Гастрономическая гордость Югры
Вкусы Югры на фестивале представили семь ресторанов из Ханты-Мансийска, Сургута, Нефтеюганска и Когалыма. За два дня повара предложили жителям и гостям окружной столицы около 70 блюд. Рестораторы провели мастер-классы по приготовлению местных продуктов. Зрители-горожане продегустировали приготовленное. В одном из мастер-классов участвовала губернатор Наталья Комарова. Повара югорских ресторанов вместе с главой региона приготовили сырники и угостили гостей фестиваля. Губернатор собрала блюдо по запросу зрителей – с моченой морошкой, тартаром из муксуна, щучьей икрой и жмыхом кедрового ореха.
– Я полагаю, что французы с их так называемым лидерством в гастрономии отдыхают, потому что то, что мы придумали, – этого еще никто не делал. Сверху я еще по своему вкусу положила кедровый жмых. Куда мы без кедрового орешка? В общем, приятного аппетита, – сказала Наталья Комарова и раздала приготовленное горожанам. В дни фестиваля работали уличные рестораны, в которых можно было попробовать блюда сибирской кухни из местных продуктов. В библиотеку вкусов Югры вошли главные изыски северной кухни. Это и дикоросы, и грибы, и рыба.
Куратор фестиваля, автор и руководитель проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова уверена, что жителям нашей страны важно полюбить местную кухню и готовить блюда из своих продуктов. Она подчеркнула, что в России более 185 тысяч предприятий питания и меньше одного процента специализируются на российской кухне.
– Задача государства – вырастить этот один процент, поддержать наши предприятия-лидеры. В этом фестивале участвуют семь ресторанов. Эти ребята – энтузиасты, которые раньше всех остальных начали развивать региональную кухню с югорскими продуктами. Они стоят в авангарде разработки блюд, которые основаны на местном, региональном продукте, эти блюда – наша идентичность. Шеф-повара берут различные рецепты из кулинарной книги традиций коренных народов Севера. С 2021 года гастрономия относится к креативным индустриям. Нам нужно работать над тем, чтобы кухню воспринимали как творческую область. По словам Екатерины Шаповаловой, последние 30 лет на нашей территории все кухни мира прекрасно себя чувствуют, а русская порой находится в разряде экзотики.
– На наших фестивалях мы это очень хорошо чувствуем. Здесь все с удовольствием пробуют блюда из оленины, из деликатесных рыб и делают открытие, что у нас в стране есть не только дорогостоящая красная и черная икра, но еще и другие виды, например щучья, по достаточно демократичной цене. Фестиваль – это один из способов проведения массовой дегустации, чтобы люди как можно больше попробовали. Детей с малолетства нужно приучать к местным продуктам, и есть большое заблуждение, что дети не любят пробовать. У меня на фестивалях они все пробуют.
Через еду понять, где я
Более того, гастроном пояснила: все, что дарит нам природа, можно отнести к продуктам долголетия.
– Мы – единственное государство в мире, которое перерабатывает кедровый орех. Есть целая линейка: кедровый жмых, очищенный орех. В каждом регионе есть свои продукты-изюминки, своя гастрономическая гордость. Югра относится к сибирской кухне. Но у нас есть продукты-эндемики, такие как сосьвинская сельдь.
– Этот продукт я включила в «Гастрономическую карту России». У него прекрасная история о том, что он присутствовал на переговорах в Ялте. Сосьвинская сельдь была и на царском столе, и попала на столы глав других государств – это целая гастрономическо-дипломатическая история, – сказала Екатерина Шаповалова. Большинство из лидеров ресторанного бизнеса Югры впервые работали в уличном формате. Повара были удивлены, насколько людям нравятся югорские блюда, они получили потрясающую обратную связь от гостей.
– У меня море впечатлений! Впервые участвую в таком фестивале. Я так вдохновилась на новые кулинарные свершения! Оказывается, люди ценят, любят нашу югорскую еду. Я думала, такое никому не интересно, есть стереотип, что в нашу жизнь вошло все европейское: хот-доги и бургеры, но, получается, это не так. Мы продали очень много блюд сибирской кухни. Я даже не ожидала: думала, мы просто покажем наше меню, расскажем, какие у нас есть позиции, а в итоге мы накормили столько народу! У нас замечательные коллеги, мы переняли друг у друга опыт, дружно поработали, выручали, если у кого-то заканчивались продукты, отдавали свое последнее, – рассказала шеф-повар ресторана «Есенин» Гюльнара Бабахаева. Рестораторы продавали изысканные блюда сибирской кухни по ценам в два раза ниже, чем в заведениях, – все для того, чтобы люди вспомнили, что такое наша кухня.
– Это фестиваль для людей. Если местные любят местное, то регион полюбят туристы. Наоборот не получится. Мы обязательно должны сначала внедрить региональную кухню и развить культуру потребления сибирской кухни среди жителей, потому что часто местные не знают свои продукты. Идет засилье всех кухонь мира: итальянской, японской, корейской, паназиатской – это вошло в нашу жизнь. При этом очень низкий процент российской кухни. Мы хотим сделать еду доступной для людей, потому здесь повара адаптировали блюда под уличный формат, – отметила Екатерина Шаповалова. Югорские рестораторы пишут наш гастрономический культурный код. Важно, чтобы в путешествиях через еду мы чувствовали и понимали, где находимся. Мы едим три раза в день: на завтрак, обед и ужин. Хочется, чтобы была возможность попробовать местную кухню везде: на завтраке в отеле, во время перекуса на заправке, в кафе на вокзале или в аэропорту, в фудкорте в торговом центре, где сейчас пока что доминируют международные концепции еды. Для этого каждому нужно начать с себя, например завтра утром приготовить кашу с кедровыми орехами и брусникой.
Читать в источнике