Найти в Дзене
Народ Востока

На волю, в пампасы: что стало с «аргентинским Израилем»?

По ряду исторических и экономических причин в конце 19-го века отношение к еврейскому населению Европы сильно ухудшилось. А может, не ухудшалось – просто евреям уже надоело терпеть средневековые ограничения и запреты в условиях неуклонной социальной либерализации, которая улучшила положение самих европейцев.

Это привело к появлению идеи о том, что еврей может быть счастлив только в собственном государстве. Дальнейшим развитием этого образа мысли стала идеология сионизма, которая призывала к возвращению всех представителей этого народа на свою историческую родину.

Однако, на тот момент мир не знал открытых границ. Любая страна сама решала, кого ей пускать на свою территорию, а кого не пускать. При этом, Османская империя насчет еврейской эмиграции в Палестину занимала довольно жесткую позицию. По этой причине высказывались предложения, что Израиль следует создать или в Центральной Африке, или в Австралии, или в Латинской Америке.

Однако, единственной реальной попыткой воплотить это в жизнь стало основание в Аргентине еврейской земледельческой колонии Мойсесвиль (Moises Ville на испанском, ‏מאָזעסוויל – на идише) и иных подобных поселений. Давайте расскажем, как это было.

В 1881-м году народовольцы после нескольких неудачных попыток таки сумели отправить российского императора на небо. На второстепенных ролях в их группе была наивная еврейская барышня Геся Гельфман. А потому общественное сознание обвинило в случившемся понятно кого.

-2

Чему правительство, конечно, всемерно способствовало: не могут ведь природные великороссы по собственному разумению поднять руку на самодержца – ясное дело, что их к этому склонили евреи. В общем, с этого момента начинается серия погромов, которые вызвали у всего многочисленного российского еврейства желание к перемене мест.

В 1889-м 135 еврейских семей в количестве 815 человек прибыли в Аргентину из украинского города Каменец-Подольский. Добирались они на германском корабле, а руководил общиной раввин Аарон Гольдман. Забегая вперед, потомки этих отцов-основателей считаются, своего рода, аристократией среди современного аргентинского еврейства.

К сожалению, их надул местный землевладелец, с которым была договоренность о приобретении участков для основания еврейской общины. Когда люди прибыли на место, и им уже было некуда деться, он запросил у них куда большую сумму, в связи с чем колонисты остались почти без средств.

Первые несколько лет они очень бедствовали и страдали от болезней, вызванных непривычным климатом. Но затем об их положении стало известно, после чего еврейские благотворительные организации со всего мира пришли на помощь. В 1891-м германский дворянин иудейского происхождения Морис де Гирш основал Еврейское колонизационное общество, которое оказало немалую помощь первым и следующим переселенцам.

-3

Большинство прибывших были выходцами из Российской империи – особенно, Подолии и Бессарабии. После 1903-го года сюда приехали евреи, сумевшие пережить кишиневский погром. Но также в Аргентину прибыли уроженцы Польши и Румынии, а в 1930-е годы – даже беженцы из Германии и остальной Европы.

К началу 20-го века евреями в Аргентине было основано более 170-ти населенных пунктов. Крупнейшими из них стали Мосесвиль, который появился первым, колония Маурисио, получившая имя в честь главного спонсора, а также колония Лапин. Сконцентрированы они были в пампасах на севере страны – то есть, субтропической степной зоне Южной Америки. Переселенцы занялись земледелием, завели скот, стали известны своими молочными изделиями и сырами. Местные жители стали величать их «еврейскими гаучо» – то бишь, ковбоями на латиноамериканский лад.

В то время большинство евреев придерживалось левых убеждений. Поэтому собственное будущее они видели, как немного утопический рай, где каждый человек занимается простым трудом на лоне природы – как древние евреи из Библии. По этой причине сельскохозяйственная Аргентина представлялась им землей обетованной.

Однако, в 1948-м году был основан Израиль. И основная часть населения латиноамериканских аграрных колоний со временем перебралась туда. Верные своим социалистическим идеалам, они основали там колхозы-кибуцы. А те, которые уже чувствовали себя более аргентинцами, чем евреями, уехали в крупные города, вроде ближнего Росарио и дальнего Буэнос-Айреса.

-4

Сейчас в Мойсесвиле и колонии Маурисио живут, в основном, аргентинцы испанского происхождения. Но там до сих пор действуют еврейский культурный центр, школа и синагога. В общем, «аргентинский Израиль» повторил судьбу Еврейской автономной области.