Невероятно популярная еще с советских времен актриса театра и кино отмечает необычный юбилей: ровно полвека назад, в 1973 году, она вышла замуж за актера Анатолия Васильева, после чего поменяла свою девичью фамилию. Иначе поклонники знали бы свою любимицу как Татьяну Ицыкович.
Благодаря природному обаянию и несомненному таланту народной артистке России всегда удавалось сыграть даже самые незначительные роли так, что их запоминали. Причем родители категорически были против выбора дочери.
Наша героиня родилась в семье заводского слесаря-фрезеровщика Григория Ицыковича. Мама, Мария Базлова, была домохозяйкой и воспитывала маленькую Таню и ее старшую сестру Аллу.
Тайно посещала кружок
Никакого отношения ни к театру, ни к искусству в целом родители будущей звезды не имели. Уже с ранних лет Татьяна решила, что хочет стать актрисой и только актрисой. Она буквально грезила о театральных подмостках.
Но и отец, и мать считали, что это лишь мешает ее школьной успеваемости. Поскольку Татьяна очень плохо училась, ей даже нанимали репетиторов. Однако дочь интересовалась только сценой.
Она делала все возможное для достижения своей цели. Нередко говорила, что идет на занятия к репетитору, а сама отправлялась в театральный кружок.
Более того, в 1964 году тайно поступила в Школу-студию МХАТ, сказав, что едет в Москву на экскурсию. А потом поставили родителей перед фактом: мол, теперь ваша дочь - актриса.
Примечательно, что она побоялась лично об этом сообщить, а отправила домой телеграмму. После чего разъяренный отец тут же отправился в столицу. Ему удалось пробиться к самому ректору Школу-студию МХАТ.
Он заявил, что актерство - это не профессия и потребовал отдать ему документы. Тем не менее ректор все же уговорил не ломать жизнь дочери. Мол, пусть немного поучится, может, и сама уйдет. Но незаметно пролетели 5 лет.
В 1969 году Татьяна, тогда еще Ицыкович, попала в Московский Театр Сатиры, где и познакомилась со своим будущим первым супругом Анатолием Васильевым. Через 10 лет после первого брака, В 1983 году, она опять вышла замуж.
Ее новым избранником стал тоже актер Георгий Мартиросян. Однако на сей раз Васильева решила фамилию больше не менять. А с 1995 года она в разводе.
Жуткая максималистка
- Судя по всему, вы очень строги к себе.
- Это правда! Так, как я сама себя сужу, меня никто больше не судит. Я очень долго с этим живу. Да, кто из нас не совершает ошибки, но одно дело, когда это делает кто-то, а совсем другое, если это я сама.
Тогда я себя страшно корю. Замыкаюсь в себе на какое-то время. А потом отхожу. Просто говорю себе: «Ладно, то было вчера...» Потом выходишь на сцену и продолжаешь играть как ни в чем не бывало. Не все равно в душе жутко неприятно.
Потому что я большая максималистка. И не только по отношению к себе. О других тоже не забываю (смеется). Могу так высказаться, что мало не покажется.
А все потому, что в Школе-студии МХАТ мне вбили несколько основных железных правил, которые нельзя нарушить ни при каких обстоятельствах. И если я вижу нарушителей этих правил, меня это дико раздражает. Да как же они посмели!
- Бедные ваши коллеги. Можно только представить, как им достается...
- Ничего, пусть терпят. Актеры ведь привыкли только к комплиментам. А мне всегда хочется дать им какие-то дельные советы. Некоторые даже благодарили.
И пробовали что-то исправить. Иногда получалось. Хотя чаще все же была обида. Поэтому сегодня я уже крайне редко что советую. Да пусть живут так, как считают нужным.
А вот сама я - другая. С удовольствием слушаю мнение о себе. Даже прошу: коллеги, ну давайте, высказывайте свои замечания. И тут я думаю прежде всего о себе. Хочу, чтобы они облегчили мне жизнь.
