W.A.S.P. — "The Crimson Idol"
Пропустив альбом "The Headless Children" из-за того, что он мне никогда не нравился, хотя был признан самым коммерчески успешным в дискографии группы, обратимся к пластинке, которую я послушал впервые только при подготовке данного обзора. У меня "Безголовые дети" вызвали такую неприязнь, что я поставил крест на интересе к творчеству W.A.S.P., хотя впоследствии вернулся к нему, приобретя альбом 1995 года "Still Not Black Enough". Но об этом позднее. А сейчас поговорим о незаслуженно пропущенном мною концептуальном альбоме, даже рок-опере, ставшем одной из вершин творчества W.A.S.P. Так что снова рубрика "Лучше поздно, чем никогда"
Итак, после записи предыдущего диска группа оказалась в состоянии кризиса: её покинул гитарист Крис Холмс, женившись на Лите Форд (Да, да — а вы знали? Я нет.), вслед за ним ушёл и барабанщик Френки Баналли... Поэтому "Малиновый идол" должен был стать первым сольным альбомом вокалиста команды Блэки Лоулесса. Тот уже записал основные инструментальные партии, кроме ударных, и вокал к нему, но... прислушался к общественному мнению (фан-клуб, издатели и т.д.) и выпустил это эпическое творение под маркой W.A.S.P. На помощь Блэки пришёл барабанщик Стет Хоуленд, который впоследствии войдёт в состав возрождённой команды, и гитарист Боб Кулик, который когда-то чуть не вошёл в первый состав KISS, но потом неоднократно сотрудничал с ними.
И получился действительно шедевр, который одновременно можно ставить в один ряд с лучшими работами W.A.S.P. и противопоставлять им, поскольку работа получилась сложной, многоуровневой и отличающейся от всего остального, созданного группой до этого момента. Не зря Лоулесс позднее скажет: "Когда мы закончили работу над альбомом Crimson Idol, мы поняли, что открыли для себя совершенно новую аудиторию. У нас есть аудитория песен вроде «Animal», а есть и аудитория «Crimson Idol», и совершенно не обязательно, что они пересекаются — иногда они вообще не сталкиваются друг с другом". Перед нами история мальчика, который, мечтая стать рок-звездой, добывает гитару малинового цвета. О том, какие опасности подстерегают на тернистом пути человека, решившего посвятить себя искусству, неоднократно говорили многие великие люди. Например, вот в "Волшебной скрипке" Гумилёва:
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое тёмный ужас начинателя игры!
Тот, кто взял её однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад, и когда горит восток.
Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.
Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
02.12.1907
Но Джонатан (так зовут главного героя "The Crimson Idol") не робкого десятка, и о дальнейшей его нелёгкой судьбе вы можете узнать, послушав шикарный альбом группы W.A.S.P.
P.S.: прикреплённые трек и ссылка — это расширенное издание, содержащее второй диск, на котором вы можете услышать очень любопытные би-сайды с синглов (например, кавер на песню Led Zeppelin "When the Levee Breaks") и концертное исполнение старых хитов группы.
https://vk.com/music/playlist/-40947974_75268766
The Tear Garden — "The Last Man To Fly"
В 1987 году лидеры двух авангардных команд: Эдвард Ка-Спел из Legendary Pink Dots Кевин Ки из Skinny Puppy — объединились, чтобы записать альбом https://vk.com/wall3279952_14537. Теперь же к ним примкнули и участники их групп, и в результате мы имеем диск "Последний человек, который летал". Необычное сочетание психоделики 60х с индастриалом дало необычный результат: благодаря присутствию маэстро Ка-Спела, бешеная разрушительная энергия Тощих Щенков пошла в мирное русло и на альбоме мы услышим и красивые, но мрачные электронные мелодии, и суровые индустриальные коллажи, и акустическую балладу "Isis Veiled", и даже почти танцевальный трек "Romulus And Venus". Так что, как почти все проекты, в которых участвует Каспел, этот сочетает в себе и человеческую и нечеловеческую музыку. Примечательно, что альбом "The Last Man To Fly" записан в один присест за пять часов. А название последней на альбоме двухчастной композиции — "Трехмерный цветной омлет / Путешествие в адскую дыру (с канарейкой)". Кстати, и Legendary Pink Dots, и Skinny Puppy в 1992 году выпустили по пластинке, о первой из них мы поговорим ниже, а вторую оставим без внимания: ну, никак не врублюсь я в Щенков этих...
https://vk.com/music/album/-2000530450_14530450_afeee..
