Найти тему
История живописи

Крепостной Иван Иваныч, соперничавший с Суриковым

"Зимой", И.И. Творожников. Нижегородский художественный музей.
"Зимой", И.И. Творожников. Нижегородский художественный музей.
"Дети, собирающие хворост", И.И. Творожников. Плёсский музей-заповедник.
"Дети, собирающие хворост", И.И. Творожников. Плёсский музей-заповедник.

Герой сегодняшней публикации происходил из крепостных крестьян Тверской губернии, поэтому неудивительно, что его семья не отличалась финансовым благополучием и отправила 12-летнего отпрыска в столицу не на обучение, а на заработки. Звали этого юношу Иван Иванович Творожников (1848-1919). Известно, что на заработках он брался практически за любую работу (рабочий, подмастерье, уборщик, приказчик в лавке), но тяга к живописи, наблюдаемая еще с раннего детства, никуда не делась и в дальнейшем.

Какой именно случай или человек помог молодому человеку попасть в Рисовальную школу Общества поощрения художеств точно неизвестно, но в возрасте 19-ти лет он получает свою первую медаль на экзамене именно в этом учебном заведении. Далее будут и медали Академии художеств, где он обучался сначала в качестве вольноприходящего ученика, а затем и академиста. Любопытно, что на выпускном экзамене он конкурировал за большую золотую медаль (и оплачиваемую поездку за границу, как вы, наверное, помните) не с кем-либо, а с самим Василием Суриковым. Причем профессора Академии выделяли среди прочих академистов именно их двоих.

"Пир Валтасара", И.И. Творожников, 1874, учебный эскиз. Музей Академии художеств.
"Пир Валтасара", И.И. Творожников, 1874, учебный эскиз. Музей Академии художеств.
"Горе", И.И. Творожников. Новгородский музей-заповедник.
"Горе", И.И. Творожников. Новгородский музей-заповедник.

Совет Академии, правда, принимает "соломоново решение", выдает каждому из них звание художника I-ой степени и... никого не отправляет за границу. Далее Творожников вместе с Суриковым работает над росписью храма Христа Спасителя в Москве. Вообще, герой сегодняшней публикации не раз работал над росписью церквей (и историческими полотнами), но позднее все больше сосредотачивается на жанровой живописи, примеры которой вы видите в большом количестве в этой статье.

Поэтому неудивительно, что позднее он вернулся в свою деревню и "перетряхнул он гнилую отцовскую избушку, шатер на огороде сделал, да целыми летами и занимался в деревне рисованием − нанимал стариков, старух, нищих, убогих разных, детей и женщин, с них и писал картины в разных видах", по воспоминаниям его сверстника и соратника А.М. Скворцова.

"Нищие около церкви", И.И. Творожников, 1889. Третьяковская галерея, Москва.
"Нищие около церкви", И.И. Творожников, 1889. Третьяковская галерея, Москва.
"Бабушка и внучка", И.И Творожников, 1891. Самарский областной художественный музей.
"Бабушка и внучка", И.И Творожников, 1891. Самарский областной художественный музей.

Далее Академия живописи возвращается в жизнь Творожникова - его приглашают там преподавать в 1895 году. Любопытно, что есть противоположные мнения тех, кто учился у него, так, приводят воспоминания художника А.А. Кокеля:

Старый профессор И.И. Творожников был в высшей степени скромен, вежлив со студентами. Он никогда не садился поправлять рисунок или работу по живописи. Он имел в кармане много тонких палочек-указок, с помощью которых проверял наши работы, вскрывал ошибки, показывал, как можно исправить.
"Интерьер сарая с домашней птицей", И.И. Творожников, 1880-е.
"Интерьер сарая с домашней птицей", И.И. Творожников, 1880-е.

А с другой стороны, есть воспоминания другого художника, М.С. Туганова, в которых есть несколько иное мнение:

Он [Репин] давал возможность развивать свою индивидуальность, не докучая ненужными советами, как это делал, например, профессор Творожников, который, как сейчас помню, довел однажды студента Ярышкина до того, что тот во всеуслышание заявил: «Если вы, Иван Иванович, еще раз подойдете ко мне, то я этим мастихином (нож для съема красок) распорю вам живот».
"Кумушки", И.И. Творожников, вторая половина XIX в. Астраханская картинная галерея.
"Кумушки", И.И. Творожников, вторая половина XIX в. Астраханская картинная галерея.

Так это или нет, но преподавать в натурном классе Творожников будет до самой, можно сказать, смерти Императорской Академии художеств, закрытой в апреле 1918 года. А в следующем году последовала и смерть художника "в крайней бедности и от полного истощения", что объяснимо, учитывая его преклонный возраст и голод в Петрограде в те годы. Но главное наследие художника живо и продолжает радовать ценителей живописи (или нет - всем ведь не угодишь).

"Пейзаж с девочкой", И.И. Творожников, 1900-е. Пермская художественная галерея.
"Пейзаж с девочкой", И.И. Творожников, 1900-е. Пермская художественная галерея.

Надеюсь, что вам сегодня было интересно и из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.