Ведь недаром говорят, что со стороны виднее. Всегда хочется сыграть лучше. Так какие тут могут обиды? Пусть скажут все в лицо. Это лучше, чем быть посмешищем за кулисами.
Не прячется в четырех стенах
- Сейчас многие актеры словно воды в рот набрали. А вы открыто высказываетесь на самые актуальные темы.
- Я всегда была такой. Раздавала интервью направо и налево. Никогда не понимала тех, кто что-то скрывает. Все равно ведь узнают. Мы же актеры, всегда на виду.
Так чего таиться? И сейчас не понимаю тех, кто спрятался в четырех стенах. Они выходят лишь для того, чтобы показаться в спектакле или на киносъемках.
Некоторые даже прервали спортивные тренировки, чтобы их не поймали в фитнес-центре. Если они выезжают на гастроли, то потом сразу же запираются в гостиничном номере. А в поезде передвигаются в индивидуальном купе.
Парадокс в том, что по своей натуре я очень стеснительная. Помню, выходила в школе к доске и молчала словно рыба. Ничего не могла сказать. Стояла красная как помидор. А если что-то и мямлила себе под нос, то страшно заикалась.
В общем, у меня был полный набор того, с чем артисткой точно не становятся. Открою секрет: я даже представить себе не могла, что стану профессиональной актрисой. Меня никто не воспринимал всерьез.
Особенно, конечно, родители. Какая сцена? Сиди дома и зубри школьные предметы. А сегодня я уже совсем другая. Не стеснительная и не зажатая. Спасибо сцене!
Никогда не опаздывает
- Как же вам удалось поступить с таким «антиданными»?
- Подготовилась! В нужный момент могу собраться. Хотя очень рассеянная. Но, зная об этом, никогда не опаздываю. Потому что не переживу. То есть существую вопреки себе. Всегда прихожу вовремя.
За всю свою жизнь опоздала буквально несколько раз и то не по своей вине. При этом не сказала бы, что я такая уж дисциплинированная. Но я стараюсь быть предельно ответственной именно из-за своей рассеянности.
Так и с поступлением — взяла и сконцентрировалась как следует. Придумала четкий план, как улизнуть из дома. На свой страх и риск отправилась в Москву.
Вы удивитесь, но я подготовилась так, что меня взяли везде, где я только подавала документы. А потом уже сама выбирала, куда пойти. Остановилась на Школе-студии МХАТ. С тех пор стараюсь никого не подводить.
- Ни разу даже не сорвали спектакль?
- Однажды моя директриса что-то перепутала и назначила спектакли в одно и то же время в двух местах: один - в Москве, а в другой - в Подмосковье. Чтобы не опоздать, пришлось задействовать полицию. Меня привезли с мигалкой, но я успела. Народ в зале ничего даже не заметил.
Еще помню, как приехала в Театр Бабкиной. Прилегла на каком-то диванчике немного передохнуть. Проснулась в полседьмого. До начала спектакля полчаса.
Смотрю, а моих актеров нет. Оказывается, наш спектакль не здесь, а в Театре Сатиры у Геннадия Хазанова. Что ж, взяла ноги в руки и побежала к метро.
С пересадкой добралась до станции «Библиотека имени Ленина», а оттуда я совершила безумную пробежку по Большому Каменному мосту через Москву-реку, но все же успела.
Мужей женила на себе
- Если не секрет, почему столько лет в разводе?
- Секрет в том, что, как уже говорила, в молодости у меня были жуткие комплексы неполноценности. От чего я сильно страдала. Да, понимала, что нужно замуж.
Но какая из меня невеста? Не из Москвы, а из Ленинграда. Папа, мама, сестра и я живем в одной комнате. Раньше там был публичный дом. Где-то в той зловещей области Питера Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Достоевского пришиб свою старушку.
Дальше своей комнаты я старалась не выходить. Боялась не вернуться домой. А тут столица, театр... Я не жалуюсь, а лишь передаю как жила. Завидной невестой точно себя не чувствовала.
Поэтому своих мужей насильно на себе женила. Иначе бы они никогда на это не пошли. Но эти парни лично мне очень нравились. И в обоих случаях я решила добиться своего.
