Найти тему
Муки Зву

Какими были телефонные звонки от Анны Герман, Валерия Ободзинского, Эмиля Горовца? Чем отличаются шлягеры 60-х от современной поп-музыки.

Оглавление

Телефонный хит-парад советской и российской эстрады. Звонок 2.

Вы не задумывались, почему нам все больше и больше нравятся старые песни 60-70-х годов? Почему современная попса или молодежная культура нам кажется дикой и бессмысленной? Или мы уже состарились? Или все-таки соскучились по песням, где каждое слово можно расслышать и понять, из них составлены зарифмованные предложения с глубоким смыслом, трогающие сердце и душу? Предлагаю вспомнить прекрасные шлягеры тех лет.

Какие имена были на советской эстраде -- Анна Герман, Валерий Ободзинский, Эмиль Горовец
Какие имена были на советской эстраде -- Анна Герман, Валерий Ободзинский, Эмиль Горовец

Мне кажется, что в нашей стране эстрада умерла, когда родился шоу-бизнес. Песня — это когда слова положили на музыку. Современная песня — это когда положили и на музыку, и на слова. Уже никого не волнует рифма и правильное произношение, огромное количество англицизмов и абсолютное пренебрежение к смыслу. Я не говорю о том, как они все выглядят.

Но бурчать со стариковскими интонациями нам не пристало, поэтому лучше обратимся к нашей теме, телефонным шлягерам советской эпохи. Не случайно телефонной теме посвящали песни. Ведь в нашей необъятной стране людей разделяли огромные совершенно немыслимые расстояния, где единственным способом услышать любимого человека был телефон. А часто бывало так, что и человек рядом, и телефон есть, но нет любви.

Бывало по телефону сообщали неприятные известия, которые русский человек мог пережить только с другом за рюмкой одной-другой. Фильм Михаила Козакова «Покровские ворота» был богат на шедевральные цитаты. Отсюда пошли бессмертные фразы «А кто не пьёт? Назови! Нет, я жду!» и «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?!»

Персонаж бессмертного Волка из «Ну, погоди!» задает тон своей волей и стремлением к заветной цели. Он служит примером того, как надо бороться, искать, найти и не сдаваться! Даже в телефонной будке.

Главное, не попасть на мошенников, которые могли развести вас и в те благодатные времена. Только делали это с блестящим артистизмом и недюжинным обаянием. Как вор-домушник Жорж Милославский в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

Или типичных бюрократов, скрывающих под бурной телефонной деятельностью, настоящее бездействие. Скромный герой Леонида Быкова из комедии «Зайчик» 1964 г. решает прожить свой единственный день с честью и достоинством, несмотря на все препятствия.

Важно не забывать, что истина может быть совсем рядом, главное, не поддаваться обманывающим вас чувствам. Когда тревога за друга может увести вас в сторону, как следователя Подберезовикова в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» 1966 г. Ну, а телефонный разговор отсюда породил знаменитую фразу про ногу.

А иногда под Новый год телефон преподносит совсем фантастическую ситуацию, как в короткометражном фильме «Что-то с телефоном» 1979 г. Невероятным образом герой соединяется по телефону с голосом из прошлого, с 1942 г. Этот сюжет из фантастического рассказа Кира Булычева «Можно попросить Нину?» был потом еще экранизирован трижды – в 1987, в 2016 и 2020 гг.

Поэтому и я сейчас предлагаю вернуться ненадолго в прошлое и послушать интересные песни нашей эстрады. Начало смотрите по ссылке внизу.

Звонок 2. Звонок 1.

Милый, который спел с несколькими молодыми красавицами-певуньями

11. «Милый» (Игорь Корнелюк – Регина Лисиц).

Мое возвращение из армии в мае 1988 г. совпало по времени со взлетом популярности песен Игоря Корнелюка. Из каждого окна неслось «Дожди-и-и, жди-жди!». Потом эту плеяду хитов Корнелюка назовут советским бабблгамом, незатейливой коммерческой поп-жвачкой.

Тогда по ТВ показали «Музыкальный Ринг» с участием Игоря Корнелюка и Виктором Резниковым и началось. Его шлягеры буквально навязли в ушах – «Дожди», «Билет на Балет», «Куд-Куда», «Ходим По Парижу». И, конечно, «Милый». Песня отличалась стилем от всех остальных привычных корнелюковских хитов. Это было что-то вроде рэпа, смешанного с жалостливым женским страданием-твистом.

Получился диалог по телефону, где куплеты исполнял сам Корнелюк. Но припев в песне поётся от женского лица и автору обязательно нужна была партнёрша, чтобы исполнить эту композицию дуэтом. В итоге этой партнёршей стала Елена Спиридонова и другие артисты ленинградского театра «Буфф», которые первыми исполнили и сыграли в видеоклипе песни. Его еще долго крутили по телевизору. Песня вышла на первой пластинке Игоря Корнелюка «Билет На Балет» 1989 г., последней на первой стороне. Исполняет автор дуэтом с Еленой Спиридоновой.

Сати Казанова

Ирина Ортман

Ночной разговор на 12 этаже из оттепели 60-х

12. «Ночной Разговор» (Марк Фрадкин – Владимир Лазарев).

Песня прозвучала в замечательном романтическом фильме «Если ты прав…» 1963 г. режиссера Юрия Егорова. Исполнил молодой Владимир Трошин, в титрах фильма указан не был. В кадре -- молодые актёры Станислав Любшин и Жанна Болотова. Сам фильм очень точно передает атмосферу хрущевской оттепели 60-х, а песня теперь звучит, как письмо из нашего общего прошлого. Сейчас так не поют.

