Найти в Дзене
Библио-лаборатория

"Роза для Екклезиаста". Короткий шедевр Желязны о поэзии, любви и свободе.

Роджер Желязны — один из тех писателей, что сформировали мой вкус и предпочтения как читателя, причем не только в плане фантастики, но и художественной литературы в принципе. Не он один, конечно, таких писателей было много. Собственно, их легко определить даже по статьям на канале — к творчеству этих «столпов» я возвращаюсь снова и снова.

Имя Желязны обычно вызывает в памяти его крупные произведения - «Князь Света», цикл об Амбере, Дилвиш и другие, но вообще-то он превосходно работал и в формате небольших повестей и рассказов, некоторые из которых можно смело назвать подлинными жемчужинами фантастики. Сегодняшняя статья — о его повести «Роза для Екклезиаста», в которой, как мне кажется, талант Желязны наиболее полно раскрылся с лирической стороны.

Я говорю о лирике (и даже поэтичности повести) не только потому, что главный герой, от лица которого и ведется повествование — поэт. В принципе, это вообще достаточно характерная черта всего творчества Желязны, но именно в этой повести она как бы оказывается едва ли не важнее самого последовательности событий, складывающейся в сюжет.

Атмосфера древнего Марса с его угасающей некогда великой цивилизацией окутывает читателя, как это бывает при посещении руин древних земных городов, особенно если они находятся в не слишком людных туристических местах. И не стоит упрекать Желязны в несоответствии научным фактам — думаю, он выбрал Марс исключительно как архетип чего-то невероятно более древнего по сравнению с Землей, архетип который сложился задолго до написания повести. Если вам будет так легче — заменяйте при прочтении название «Марс» на какой-нибудь «Эпсилон Эридана», по большому счету это особого значения не имеет.

Впервые я повесть прочитал вот в таком сборнике.
Впервые я повесть прочитал вот в таком сборнике.

Пласт эмоций, которые навевает повесть, можно сравнить с впечатлениями от рассказов Брэдбери, или Борхеса, или ранних рассказов Балларда (честное слово, я не отбирал писателей на букву «Б», так получилось), хотя в отличие от последних двух Желязные более ярок, более выразителен и все-таки дает в конце некое подобие надежды.

Несмотря на то, что повесть совсем небольшая, Желязны сумел поразительно изящно и одновременно ярко провести параллели между цивилизацией марсиан, потерпевшей крах в результате некоего давнего катаклизма и биографией главного героя, прожившего все свое детство и отрочество в негнущихся прокрустовых рамках, выстроенных его отцом-проповедником. Тем более символичным выглядит то, что именно он, некогда сумевший вырваться на свободу, приносит надежду и марсианам, доживающих последнее в не менее категорических рамках, заданных им древним марсианским философом и пророком, аналогом Екклезиаста.

Первая публикация повести в журнале
Первая публикация повести в журнале

Даже то, что сам герой не обретает личное счастье, вполне укладывается в рамки авторского замысла.

Будущее создается тобой, но не для тебя.

Помните?

Смысл повести на самом деле намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Это не просто красивая история, как любовь, поэзия и чуть-чуть джиу-джитсу спасают мир. Ведь, если задуматься, мы все так или иначе проживаем нашу жизнь, будучи скованы и направляемы сложнейшей системой законов и правил, многие из которых были придуманы за тысячи лет до нашего рождения, и порой неспособность хотя бы на секунду выглянуть из этой клетки может завести нас в жизненный тупик.

И хорошо, если этот тупик окажется всего лишь философским.

Фэнтези
6588 интересуются