The Legendary Pink Dots — "Shadow Weaver"
Об этом релизе надо поговорить отдельно. Дело в том, что, когда я начал интересоваться индустриальной музыкой, Ярослав предложил мне послушать "левый" диск (так-то он против левоты — но тут на безрыбье...) с какой-то некачественно пропечатанной обложкой с по-детски сделанной аппликацией, на которой скелеты в различных позах окружают мальчика, грустно потупившего глаза, а ещё на огненном фоне странная выгоревшая фотография с какими-то восточными женщинами в тибетских одеждах и головных уборах. Причём сопроводил Ярослав этот диск словами, что по сравнению с остальной индустриальной музыкой из его коллекции "это вообще Пинк Флойд". Мне тогда творчество этой классической команды настолько набило оскомину, что я тут же стал отмахиваться и диск не захотел брать. Но Ярослав таки убедил взять на ознакомление. Ничего схожего с Пинками я не услышал и понял, что сравнение было образным и вместо Пинк Флойда Ярослав мог бы назвать Битлз, Аббу или ещё какого-нибудь исполнителя. Итак, "Ткач теней" — первая часть дилогии (второй диск под названием "Malachai (Shadow Weaver Part 2)" выйдет в следующем году) — снова покажет, что группа Легендарные Розовые Точки не просто одна из индустриальных групп, возникших в 80е и вышедших на большую сцену в 90х, — это серьёзные творцы психоделической музыки и той музыки, которую частенько называют "прогрессивом". Ну, а теперь участие Эдварда Ка-Спела в каком-либо проекте является для меня знаком качества. Чтобы вам была доступна вся палитра звука и вы могли ощутить мастерство волшебника электроники, а также услышать объёмное звучание гитары и скрипки, рекомендую слушать не торопясь и с использованием хорошей аппаратуры или в качественных наушниках. Не случайно Ка-Спел в первой же песне вопрошает: "Are You Listening?" Правда, напомню, что его вокал не всякому будет по душе: некоторых (если точнее, очень многих) товарищей его зловещий шёпот, иногда переходящий в пронзительный крик, заставляет морщиться и нажимать на кнопку "Стоп". Ну что уж. На вкус и на цвет...
Miranda Sex Garden – "Iris"
Можете себе представить, чтобы, допустим, Анна Нетребко стала вокалисткой какой-нибудь металлической группы. Ну, или Лучано Паваротти вдруг запел панк-рок? Вот и мне не очень представляется. А тут, записав альбом "Madra" в чисто классическом духе — сборник из 25 традиционных британских средневековых мадригалов, исполненных а капелла, три выпускницы вокального отделения Лондонского музыкального колледжа имени Пёрселла (правда, одна из них — Джослин Уэст — заменена Донной Маккевитт) выпускают пластинку, на которой мы услышим довольно необычную смесь фолка, готик-рока, этериала, дарк-вейва и даже индастриала. Включает она теперь в основном авторские композиции, за исключением народной песни "Lovely Joan", открывающей альбом. EP (то есть мини-альбом) состоит всего лишь из пяти композиций, которые длятся без малого полчаса. Но эту пластиночку можно назвать поворотной в истории группы. Теперь от альбома к альбому саунд команды будет становиться всё тяжелее и мрачнее, что не скажется на качестве музыки. Miranda Sex Garden — это знак качества в любом варианте. Так что ждём в следующем году целых два релиза: "Suspiria" и EP "Sunshine".
