У Наташи Петровой есть внутренний глаз. Точнее, объектив, линзы и сферические зеркала, которые улавливают красоту человека. Щелк — и она в кадре! Часто для самого героя эта красота подобна обратной стороне Луны: до фотосессии он и не думал о своей привлекательности, имея заниженные представления о своей внешности. Наверняка у вас есть фотографии, которые вы предпочитали бы никогда не видеть. Наташины фото другие — их хочется распечатать и повесить на стену вместо зеркала, чтобы никогда больше не забывать о том, как ты прекрасен или прекрасна.
Как ей это удается? Почему она видит то, что не видим мы сами? Можно ли расшифровать этот код красоты в глазах фотографа, который делает тот самый «щелк»? Не знаю. Однако я попробовала узнать больше о том, как у Наташи получается делать такие замечательные терапевтические снимки.
Случайный свадебный фотограф
Со второго курса Наташа ходила с друзьями по заброшенным локациям и городским развалинам, снимая все подряд. Часто бывала на Воробьевых горах, где она сделала один из своих первых кадров. Это был контурный снимок в желто-оранжевом цвете: одногруппница Настя стоит в арке дома, на заднем плане видна церковь. Девушка остановилась около лужи, в которой отражаются она и церковь.
Наташе понравился снимок, и она выставила его на конкурс Mail.ru. «Девушка и церковь» попали в топ, фотография прошла отбор жюри, ее распечатали в большом формате и повесили в кофейне. Наташа точно не помнит, но кажется, это была «Costa coffee». Она настолько обрадовалась результату, что стала водить в кофейню друзей и показывать свою работу.
На день рождения родители подарили Наташе простенькую зеркальную камеру Canon EOS 400D. Наташа фотографировала, выкладывала снимки в ВК и «Одноклассники», немного вела блог в ЖЖ. Однажды ей написала подруга с просьбой поснимать ее свадьбу. Наташа долго не соглашалась, боялась ответственности: для нее свадьба была и остается важным моментом, который невозможно переснять. Однако через две недели уговоров Наташа согласилась.
Муж Наташиной сестры, фотограф, дал советы, объяснил базовые вещи и пригласил ее посмотреть, как он снимает свадьбы. Наташа увидела, как все происходит, и попробовала сделать несколько кадров.
Мы уронили невесту. Точнее, она сама упала. Октябрь, Царицыно, овраги между небольшими холмами, а на дне — болото, о котором мы не догадывались. Невеста полезла туда ради живописного снимка. Вовремя успела поднять подол, и мы успели снять, как она сидит в луже.
Во время съемки второй свадьбы Наташа сняла «шедевральный» кадр с невестой на ладошке. Тогда такое было популярно: жених под каблуком, невеста на ладошке, жених в букете. Эта фотография попала в интернет-подборку «Как снимать не надо».
Потом были другие свадьбы и юбилеи. Через несколько лет Наташа снимала не меньше 50 свадеб в год. Она училась в процессе, ходила на мастер-классы, смотрела на коллег. В свадебной съемке у нее был кумир — Саша Кураксин. Тогда Наташе казалось, что он бог фотографий, она училась на его работах. Спустя несколько лет на Наташины признания в профессиональной любви он ответил: «Ты с ума сошла?! Ты снимешь лучше меня!»
У людей, чьи свадьбы я снимала, рождались дети, и мне писали: «У нас появился сыночек. Сможешь снять?» Начались семейные съемки, потом портретные, в 2013 году подключился бизнес-сегмент — я начала снимать конференции.
При этом больше всего Наташе по-прежнему нравилось снимать свадьбы — она до сих пор их любит. Говорит, что из нее получился отличный «свадебный психолог»: она может помочь составить тайминг свадьбы, успокоить невесту, разрядить напряженную обстановку, потому что знает, что все точно будет хорошо.
Я, наверное, очень романтичный человек. Для меня свадьба — это что-то светлое, наполненное любовью. Можно сказать, я в своем роде энергетический вампир: я много отдаю и много беру. Этот взаимообмен энергии заряжает и вдохновляет. Это такое счастье понимать, что в важный день я могу оставить свой след. Это профессиональная и эмоциональная реализация.
Наташа сняла огромное количество свадеб — и не только в России. Два раза ее приглашали фотографом на свадьбы в Германии. Одна свадьба проходила в старинном замке XIII века, а вторая — в маленьком городке под Штутгартом.
Это было в одном из тех маленьких городков, которые находятся внутри кольца полей. Выходишь: кругом поля и стоит одно высокое дерево. Жених и невеста готовились к свадьбе в красивом отеле, мы начали снимать там. Потом перебрались в католический собор. Было здорово, долго и слезливо — все как положено. Потом поехали в парк гулять и фотографироваться. Ну а после началась русская свадьба: с медведями и цыганами! Было весело, но мы очень устали: это была самая долгая съемка в моей жизни — она длилась 15 часов!
Просто лица
Когда Наташа купила среднеформатный фотоаппарат, она начала снимать квадратные черно-белые фотографии 6 × 6. В таком формате отлично получаются портреты. Чтобы потренироваться, она пригласила несколько человек в кофейню для съемок. Тогда пришло восемь моделей. Наташа выкладывала снимки в Сеть, на них стали обращать внимание и спрашивать, что это за серия снимков. Наташа отвечала: «Просто лица снимаю». Так, «тренировочные съемки» превратились в проект, а Наташин ответ — в емкое название.