Анна Герман исполнила своим волшебным голосом эту песню в 1966 г.

Лариса Долина

Леонид Агутин и Федор Добронравов

ВИА «Татьяна»

13. «Телефонный Звонок» (Георгий Мовсесян – Роберт Рождественский).

Для меня стало открытием, что актриса Нина Маслова, широко известная своими эпизодическими ролями в фильмах Георгия Данелии (русская красавица в «Афоне») и Леонида Гайдая (царица Марфа Васильевна в «Иване Васильевиче»), еще и пела. Она записала несколько песен с ВИА «Фестиваль» п\у Максима Дунаевского. Одна из них «Телефонный Звонок» записана на авторском миньоне Георгия Мовсесяна «Поговорим...» 1982 г.

14. «Ночной Звонок» (Владимир Газарян -- Геннадий Георгиев).

Валентина Толкунова не была звездой эстрады в привычном понимании, она была просто народной певицей с огромной душевной аурой. Она пела без грома музыки и нарочитых жестов, без визуальных и звуковых эффектов – тем сильнее было воздействие ее песен на слушателя. Русская доброжелательная женщина с интонацией житейской мудрости, вот ее образ на сцене. Было в ее творчестве немало дуэтов с популярными певцами, из-за чего ее постоянно «выдавала замуж» народная молва. Дуэт Валентины Толкуновой и Льва Лещенко записал немало песен.

ВИО «Рапсодия»

15. «Телефон» (Юрий Маликов, Владимир Пресняков – Яков Гальперин).

Впервые эта песня была записана популярным дуэтом Галины Бовиной и Владислава Лынковского на пластинке-миньоне фирмы «Мелодия» 1980 г., где ВИА «Самоцветы» выступили аккомпанирующим коллективом. Потом в 1981 г. ансамбль сам записал миньон с песней, но у Валерия Ободзинского получилось лучше всех.

Валерий Ободзинский

16. «Телефонная Связь» (Юрий Антонов – Павел Леонидов).

Вячеслав Малежик в составе ВИА «Веселые Ребята» в 1974 г. утверждал, что телефонная связь – ненадежная связь, если нет любви! Какие имена связаны с этой песней – Юрий Антонов, Вячеслав Малежик, «Веселые Ребята».

17. «Телефонный Звонок» (Владимир Кудрявцев -- Юрий Полухин).

Популярный советский, еврейский и американский певец Эмиль Горовец был широко известен в 50-60-х гг. С началом антисемитских притеснений в Советском Союзе на ТВ и эстраде в 70-х годах покинул страну. Его голос звучал первым в самых любимых шлягерах советской эстрады, а потом сделал популярным Муслима Магомаева с «Королевой Красоты» и Валерия Ободзинского «Эти Глаза Напротив». Песня «Телефонный Звонок» открывала первый лонгплей Горовца на студии «Мелодия» 1965 г.

Российская попса добралась до телефонов

18. «Нетелефонный Разговор» (Игорь Матвиенко – Михаил Андреев).

Группа «Класс» была создана в 1987 г. Валерием Жаровым, Игорем Матвиенко и Олегом Кацурой и работала в популярном тогда жанре электропоп. Сначала это была лишь студийная группа. В дальнейшем она принимала участие в различных концертах и успешно гастролировала по стране. В клипе мелькает телефонный коммутатор, на котором мне довелось поработать во время службы в армии. У нас в полку был позывной «Затейщина», что он означал, никто не знал – главное, чтобы враг не догадался! Это ведь – не телефонный разговор!

19. «Алло! Алло!» (Валерия Лесовская).

Вы, конечно, помните клип Валерии Лесовской «Алло! Алло!» и саму песню с незатейливыми словами: «А я набираю номер твой, но где ты – не знаю, что с тобой?» (далее по тексту). Замелькав однажды на экранах наших телевизоров, эта веселая девушка с гитарой в руках и проводами на голове, мгновенно стала популярной не только в России, но и за ее пределами. Валерия Лесовская пела в самом первом составе группы «Шиншиллы», затем стала петь сольно, говорят, и там и там удачно.

Если вам эти имена и названия ничего не говорят, то вы ничего не потеряли, я тоже кроме этой песни ничего не слышал. Песня попала в знаковый сборник тех лет «Союз-24» 1999 г., когда народ только начал отходить от дефолта 1998 г.

20. «Телефонный Роман» (Сергей Кузнецов).

Рассказывать вам о том, что такое был «Ласковый Май» я не буду. Это имеет смысл только, если вы из миллениалов или зуммеров, но их эта музыка счастливо минула. Песня «Телефонный Роман» из официального шестого альбома группы «Розовый Вечер» 1989 г.

В то время все мои приятели стебались над музыкой «Ласкового Мая» и слушали иронический поп-коллектив «Ласковый Бык». Но мне «повезло», и я даже был на одном концерте «ЛМ» из-за девушки. Кто там был на сцене я не видел, но черно-белую фотку с участниками «ЛМ» мне пришлось купить за 25 рублей!

Отзвенел звонок 2. Продолжение следует.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Музыка кино»:

Песни из фильма «Афоня»: трагедия маленького человека большой страны в музыкальном калейдоскопе советских ВИА

Милый, Чо! Как Афоня лечил свой сплин медитативной русской присядкой. Странные танцы в фильме «Афоне» и других кинолентах

Afonya escape -- бегство мистера Борщова. Хит дворовой романтики 70-х «Белая Береза»