https://vk.com/music/playlist/-117625622_82801803
Ain Soph — "Aurora"
Если предыдущий альбом "итальянских колдунов" (как обозвали группу Ain Soph в одной из статей) "Kshatriya" был у нас в рубрике "Нечеловеческая музыка" (https://vk.com/wall3279952_15292), то к какому разряду отнести "Аврору", я прям даже и не знаю. И действительно, первые альбомы Ain Soph были явно ритуальные и напоминали музыку к каим-то мрачным обрядам, да и название группы — это каббалистический термин, обозначающий – «Тот, кто вне всяких границ». Теперь же перед нами какое-то дарк-кабаре с элементами неофолка и сомнительным вокалом. Почему сомнительным? Ну, представьте себе, что к микрофону в караоке-баре прорывается не совсем трезвый, но очень самоуверенный товарищ, практически лишённый слуха, и просит ведущего поставить что-нибудь из итальянской эстрады времён правления Муссолини. Но к аккомпанементу претензий нет. Здесь задействованы такие инструменты, как фортепиано, акустическая гитара, губная гармошка, странно записанные ударные, электроорган, бас, бубен... А на обложке скульптура итальянского философа с сомнительной репутацией Юлиуса Эволы, выполненная в стиле античной статуи.
Короче, если вам нравится дарк-кабаре и неофолк и не идёт кровь носом, как у Шопена, когда вокал не попадает в ноты или в ритм, то не проходите мимо альбома, который оказал очень мощное влияние на мировую тёмную сцену. Его отголоски мы услышим в творчестве Division S, Spiritual Front, Nový Svět, Ô Paradis, Dernière Volonté, Der Blutharsch и многих других команд, названия которых появятся со временем в наших обзорах. И да, после этого альбома группа замолчит почти на 10 лет,..
https://vk.com/music/playlist/-94412698_73182495
Turbund Sturmwerk – "Sturmgeweiht"
Как вы понимаете, свято место пусто не бывает, и в рубрику "Нечеловеческая музыка" попадает дебютный альбом "Освящённый бурей" Turbund Sturmwerk. Вообще-то, диск этот вышел в 2002 году. Но это было переиздание дебютного альбома, увидевшего свет в 1992 году на кассете, где сам альбом занимал одну сторону, а на второй был сборник таких индустриальных команд, как Allerseelen, Fir§t Law, Genocide Organ, Inade и пр.
В буклете группа заявляет о своём основном принципе: "При изучении искусства морализму не следует позволять играть первостепенную роль". Прямо как у Пушкина: "Цель художества не нравоучение, а идеал". Многие могут сказать, что вряд ли то, что записано на диске, можно считать художеством, искусством, музыкой. Но тут вопрос сложный... Если "Герника" Пикассо — это искусство, то этот коллаж, отражающий ужас человека, попавшего в военную мясорубку, из грохота, скрежета, семплов, фрагментов речи Томаса Манна против антисемитизма (на первом треке), хора юных тельмановцев (ГДРовских пионеров) и подавно можно назвать одним из проявлений постмодернизма.
https://vk.com/music/playlist/-41776457_85301613
БГ — "Русский альбом"
Готовясь к этому обзору, наткнулся на коротенький отзыв в комментариях: "Когда-то в детстве (если это можно назвать детством) очень любила этот альбом. Теперь — нет!"