Можно смело сказать, что оба мужа - это мои жертвы. Они совершенно не собирались жениться на мне. Но пришлось. А еще дети появились. Так что в целом я очень благодарна супругам.
Разумеется, за детей в основном. Хотя, слава Богу, каждый брак не очень долго длился. Ну, а потом мне уже расхотелось кого-то снова на себе женить. Вот и весь мой брачный секрет.
Играет не умом, а интуицией
- А в чем секрет вашего актерского успеха?
- Я стараюсь играть не умом, а интуицией. Потому что ума особого у меня нет и никогда не было. Во всяком случае, старательно его избегаю. Я считаю, что для игры в первую очередь нужна интуиция. А ум здесь только мешает.
Да, замечательно, когда актер образованный. Сразу видно, что он много зубрил, пытался узнать как можно больше. Постоянно играет, снимается. В общем, старается успеть максимально.
Парадокс в том, что часто самые величайшие актеры - те, кто книжки в глаза не видели. Помните, был такой артист Спартак Мишулин (царство ему небесное!), так он вообще нигде не учился.
Когда ему платили деньги, он ставил крестик. Да и когда ему было учиться? Ведь он цыган. Сам говорил, что он - сын цыганского барона.
Партнерам с ним было очень трудно, потому что он, как кошка, всегда гулял сам по себе. Спартака переиграть было невозможно. Мишулин сразу приковывал к себе все внимание зрителей. Словно на сцене больше никого нет.
Он был настолько органичный, что ему даже помощь со стороны режиссера была не нужна. Он сам все придумывал. Ему роли давали на откуп. Мол, сам знаешь, как надо играть.
Чем артист умнее и начитаннее (и это не в обиду Мишулину будет сказано), тем сильнее в глаза бросается, какой он невероятный профессионал. Такой актер может читать лекции. Заслушаешься!
Но сыграть так органично, как Спартак, он никогда не сможет. Такой профи постоянно что-то анализирует. Кажется, что он никому не доверяет. Ни себе, ни партнерам. Все время умничает. А в итоге настоящее искусство куда-то улетучивается...
- У вас были такие «слишком умные» партнеры?
- Увы... И, знаете, с ними было так тяжело! У них все безумно рационально и крайне рассудочно. Они же уверены, что такие умные. При этом не понимают, что все время что-то вдалбливают.
И партнерам, и зрителям. Стараются со всеми поделиться своим великим умом. Для них любое появление на публике — это уже целая лекция о профессии. Смотрите, какой же я молодец!
Помню одного такого партнера. Невероятный красавчик. Он и сегодня играет в крутых боевиках, где много стреляет, бегает и догоняет. Настоящий Рембо. Женщины от него без ума.
А в нашем спектакле у него была совершенно другая роль. Нужно было просто показать тонкие отношения с женщиной. Он сразу начал включать свой разум. Думал, что все тотчас попадают на месте.
Ну ладно, пусть так думает... Но лично я точно не упала. Поэтому и принимаю больше таких самородков, как Спартак Милушин... - улыбнулась народная артистка России.
- Татьяна Григорьевна, желаем дальнейших творческих успехов!
Читайте другие материалы автора:
Театральный Булгаков: у знаменитого писателя был бурный роман с сценой
Новый проект Сергея СВЕТЛАКОВА
«Об инопланетянах - ни слова!» - улыбнулась Юлия ПЕРЕСИЛЬД, главная героиня "Вызова"
"Шаляпин": вышел сериал о великом русском басе
Вселенная Кира Булычева: его книги скрывают немало тайн
Андрею Соколову приятно, когда его называют секс-символом
Рига в роли Москвы: как в Латвии снимали российское кино
Агата Муцениеце, Павел Прилучный в Риге: как латышская школа превратилась в московский загс
Русские вороны клевали французов в английском фильме
Как Михаил Ефремов снимался в Риге со своими сыновьями
"Ригу я так и не увидел", - посетовал актёр Театра на Таганке