Думаю будет бесспорно сказать, что вклад Советского Союза в развитие и популяризацию кинематографа был весьма значимым, и нечуть не меньше условного Голливуда.
Однако при создании кинокартин в СССР у режиссёров и сценаристов были свои трудности и проблемы.
В СССР была специальная комиссия по решению которой фильму давали зелёный свет в прокате, и без разрешения которой киноплёнку можно было выбрасывать. Комиссия занималась проверкой картин на предмет отсутствия критики господствующего политического строя, партии и руководителей, а также на идеологическое соответствие. В этом были и свои плюсы, ибо помимо всего выше перечисленного, в прокат не допускались откровенно плохие фильмы.
Большая часть запрещённых фильмов приходится на период сталинизма 1930-1950 гг. Некоторые из них, были лично запрещены Иосифом Сталиным.
«Наместник Будды»
Фильм 1936 года, является одним из первых запрещённых к прокату фильмов в СССР. Режиссёром фильма был Евгений Иванов-Барков, киностудией занимающийся фильмом выступил «Востокфильм». Фильм бы снят с проката за поднимание тем связанных с востоком и буддизмом. В середине 1930-ых годов в СССР велась борьба с идеями панмоголизма (идеями об объединении монгольских племён в единое государство). Поэтому было принято решение о снятие фильма с проката, в дальнейшем кино так и не было показано.
«Швейк готовится к бою»
Фильм снятый во времена Великой отечественной войны в 1942 году. Кинокартина представляла собой антифашистское, сатирическое кино сборник в жанре комедии. Состоит из двух новелл, у фильма было целых три режиссёра: Сергей Юткевич, Мария Итина и Климентий Минц. Причины запрета этого фильма весьма загадочны и туманны, под запрет фильм попал в том же 1942 году. Позднее, один из его создателей - Сергей Юткевич сказал, что кино было запрещено по личному приказу руководителя Главного Политического Управления Красной Армии Александра Сергеевича Щербакова (на тот момент в звание генерал-лейтенанта) без каких-либо уточнения причин.
«Мы с Урала»
Картина 1943, которая показывает будни двух мальчиков-подростков за работой на уральском военном заводе. Ребята стараются для фронта и сами желают отправиться туда, поскольку сестра одного из них уже находится там, где работает медсестрой спасая жизни солдат. Сначала фильм был весьма тепло и одобрительно принят проверяющей комиссией, было даже выдано прокатное удостоверение. Но затем, по необъяснимым причинам фильм был отозван с проката. Лишь позднее, министр кинематографии СССР в 1950 И. Г. Большаков, сообщил, что причины по которым кино не было допущено к показу, являются весьма - посредственный сюжет, плохая стилистика и отсутствие каких-либо идей и поднимаемых проблем.
«Иван Грозный»
Как не трудно догадаться по названию фильма, он посвящён русскому правителю Ивану Грозному. Режиссёром выступил Сергей Эйзенштейн, студией выступил «Мосфильм». Картина была сразу же отозвана и не допущена к прокату по причине исторического несоответствия. Фильм по мнению проверяющих очернял образ царя и выставлял Ивана Грозного в негативном свете, демонстрируя его как слабого и немощного правителя. Фильм состоял из двух частей, стоит отметить, что первая часть фильма прошла проверку, но из-за негативного восприятия второй части, также была снята.
После смерти Сталина и начала "хрущёвской оттепели", было принято решение о перезапуске фильма, но когда приступил к работам, режиссёр творения Эйзенштейн заболел и вскоре умер. В итоге было принято решение о выходе оригинального фильма в прокат, лишь в 1958 году. Сейчас данный фильм можно легко найти в интернете.
«Звезда»
Фильм снят в послевоенные годы и посвящён когда тогда было принято, недавно закончившейся Великой отечественной. Режиссёром выступил Александр Гаврилович Иванов, поставлен киностудией «Ленфильм». Фильм рассказывает о мужественных советский воинах противостоящих врагу. Советские разведчики узнают о готовящимся контрнаступление немцев, но из-за нехватки данных, командование посылает в немецкие тылы новые отряды, один из которых не вернулся, тогда на его смену отправляют новую группу во главе с лейтенантом Травкиным.
Фильм сильно не понравился Сталину, так как в финале советские герои погибали в битве с превосходящим врагом. Сталин считал, что фильмы с подобным концом деморализуют солдат, и могут отпугивать будущих воинов от желание быть разведчиками и защищать родину.
Фильм вышел в прокат только после смерти Иосифа Виссарионовича 21 сентября 1953 года
«Фатали-Хан»
Фильм 1947 года от режиссёра Ефима Дзигана. Снят в жанре исторического фильма, повествует в борьбе в XVIII веке правителя Кубинского ханства. Который стремится централизовать власть и объединить разрозненные племена в единый народ и создать Азербайджанское государство. Фильм затрагивал признали излишне националистическим из-за чего он был и не допущен к прокату. После смерти Сталина было принято решение о новой редакцией фильма, которая была завершена лишь в 1958 году. В 1959 году у фильма появился русский дубляж (да, до этого фильм был исключительно на азербайджанском) и в том же году допущен в прокат.
Это лишь малая часть вышеперечисленных фильмов, существует ещё несколько десятков подобных картин. Стоит сказать, что несмотря на запреты, почти все фильмы были в конце концов допущены в прокат после смерти Сталина во время «хрущёвской оттепели».