После провала сольного альбома "Radio Silence", который был записан за границей (https://vk.com/wall3279952_15243), Борис Борисыч вернулся на родину, чтобы её любить. О приступе патриотизма он написал в 1992 году так: "Теперь при моей усилившейся любви к России, объездив ее за прошлый год практически всю (80 концертов), я впервые понял, где живу". А вот летописец русского рока А. Кушнир: " Поклонники реагировали на «Radio Silence» невразумительно, оставшийся без присмотра «Аквариум» стал напоминать занимающийся самопародией проект. Почти все музыканты выступали в других группах. Новых идей ни у кого не было, особого энтузиазма — тоже". Но, по выражению того же Кушнира, "роскошная борода и наполеоновские планы" БГ, привезённые из Европы и Америки, сделали своё дело: Борис Борисыч заручился поддержкой Андрея «Рюши» Решетина, флейтиста Олега «Деда» Сакмарова и аккордеониста Сергея Щуракова, и в этом камерном составе новый коллектив, условно названный "БГ-бэнд" записал альбом, вдохновлённый православием и русским фольклором. Но и тут летописец попал в точку: он назвал "Русский альбом" иконой, написанной "40-летним человеком, искушаемым демонами": "По воспоминаниям участников проекта, обильное употребление водки способствовало раскрытию русского духа внутри коллектива". "Во время «Русского тура» у нас часто присутствовал совершенно необычный гибрид — соединение православия с легким налетом экстази и LSD", — вспоминает Щураков. Всё смешалось в доме Облонских в кучу: кони, люди, православие, фотосессии с молодыми красотками из модельного агентства, алкоголь, психотропные вещества — под девизом "Умом Россию не понять". Но всё-таки в результате получился очень необычный альбом, которому многие русские люди, в том числе и я, поверили. Дело в том, что русский фольклор в то далёкое теперь уж время практически существовал в андеграунде, дискредитированный официальным эрзацем, который ещё во времена застоя лился в уши советского слушателя с экранов телевизоров и из радиоприёмников. «Когда я услышал новые песни БГ, у меня захватило дыхание, — вспоминает флейтист Олег Сакмаров. — И это захваченное дыхание у меня сохранилось на протяжении двух лет… Здесь чудесным образом соединились надежды на позитивность православия и глубину народного фольклора — со славянской основой, но в целом евразийского. Этот материал соответствовал нашему стремлению рассчитаться с прошлым, построить на его месте прочное будущее и найти принципы, как это сделать». Это чуть позднее пойдёт липкий звуковой пластилин разнообразных попсовых псевдофольклорных "Золотых колец" с хитами типа "Напилася я пьяна — не дойду до дивана"... А пока Гребенщиков создаёт лирическое полотно, на котором на смену персонажам типа Корнелия Шнапса, поручика Иванова и старика Козлодоева приходит некто Никита Рязанский, да и фауна уже не та: вместо орла, тельца, льва — ласточка, волки и вороны, "взвивается сокол козлом" (отсылка к народной солдатской песне "Взвейтесь, соколы, орлами!"). Но Сирин, Алконост и Гамаюн уже ждут по ту сторону стекла, а сама песня образами напоминает гребенщиковскую же "Пока не начался джаз": "В трамвайном депо пятые сутки бал; из кухонных кранов бьет веселящий газ" — "В жилищных конторах лесной полумрак; на крышах домов фонари с египетской тьмой". Ну и далее в обеих песнях — пророчество о войне. На альбоме присутствуют два хита — "Кони беспредела" и "Волки и вороны", написанные, по признанию БГ, под воздействием водки:
А вот и все мои товарищи — водка без хлеба,
Один брат — Сирин, а другой брат — Спас.
А третий хотел дойти ногами до неба,
Но выпил, удолбался — вот и весь сказ.
А далее — обращение к русским святым — Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому: "Отче мой Сергие, отче Серафиме! Звезды — наверху, а мы здесь — на пути…"
Очень смешанные чувства вызывает этот альбом. Да, когда-то заслушивался им и проникался до косточек. Хотя осадочек от предательства, коим я считал негласный роспуск Аквариума ради попсового "Radio Silence", остался... Но уж больно хороша получилась пластинка! Правда, тогда я не знал, что через четыре года на альбоме "Снежный лев" Борис Борисыч признается: "Я боюсь, что сыт по горло этой русской тоской", — и пойдёт искать истину в буддизме. Так что это? Лицемерие? Не думаю. Скорее всего это поиск, духовные метания неприкаянного творческого человека, в результате которых и появляются на свет произведения. А уж останутся они в золотом фонде культуры или уйдут в небытие, подобно многим популярным в своё время "однодневкам", — решит всемогущее время.
https://vk.com/music/album/-2000717357_717357_9ec7405..
