Найти тему

Как я ездил в ФРГ за машиной. Покупка машины. Часть I.

Так как я трудился на оборонном предприятии, с покупкой легковых автомобилей у нас дела обстояли относительно хорошо. За «Волгой» нужно было стоять в очереди несколько лет, и лучше быть передовиком производства, «Жигули» разных моделей нужно было ждать года два-три, а «Москвичи» предлагали купить всем, кому не лень без всякой очереди. Списки очередников висели на стене около профкома, и можно было наблюдать движение очереди. Но как-то так сложилось, что у меня не было никакого желания купить себе машину, хотя деньгами на покупку самых дешёвых «Жигулей» я располагал. Другие становились в очередь, покупали, угоняли в родные края и перепродавали, потом снова становились в очередь. Но спекулировать противно моей природе. Вот так я жил 8 лет, пока не женился. И тут желание заиметь личный автомобиль проснулось. Встал на очередь, но после 1986 года движение замедлилось, а когда я в 1988 году встал, машин стало ещё меньше. Потом последовал развал СССР, автомобили поступать вообще перестали, так как жил я в Казахстане. Но в Алма-Ате появились всякие конторы, которые продавали новые зарубежные автомобили, вроде «Шкода Фаворит» и т.п. Но цена была в USD и неподъемная для простого труженика, хоть и с должностью. А ездить хотелось! И тут на помощь таким страждущим пришли организаторы поездок за рубеж, в основном в ФРГ, за бэушными автомобилями. Шел 1994 год. Мой товарищ предложил мне съездить в ФРГ. Я не имел загранпаспорта, на что он мне сказал, что вопрос решаемый. В Актау был туристический клуб, и в нём можно было за смешные $50 оформить загранпаспорт. Сделал фото, пришел в клуб, заполнил необходимые бумажки и стал ждать. Прошло пару месяцев и мне выдали советский загранпаспорт, в нём сделали отметку, что гражданином Казахстана я не являюсь. Казахи, по сравнению с другими бывшими республиками СССР, поступили мудро и по-человечески: не стали всех жителей принудительно записывать в граждан, дали время до 1995 года решить, хотят они быть гражданами Казахстана, или нет.

Также в этом туристическом клубе занимались организацией поездок за автомобилями. Они формировали группы, оформляли визы для поездок в ФРГ, в Калининграде у них был человек, который на своём микроавтобусе возил людей в ФРГ и помогал приобретать автомобили. Группа была набрана, оформлены визы, к нам прикрепили гида от клуба, который будет сопровождать нас туда и обратно, на самолёте мы вылетели в Москву. В Москве купили билеты на поезд до Калининграда. Пока шарахались по Москве в ожидании отправления поезда, я зашел в обменник и поменял $ на марки, как сейчас помню, по курсу 1,66 марки за $1. По приезду в Калининград нас встретили, привезли в какое-то учреждение. Познакомили с парнем, который нас повезёт в ФРГ. Сходили на рынок неподалеку и закупились продуктами, набрали сарделек, хлеба и воды. Сели в бусик Wolkswagen и тронулись в путь. Граница с Польшей была недалеко. Преодолели её сравнительно быстро и покатили по дорогам бывшей Речи Посполитой. В те времена на просторах Польши процветал грабёж бывших граждан СССР, едущих за автомобилями, а чаще уже на автомобилях. Поэтому, когда стало совсем темно и всем хотелось спать, водитель свернул в лес, проехал вглубь, остановился и мы попытались хоть немного поспать. Когда начало светать, мы перекусили и снова тронулись в путь. Прошли границу между Польшей и ФРГ. Дороги в бывшей ГДР были лучше, чем в Польше, а в западной части ФРГ лучше, чем в восточной. Во второй половине дня приехали в Ганновер.

