("Машина", The Machine, 2023, США)
Не знаю, как вы, а я готов поблагодарить создателей "Машины" уже за то, что они наконец-то вытащили на большой экран культового Марка Хэмилла в роли, никаким боком не перекликающейся со "Звездными войнами". И не только вытащили, но и позволили дедушке Марку оттянуться в задорном комедийном амплуа. Да так, что даже его скандальная роль в "Суши гёл" на фоне здешней немножечко побледнела. Самую малость, но тем не менее.
Вторая благодарность, которой заслуживают режиссёр Питер Атенсио и его команда - за подчеркнутую "олдскульность" своего черно-юмористического произведения. Где нет никаких реверансов "политкорявости" (даже ни одного чернокожего актера в фильм не позвали, во как!), все герои весело ругаются матом, а "рвотно-блевотная" шутка всего одна-единственная, хотя, честно говоря, можно было бы и вовсе без нее обойтись.
Прочие шутки у Атенсио тоже где-то удачные, где-то не очень, но, благодаря балбесной атмосфере всего творящегося на экране, картина воспринимается просто, как один большой анекдот про русскую мафию. И даже "клюквой" его не обзовешь, поскольку клюква - это всё же перегибы серьезных забугорных фильмов про российские реалии. А "Машина" - чистой воды пародия на все клюквенные штампы, и всё местное дуракаваляние задумывалось таковым "по умолчанию". Поэтому, если вы сели смотреть его с серьезным лицом и не смогли вовремя переключиться на нужный лад - моё вам сочувствие, "вы всё уронили".
Предыстория создания "Машины" тоже по-своему забавна.
Главную роль в фильме исполняет не киноактер, а профессиональный "стэндапер" Берт Крайшер. У которого в репертуаре есть номер, где он рассказывает о том, как, учась в 1997 году студентом в Санкт-Петербурге (любопытно: родился Крайшер тоже в Санкт-Петербурге, только в том, что во Флориде), ненароком помог русской мафии... ограбить поезд. Она же заодно наградила его кликухой Машина, правда, не за грабёж, а за иные заслуги перед питерскими бандитами, с коими Берт тогда тусовался.
Брехня это, или нет, поди теперь проверь, но номер этот стал у него коронным, вследствие чего он даже решил снять на его основе кинокомедию. Так что, возможно, "Машина" - первая в истории экранизация не книги и не диснеевского аттракциона, а чьей-то стэндап-болтовни. Да еще и, если сам болтун не врёт, "на основе реальных событий".
О том, как Берт в обнимку с русской "братвой" грабил тот злополучный поезд, в "Машине" нам покажут лишь в развернутых флэшбэках. А главная сюжетная линия - как это всё отрыгнулось Берту уже в наши дни. И эта история, разумеется, уже целиком и полностью нафантазирована из пальца. Что, собственно, и не скрывается, ведь в реальности такого рода приключения обычно заканчиваются, едва успев начаться, а их финальными титрами служат газетные некрологи их участников.
Итак, главгероя фильма тоже зовут Берт, он тоже стэндапер и тоже выступил однажды с рассказом о том, как в 90-е в Питере он, будучи студентом... (см. предыдущие абзацы).
И надо ж так случиться, что интернет-трансляция его шоу попалась на глаза одному из главарей питерской мафии. Который, услыхав с экрана такое откровение, сразу опознал Берта. Или, вернее, не Берта, а того "гопника", что в том самом поезде отобрал у него, тогда еще не мафиози, а обычного бизнесмена, часы. Да не простые, а антикварные - семейную реликвию, которой он сильно дорожил.
Опознал - и чертовски по этому поводу осерчал. А как серчают мафиозные боссы, вам, полагаю, объяснять не надо.
Берт же тем временем понятия не имел, что за страшная заокеанская угроза нависла над его безалаберной головушкой. И решил весело побухать на "днюхе" у дочери, закатив дома большую вечеринку. Куда помимо званых гостей вдруг нагрянула какая-то незнакомая блондинка. Которая, отведя хозяина в сторону и ткнув в него позолоченным "стволом", вежливо поинтересовалась, куда он заныкал часики, отобранные им у ее отца четверть века назад в том поезде.
- Да откуда ж я помню! - вытаращился на нее Берт. - Столько лет минуло, а сколько за это время бухла было выпито! Понятия не имею!
- Ну ладно, - резюмировала блондинка, зовущаяся Ириной. - Тогда айда прокатимся со мной в Россию. Там-то, полагаю, память к тебе быстро вернется.
- А если я не хочу? - заартачился Берт.
- А кто тебя об этом спрашивает? - хмыкнула Ирина, поигрывая пистолетом. - Но если не хочешь, чтобы с твоими дочерями случилась какая-нибудь фигня, то, думаю, мне тащить тебя в самолет силой не придется.
- И я, и я поеду с вами! - тотчас засуетился бертов папка Альберт (Марк Хэмилл), случайно оказавшийся свидетелем их незадушевной беседы.
- Как пожелаете, дедуля, - не стала возражать головорезка против лишнего заложника. И, усадив обоих Бертов во внедорожник понтовый, довезла их до самолета частного, а тот перемахнул через море-окиян, и вот уже Берт с батенькой любуются лепотой града Петрова не в интернете бездуховном, а своими очами похмельными.
Только посмотреть на Эрмитаж и на крейсер "Аврору" в час, когда утро встает над Невой, Берту и Альберту, увы, не довелось. Ибо их культурная программа недобровольного визита в Питер включала в себя посещение иных достопримечательностей. Тех, что теперь являлись местами боевой и алкогольной славы студента 90-х Берта по кличке Машина. И тех, где он, вероятно, мог найти какую-нибудь зацепку в поисках проклятых мафиозных часов.
Причем, как вскоре выяснилось, искали их не только Ирина и её "америкэн бо́и", но и куда более кровожадные ребята бандитской наружности. Уже далеко не такие вежливые, как блондинка с золотым пистолетом, а не такие симпатичные и подавно...
***
В общем, разгромленный многомудрыми критиками, но на поверку всё равно весьма динамичный и "трэшанутый" боевик-комедия. Правда, не для семейного просмотра, но если ваши детишки в школе, а у вас выпал выходной, развлечь себя на пару часиков "Машиной" очень даже можно. Ну а если такой вариант питерской мафии бесстыжими глазами американского стэндапера вас нервирует - что ж, "Бандитский Петербург" и музыка Корнелюка вам в помощь, а творение Берта Крайшера и Питера Атенсио забудьте, как страшный сон. Хотя, по большому счету, оно вообще не про это, а про пародийный стеб над голливудскими стереотипами бандитов всей Восточной Европы, и стеб этот довольно-таки яркий и забавный.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):