Goethes Erben — "Das Sterben Ist Ästhetisch Bunt" и "Der Traum An Die Erinnerung"
И закончим сегодняшний обзор дебютом немецкой дарк-вейв команды "Наследники Гёте". На дебютном альбоме отчётливо ощущается влияние творчества родоначальников немецкого дарк-вейва — Das Ich и Lacrimosa. Кстати, Бруно Крамм из первой упомянутой группы фактически стал крёстным отцом данного проекта: первое выступление Наследников Гёте произошло на разогреве у Das Ich в 1990 году. Минималистичный саунд, жалобный, местами истеричный высокий вокал, тревожное настроение, электронная подложка — вот, пожалуй, черты альбомов, вышедших в одом году и составляющих своеобразную дилогию: если первый из них заканчивается рефреном "Keine Lösung" ( „Нет решения, нет выхода, нет смысла“), то второй с него начинается, как бы продолжая разговор, не завершённый ранее. Вернее, это две части трилогии — третий альбом выйдет в 1994 году. Как и положено альбомам готической группы, они посвящены теме смерти, тлена и безысходности.
Вот на этой оптимистической ноте, дамы и господа, разрешите завершить обзор, чтобы вернуться к музыкальным событиям 1992 года, надеюсь, через две недели: в воскресенье уезжаем в литературный вояж по местам, связанным с творчеством многих русских писателей (https://vk.com/wall3279952_16128), так что надо многое перечитать и подготовиться к поездке. А пока, как говорили древние римляне, memento mori, чтобы помнить о жизни и её прелести, а мудрый Афанасий Фет эту мысль выразил так:
Покорны солнечным лучам,
Так сходят корни в глубь могилы
И там у смерти ищут силы
Бежать навстречу вешним дням.
Кстати, к Фету в гости мы тоже, дай бог, поедем в первое воскресенье осени (3 сентября). Так что ждите объявления о поездке и присоединяйтесь! И 1 июля снова отправляемся пешком по Бунинскому Воронежу (места ещё есть — https://vk.com/wall3279952_16182). А пока можно послушать музыку и почитать обзоры.
https://vk.com/music/playlist/-34724138_51626255
https://vk.com/music/playlist/-34724138_38041866
Предыдущие выпуски:
1967 https://vk.com/wall3279952_11073
1968 https://vk.com/wall3279952_11099
1969 https://vk.com/wall3279952_11081
https://vk.com/wall3279952_11085
1970 https://vk.com/wall3279952_11174
https://vk.com/wall3279952_11183
https://vk.com/wall3279952_11195
1971 https://vk.com/wall3279952_11213
https://vk.com/wall3279952_11231
https://vk.com/wall3279952_11233
https://vk.com/wall3279952_11285
1972 https://vk.com/wall3279952_11288
https://vk.com/wall3279952_11380
1973 https://vk.com/wall3279952_11408
https://vk.com/wall3279952_11463
https://vk.com/wall3279952_11526
https://vk.com/wall3279952_11553
1974 https://vk.com/wall3279952_11564
https://vk.com/wall3279952_11616
https://vk.com/wall3279952_11633
https://vk.com/wall3279952_11656
1975 https://vk.com/wall3279952_11673
https://vk.com/wall3279952_11702
https://vk.com/wall3279952_11740
1976 https://vk.com/wall3279952_11849
https://vk.com/wall3279952_11888
https://vk.com/wall3279952_11918
https://vk.com/wall3279952_11962
https://vk.com/wall3279952_11991
1977 https://vk.com/wall3279952_12000
https://vk.com/wall3279952_12037
https://vk.com/wall3279952_12059
https://vk.com/wall3279952_12143