Немецкий автобан.
Немецкий автобан.
Гамбург
Гамбург
Улицы Гамбурга
Улицы Гамбурга
Железно-дорожный воказал Ганновера
Железно-дорожный воказал Ганновера

Возле железно-дорожного вокзала часть группы от нас откололась-их встретили бывшие советские немцы, и повезли к себе домой. Нас осталось четверо, поселились в каком-то хостеле. В комнате было четыре двухъярусных кровати, общие душ с туалетом, рассчитанные на одновременное посещение примерно 2-х десятков человек. Хотелось есть, и мы пошли в ближайший супермаркет. Где он находится, показал наш гид, Игорь. До 1992 года он работал завучем в средней школе, преподавал историю. Работа нравилась, но в результате гайдаровских реформ на зарплату школьного учителя прожить стало невозможно, пришлось податься в перегонщики, а потом сам стал возить таких, как мы, в ФРГ. Сходили мы в супермаркет (такого размера заведение видел впервые), долго бродили по нему в поисках знакомых продуктов. С этим было сложно, но всё-таки набрали пива, каких-то салатов долгого хранения, колбасы, хлеба. Пришли в хостел и стали ужинать. Ели эти мерзкие салаты, в которых уксуса было выше крыши, немецкую колбасу и пили пиво. Тут к нам подселили китайца. Китаец ни бе, ни ме по-русски, мы по-китайски. Начали общаться на какой-то дикой смеси немецкого, английского и русского языков! У меня был русский атлас мира, я предложил китайцу показать на карте, где он живет, показали ему, откуда мы. В общем, каким-то образом мы пообщались, китаец залез на кровать и заснул. Нам подселили ещё 3-х ирландцев. Они, увидев нашу компанию, почувствовали себя неуютно, сходили в администрацию хостела и их переселили. Спустя пару часов и мы легли спать. Утром встали, привели себя в порядок, позавтракали в хостеле (завтрак входил в плату за проживание). Игорь, наш гид, уже был готов к работе-он ночевал в своём бусике-зачем деньги тратить на хостел? Сели в автобус и поехали по окрестным мелким городкам. Автомобили б/у продавали при автоцентрах и на частных стоянках. Частная стоянка представляла из себя огороженную стальной сеткой площадку, на которой стояли рядами автомобили на продажу, также стоял какой-нибудь домик, в котором располагался владелец стоянки. На ветровом стекле каждого автомобиля был стандартный бланк, на котором указаны наименование авто, год выпуска, пробег и т.п. Мы подъезжали к такой стоянке, ходили по рядам, высматривали. Игорь вёл переговоры с владельцем. Таким образом мы нашли автомобили двум коллегам. Денег у них было мало, покупали старые Опели ценой до 3000 марок. А мне хотелось что-нибудь получше. Поехали в автосалон TOYOTA. Там мне приглянулась Toyota Tercel, полноприводная, кузов универсал, двигатель 1,5 л., 1987 г. выпуска, сделанная в Англии. Гид пытался торговаться, но не тот случай-салон официальный, менеджер сказал, что он и без торговли продаст её быстро. Машина имела пробел 165 тыс. км, но выглядела очень хорошо. Пришлось отдать 5500 марок. Машине сразу провели диагностику, распечатали протокол, мы хотели забрать машину без номеров, но менеджер категорически отказался это делать, так как ему грозит за это наказание. В общем, взяли бумаги, сгоняли в немецкое ГАИ, взяли у них какие-то бумажки и номера, вернулись за машиной, забрали и снова поехали оформлять. Дело было в пятницу, после обеда. Для того, чтобы иметь право передвигаться на машине, нужно было пройти техосмотр, по его итогам дают наклейку на номера о прохождении ТО. Контора называется, по-моему, TÜV. Прикатили, пошли оформлять, а товарищи немцы говорят-всё, друзья, конец рабочего дня, пятница! Никакие уговоры, просьбы, не действовали! Для завершения оформления требовалось 15 минут, но в оставшееся время мы бы не уложились. Делать нечего, мы перегнали машину на стоянку, где до