Найти тему
Iren Grovsky

Женская сегрегация и абсурдность фем-повестки

Когда я только начинала погружаться в феминизм, мне казалось, что я, условно говоря, не могу взять и прийти в чужой монастырь со своим уставом. Феминизм зародился и оформился до меня. Здесь есть своя матчасть, есть устоявшаяся общая концепция и некоторые частные ответвления — мнения, которые разделяет большинство феминисток по тем или иным вопросам.

И каждый раз, когда я читала или слышала о вот таких частных концепциях и внутренне с ними не соглашалась, мне казалось: «Проблема не в этой идее, проблема во мне. Просто я ещё недостаточно феминистка, недостаточно погружена в материал. Вот стану более зрелой и тогда смогу с этим согласиться».

Сейчас я понимаю, каким же сюром было так думать. Я умудрялась стигматизировать и зажимать в рамки даже такое широкое течение, как феминизм. Ведь здесь столько разных идеей и частных концепций, что я искренне уверена: в феминизме найдётся место для каждой.

Только важно помнить о базовой идее феминизма — это концепция, мировоззрение, система общественного устройства, при которой женщины и мужчины равны. С адекватностью этой идеи, я думаю, спорить бессмысленно, а любой, кто её не разделяет, смело может повесить себе на грудь значок «Сексист». 🙂

И в этой идее нужно видеть одну немаловажную составляющую. Если мужчины и женщины равны, значит, они должны сосуществовать в едином обществе, где женское не воспринимается как вторичное.

Часто современную фем-повестку отождествляют с движением ЛГБТ и движением BLM. И да, мотивы угнетения, притеснения, дискриминации, звучат во всех этих трёх течениях. Но вам никогда не казалось, что причислять феминизм к числу течений, в которых малочисленные группы населения борются за свои права, это, как минимум… странно?

А мне всё чаще кажется это странным. И в то же время показательным.

По последним данным, женщин на планете Земля чуть больше, чем мужчин (на одну женщину приходится 98,6 мужчин). Разница не такая уж большая, с известной долей условности можно сказать, что мужчин и женщин в мире живёт одинаковое количество. Но почему-то, когда женщины начинают говорить о своих проблемах и напоминать, что они такие же люди, некоторые лишь хмыкают на это и пожимают плечами. Как будто это проблемы непривилегированного меньшинства, недостойные даже внимания и времени.

А задумайтесь, кто тогда в этом ключе привилегированное большинство (которое большинством назвать можно с натяжкой)? Пральна, мужчины.

Теперь давайте подумаем. Если общество относит и феминизм, и ЛГБТ, и BLM к плюс-минус одному и тому же явлению, то это — общество белых гетеросексуальных мужчин. И многие из нас, не принадлежа этому обществу по ряду признаков, всё равно слепо отождествляют себя с ним. Просто потому, что это общество веками стоит у власти, пропагандирует своё мировоззрение, говорит о своих проблемах и репрезентует само себя в массовой культуре.

Да-да, привет, давайте свернём в этот переулок самых жарких баталий и споров вплоть до оскорблений. Сегодня в массовой культуре появляется всё больше героев из так называемого меньшинства: героини, не зависящие от мужчин; люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, которые строят счастливые отношения; национальные меньшинства, которые не уступают белым по интеллекту и тоже добиваются больших успехов.

Но среднестатистический белый гетеросексуальный мужчина (СБГМ), сидящий глубоко внутри у каждого из нас, смотрит на это всё и плюётся. Это пропаганда! Зачем это в каждый фильм пихать! Не дают нормально кином насладиться! Да это и так понятно, что в современном мире разные люди живут, пусть живут, только гея с моего экрана уберите!

СБГМ никак не может понять, что подобные продукты массовой культуры создаются не для него.

Это может стать сюрпризом и откровением, ведь столько времени буквально весь мир строился и подстраивался под него… А теперь, в 2023 году, он не может себе позволить пойти в кино на детскую «Русалочку», ведь она чёрная, плак-плак.

Это новая культура, которая показывает, как живёт общество. Во всех его проявлениях. СБГМу внутри нас сложно осознать это, но тому самому «меньшинству» важна репрезентация в культуре. Ведь мы растём на всех этих книгах, фильмах, сериалах и прочем, совершенно не догадываясь, как плотно они оседают в нашем сознании, как сильно влияют на наше мировоззрение.

Вся эта «пропаганда» в кино или книгах — это просто освещение другого пути, другой стороны общественной жизни. Да, общество многогранно. В реальной жизни есть женщины, которые не ставят замужество во главу угла, и мы видим их в кино. В реальной жизни есть однополые пары, которые сталкиваются с теми же проблемами, с которыми сталкиваются гетеросексуальные пары, и мы видим их в кино. В реальной жизни есть национальные меньшинства, которые не живут в гетто и не питаются пылью с земли, и мы видим их в кино.

Из всех этих рассуждений я хочу вывести одну важную для меня мысль. Я не хочу, чтобы в обществе феминизм воспринимался как какая-то «левая» часть культуры, и вся остальная, генеральная культура от неё отстраивалась.

Я считаю, что феминистическое мировоззрение общества действительно должно ставить мужчин и женщин в равное положение, не занимаясь женской сегрегацией. А то сейчас у нас как будто бы всё, что создаёт и чем занимается СБГМ, — это норм, класс, всем это интересно, а то, что создают и чем занимаются женщины, — это то, что интересно только женщинам.

Но пока в нашей культуре очень заметна женская сегрегация.

Вот вам сайт со сводками новостей для всех, но в углу мы сделаем отдельную вкладку для женщин, где будут новости бьюти-индустрии, свежие новинки косметики, как похудеть к лету, как заставить мужчину сделать предложение и так далее. Пусть сидят на этой вкладке, такие новости им вроде понятнее, да и чем они ещё могут интересоваться?

Вот есть программа стэндап-шоу, где и мужчины, и женщины выступают и шутки шутят. Но мы сделаем отдельную программу с женским стэндапом, пусть женщины туда идут выступать и не суются в мужской юмор. И да, мужчины, не слушайте примитивные женские шуточки про помады и месячные, вы ж мужики, вы всё равно не поймёте.

И другие примеры по аналогии.

Оговорюсь, что я не довожу идею до абсурда. Иногда такая «сегрегация» действительно нужна и приветствуется, но тогда надо избавляться от установок, что женское = нечто более плохое, глупое, примитивное, наивное.

И ещё. Я не отношу к сегрегации женские сообщества, безопасные пространства, фем-инициативы, в которых действительно уделяется внимание сугубо женским проблемам и вопросам. Например, вопросам, касающимся женского здоровья, в том числе репродуктивного, или проблемам домашнего насилия в отношении женщин.

Ну и сейчас, возможно, найдутся те, кто скажет, что использование феминитивов — это тоже женская сегрегация. Нет, это не сегрегация, это репрезентация, делающая женщин видимыми и подчёркивающая их вклад в развитие разных сторон общественной жизни.

Словом, я против того, чтобы за нас говорили предубеждения. Мы в своей женской среде, случается, обсуждаем косметику, парней и модную одежду. Но это не вся наша суть. Ещё мы говорим о политике, о работе, устройстве общества, отношениях с родителями, финансовой грамотности, домашних животных, готовности к родительству, обустройстве уюта и, в конце концов, планов на эту жизнь.

Ну, это в моём окружении. А если вы продолжаете видеть в женщинах вокруг лишь макияж, каблуки, декольте и длинные волосы, то это уже вопросы к вам.