1978 https://vk.com/wall3279952_12146
https://vk.com/wall3279952_12190
https://vk.com/wall3279952_12211
https://vk.com/wall3279952_12233
1979 https://vk.com/wall3279952_12234
https://vk.com/wall3279952_12276
https://vk.com/wall3279952_12291
https://vk.com/wall3279952_12310
1980 https://vk.com/wall3279952_12330
https://vk.com/wall3279952_12354
https://vk.com/wall3279952_12396
https://vk.com/wall3279952_12443
1981 https://vk.com/wall3279952_12498
https://vk.com/wall3279952_12552
https://vk.com/wall3279952_12583
https://vk.com/wall3279952_12614
1982 https://vk.com/wall3279952_12649
https://vk.com/wall3279952_12671
https://vk.com/wall3279952_12761
https://vk.com/wall3279952_12798
https://vk.com/wall3279952_12836
1983 https://vk.com/wall3279952_12878
https://vk.com/wall3279952_12889
https://vk.com/wall3279952_12910
https://vk.com/wall3279952_12969
1984 https://vk.com/wall3279952_12992
https://vk.com/wall3279952_13126
https://vk.com/wall3279952_13191
https://vk.com/wall3279952_13220
https://vk.com/wall3279952_13299
https://vk.com/wall3279952_13392
https://m.vk.com/wall3279952_13471
1985 https://vk.com/wall3279952_13496
https://vk.com/wall3279952_13512
https://vk.com/wall3279952_13533
https://vk.com/wall3279952_13548
https://vk.com/wall3279952_13398
1986 https://vk.com/wall3279952_13521
https://vk.com/wall3279952_13602
https://vk.com/wall3279952_13654
https://vk.com/wall3279952_13709
https://vk.com/wall3279952_13819
https://vk.com/wall3279952_13528
1987 https://vk.com/wall3279952_14071
https://vk.com/wall3279952_14301
https://vk.com/wall3279952_14363
https://vk.com/wall3279952_14393
https://vk.com/wall3279952_14434
https://vk.com/wall3279952_14537
https://vk.com/wall3279952_14592
https://vk.com/wall3279952_14601
https://vk.com/wall3279952_14606
1988 https://vk.com/wall3279952_14618
https://vk.com/wall3279952_14644
https://vk.com/wall3279952_14724
https://vk.com/wall3279952_14770
https://vk.com/wall3279952_14821
https://vk.com/wall3279952_14863
https://vk.com/wall3279952_14909
1990 https://vk.com/wall3279952_14939
https://vk.com/wall3279952_15356
https://vk.com/wall3279952_15423
https://vk.com/wall3279952_15452
https://vk.com/wall3279952_15501
https://vk.com/wall3279952_15633
https://vk.com/wall3279952_15659
https://vk.com/wall3279952_15697
https://vk.com/wall3279952_15810
https://vk.com/wall3279952_15838
1991 https://vk.com/wall3279952_15888
https://vk.com/wall3279952_15894
https://vk.com/wall3279952_15916
https://vk.com/wall3279952_15927
https://vk.com/wall3279952_15936
https://vk.com/wall3279952_15939
https://vk.com/wall3279952_15958
https://vk.com/wall3279952_15969
https://vk.com/wall3279952_15972
https://vk.com/wall3279952_15986
https://vk.com/wall3279952_16007
https://vk.com/wall3279952_16055
https://vk.com/wall3279952_16059
https://vk.com/wall3279952_16065
https://vk.com/wall3279952_16071
1992 https://vk.com/wall3279952_16075
https://vk.com/wall3279952_16078
https://vk.com/wall3279952_16087
https://vk.com/wall3279952_16113
https://vk.com/wall3279952_16123
https://vk.com/wall3279952_16154
https://vk.com/wall3279952_16167
https://vk.com/wall3279952_16183
https://vk.com/wall3279952_16188
https://vk.com/wall3279952_16200