этого купили два автомобиля, договорились с немцем, владельцем стоянки по имени Берн о том, что пара наших автомобилей постоит у него до понедельника, сели в автомобиль Рината и поехали в городок недалеко от Гамбурга. Ринат был уникальный продукт советской национальной политики-у него имя было татарское, отчество немецкое, а фамилия украинская! Там у него проживали Дедушка с Бабушкой, которые в феврале этого года перебрались в Германию на ПМЖ. Было до них что-то порядка 300 км, мы прокатились по автобану, нашли этот городок, но проблема заключалась в том, как в городе найти нужный адрес. Из всех я один мог изъясняться на немецком, но я не мог понять, что мне говорят в ответ. Немецкий язык под воздействием английского сильно изменился, и речь вживую звучала не так, как нас учили в школе. Но всё же мы нашли нужный дом. Вообще-то это был не дом, а поместье. Это была территория за солидным забором, на которой располагались несколько 2-х этажных зданий. Поместье принадлежало какому-то немцу, он сдавал его в аренду властям, а власти размещали в нём бывших советских немцев до того момента, пока им предоставят постоянное жильё. Пришли в квартиру, где жили Дедушка и Бабушка, познакомились. Дед Роман был интеллигентного вида мужчина 78 лет, умный начитанный. Бабушка была очень симпатичная и миловидная женщина около 70 лет. Жили они в Киргизии, имели жильё, хорошую работу. После развала СССР предприятие развалилось, народ стал разъезжаться, разруха и голод. Поехали к своим родным в Волгоградскую область России, но там им не были особо рады. Прознали про возможность уехать в ФРГ, ну и подались. После знакомства сели ужинать, выпивали немецкий шнапс, вели разговоры о жизни. Дед Роман сказал, что жизнь у немцев устроена так, что захочешь помереть-не дадут! При этот на чём свет клял немецкую бюрократию! Говорил, что есть прожиточный минимум, который обязательно должен человек получить. В течение месяца они собирают все чеки по понесенным расходам, потом несут их в магистрат, там всё подсчитывают, если они понесли больше расходов, им разницу возвращают. Поэтому даже у них, безработных пенсионеров, ещё не получивших никаких постоянных документов, оставались деньги, которые они дали своему внуку на дорогу. Два последующих дня мы ездили по родственникам, которые жили в соседних городках, потом собрались у кого-то из родственников большой компанией. Они как раз недавно получили 3-х комнатную квартиру с мебелью. Снова сидели, выпивали, вспоминали СССР. Практически каждый говорил, что не развалили бы Советский Союз, они никуда бы не уехали. Все они были из Киргизии. Кляли немецкие порядки. Для примера: купили стиральную машину, сами подключить не имеют права, иначе лишатся гарантии, а подключение стоит немалых денег. Вопрос-за что? За то, чтобы прикрутить шланги для слива и забора воды? В таких разговорах, встречах и прошло время. В воскресенье мы попрощались и поехали в Ганновер, ночь провели на стоянке, утром приехали в TÜV, получили эту несчастную наклейку на номерной знак, затарились продуктами, немецким пивом, вином и поехали домой, в Казахстан. Перед прощанием с гидом мы всё задавали ему вопрос, как избежать встречи с рэкетирами? Игорь говорил-мужики, это лотерея. Повезёт, доедите без приключений, ну а не повезёт-ограбят, изобьют, отберут машину. Рассказал, как его остановили рэкетиры в Польше на стареньком Опеле, потребовали денег. Он сказал им, что денег нет ни копейки. Обшмонали его, перетрясли всю машину, денег не нашли. Сказали-давай хоть морду тебе набьём! И набили. Посоветовал заправляться на заправках, на которых видимость в обе стороны на километры, не останавливаться в безлюдных местах, держаться вместе. Вот с этими наставлениями в голове мы и взяли курс на Польшу.