрьма, а скорее убежище, которое защищает мир не столько внешний, сколько внутренний.
Вслед за художницей мы задумались о страхах, которые подстерегают нас, когда мы решаемся выйти за рамки повседневности. Вспомнили уютный мир детских фантазий. Примерили мягкий кокон и ощутили его психотерапевтический эффект. И умчались покорять новые неизведанные вершины.