В интернете нередки проявления деструктивного поведения, особенно остро проблема стоит в социальных сетях. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе результатов опроса населения изучил опыт россиян, сталкивавшихся с киберагрессией, и способы противодействия ей.
Справочно: Эмпирической базой послужили данные репрезентативного опроса населения России, проведенного в 2022 г. в рамках реализуемого ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Мониторинга цифровой трансформации экономики и общества (N=10021, от 14 лет и старше).
Главные выводы:
- По данным опроса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в 2022 г. аккаунты в социальных сетях имели 71% россиян в возрасте 14 лет и старше. Большинство из них (77%) зарегистрированы сразу в нескольких (в среднем — трех).
- Почти треть (29%) пользователей этих сервисов сталкивались с коммуникативной агрессией. Ее наиболее распространенная форма — нежелательное внимание (19%) в диапазоне от настойчивых попыток общаться несмотря на отказы (12%), бестактных вопросов от незнакомцев (9%) до предложений сексуального характера (6%).
- Каждый десятый пользователь соцсетей подвергался враждебным нападкам, в том числе получал оскорбительные комментарии (8%) или даже сообщения с угрозами в свой адрес либо близких людей (2%), сталкивался с травлей или агрессивным преследованием со стороны группы лиц (3%). Агрессию по отношению к другим в соцсетях замечали около 10% пользователей. Некоторые респонденты стали жертвами размещения недостоверной или компрометирующей информации о себе (2%).
- Чаще сталкиваются с киберагрессией в соцсетях проявляющие в них большую активность молодые пользователи: в самой юной возрастной когорте от 14 до 22 лет такой опыт имеют 43%; их доля ниже среди пользователей 23–29 лет (34%); в старших возрастных группах величина показателя еще сильнее снижается. Девушки чаще юношей становятся объектами нежелательного внимания (34 против 22%).
- Чаще всего сталкиваются в соцсетях с какими-либо формами нежелательного поведения блогеры, причем даже те, которые публикуют контент нерегулярно. Около 63% представителей данной группы притягивали к себе агрессоров.
- Резко повышает соответствующие риски выражение своей гражданской позиции: случаи киберагрессии отмечали 57% среди тех, кто высказывался по общественным, политическим, экологическим и иным проблемам.
- Респонденты, которые в принципе «производят контент» (высказываются в личных сообщениях, постах или комментариях; размещают фотографии, делятся публикациями и др.), подвергаются киберагрессии чаще тех, кто этого не делает (32 против 11%).
- Стандартные инструменты, предусмотренные в функционале социальных сетей для противодействия нежелательному поведению других пользователей, используют только 34% респондентов. Среди столкнувшихся с проблемами менее трети (30%) добавляли кого-то в черный список и лишь 14% жаловались на комментарии.
- Лучше защищают себя в соцсетях пользователи с высоким уровнем цифровых навыков: более половины из них, столкнувшись с нежелательным поведением, применяли какие-либо инструменты защиты. Среди пользователей с низким уровнем цифровых навыков таких вдвое меньше.
По ссылке предлагаем ознакомиться с более подробными сведениями.