Во второй раз на приглашение побыть моделями для портретов откликнулось 30 человек. Поначалу Наташа снимала бесплатно, потом ввела систему донатов, а еще чуть позже сделала это благотворительным проектом — вся сумма или часть от сборов отправляется в фонды и центры, например в «Шередарь» (центр реабилитации людей, перенесших смертельное заболевание), «Дом с маяком» (фонд паллиативной помощи детям), или идет на лечение конкретных людей.
В этом году «Просто лицам» исполняется восемь лет, в последний раз пришло 230 человек — это целый день непрерывных съемок. Неудивительно, что проект стал таким популярным, ведь результат — классные карточки, на которых люди смеются, грустят, корчат рожицы и думают о своем. Но, пожалуй, главное, как и во всех Наташиных съемках, — карточки получаются такими, что люди себе очень нравятся.
Фотомагия. Расшифровка кода
1. Профессиональные наработки играют большую роль. Без них никуда. Но не менее важен и жизненный опыт фотографа. Наташа сравнивает его с кусочками пазла.
Любая деталь имеет значение: выставка, на которую ты сходила, фильм, который посмотрела, чувства, которые пережила, события, которые с тобой произошли. Снимок — это еще и отражение эмоционального настроя фотографа, воплощение его идеала фотографии. Когда я смотрю на свои старые снимки, я могу их соотнести с жизненным опытом. Например, когда я вышла замуж, начала ощущать то, что чувствует невеста в этот день: волнение, рассеянность. Когда родился ребенок, я начала по-другому общаться с детьми, теперь легче нахожу общий язык даже с самыми маленькими. Когда развелась, для меня особую ценность приобрели объятия, нежность, чувственность, близость между людьми: во время съемки пары, семьи так хочется все это поймать в кадр.
2. Сделать человека счастливым еще до того, как фотографии будут готовы
Ключевой элемент — доверие к фотографу. Оно рождается еще до съемки. Когда клиент выбирает фотографа, он уже на сайте или в соцсетях должен не только захотеть снимки такого же уровня, но и почувствовать, что ему будет комфортно и хорошо именно с этим человеком. Для этого все должно быть на поверхности: условия, сроки, стоимость, контакты. Важно помочь клиенту выбрать локацию для съемки, забронировать студию, дать ему ощутить себя в надежных руках.
3. Расслабить модель
Когда человек расслабляется перед камерой, мышцы его лица не напряжены, он ведет себя легко и естественно — в этом и заключается красота. Я умею быстро расположить к себе людей. Могу непринужденно болтать, смешить или «крякать» — это развеселит любого: и маленькую девочку, и взрослого мужчину, и даже старушку. Когда удается все отпустить и насладиться моментом, человек кайфует уже от самого процесса съемки, а фотография — это скорее приятный бонус, а не цель.
4. Забыть стереотипы: нет нерабочей стороны, есть нерабочий свет
Когда речь идет о хорошем портрете, многие думают, что дело в рабочей стороне. Я всем говорю, что рабочей стороны не существует, это миф. Одна и та же сторона при разном свете может быть и ужасной, и прекрасной. Один и тот же человек при разном свете может выглядеть совершенно по-разному. Первые пять минут я верчу человека и смотрю, как лучше выставить свет. Могу спросить, какая сторона рабочая, какая больше нравится. Но я обязательно проверяю и вторую сторону.
5. Принять себя
Я снимаю людей со всех сторон, в итоге получаются кадры с нескольких ракурсов, среди которых есть что выбрать. Если человек ничего не выбирает, то проблема не всегда во мне. На «Просто лица» однажды пришла джазовая певица — девушка потрясающей красоты. Через три месяца после того, как я прислала ей фотографии, она сказала, что поначалу себя не узнала и не хотела даже смотреть на снимки. Еще через три месяца написала, что это лучшие снимки в ее жизни: так она себя приняла.
Недавно снимала женщину лет 55–60. Она раньше у меня снималась и была в восторге, а тут пришла не в духе, ей все было не то, да и фотосессия была не ее желанием, а кем-то навязанным. Она даже толком не взглянула на фото и сказала, что ей ничего нравится. Я не снимаю ответственности с фотографа — можно испортить человека на снимке. Однако многое находится в голове. Я сама через это прошла и знаю, о чем говорю. Важно полюбить себя. Ты у себя один такой прекрасный и замечательный!
6. Любить фотографию
Банально, но факт: секрет мастерства в любви. Наташа снимает уже 17 лет, и ей это совершенно не надоело и не наскучило.
Любая съемка дает мне профессиональное удовлетворение. Ко мне все больше людей начинает приходить как на психотерапию, чтобы узнать и принять себя или просто поднять настроение. Если человек смог во время съемки переключиться и расслабиться, то фотографии станут напоминанием о приятном времени, о состоянии, когда ты отпустил внутреннего критика и свои проблемы. Мне нравится помогать людям, показывая им, какие они красивые.
Больше всего Наташа по-прежнему любит снимать свадьбы. Если говорить о портретах, то сейчас ее любимые типажи — это мужчины за 60. Говорит, с ними приятно общаться, они мудрые, опытные и интересные. Еще Наташа любит снимать тех, кто приходит и говорит: «Делай все, что хочешь, и так, как ты умеешь».
Удалось ли мне расшифровать код Наташи Петровой? Не думаю. Но я поняла, что мастерство фотографа — это способность видеть и отражать красоту. И способность эта кроется не в навыках и настройках объектива, а в настройках сердца. Наташа будто приручила красоту человека своей безграничной верой и теперь может разглядеть ее в каждом: во взгляде, повороте головы, улыбке. Лишь истинный мастер может запечатлеть ее и перенести в кадр.
Контакты Наташи: