Наш собеседник — Елена Богомолова. Окончила Смоленскую медицинскую академию в 2002 году. Получила сертификаты по ультразвуковой диагностике, кардиологии (аритмологии), функциональной диагностике и детской кардиологии. С 2016 года работает заведующей центром амбулаторной кардиологии на базе консультативно–диагностической поликлиники №1.
— Елена Александровна, у вас несколько медицинских специализаций. Такова рабочая необходимость?
— Да, конечно. Заставляют условия работы. Наш центр задумывался как диспансер, которого в городе нет. В начале нашей работы мы сразу набирали врачей, у которых есть несколько сертификатов по смежным профессиям.
Большое значение для врача–кардиолога имеет возможность самостоятельного проведения углубленной диагностики состояния пациента, с использованием всех методов функциональной и ультразвуковой диагностики.
К нам обращаются пациенты с самой разной патологией. Обращение часто бывает не в момент ухудшения состояния, а когда пациент смог записаться. Многочисленные исследования могут иметь разную давность, проводиться на оборудовании не экспертного уровня, поэтому у врачей центра есть возможность перепроверить более углубленно данные обследования.
В штате центра работают 4 врача–кардиолога, 1 фельдшер и 4 медицинских сестры. Владение смежными специальностями приветствуется в коллективе, и в условиях современной работы является необходимостью.
Коллектив молодой, не теряет интерес к своей специальности, очень ответственный. Врачи вообще и, в частности, в нашем центре постоянно проходят дополнительные учебы по основной и смежным специальностям. Это очень важно, чтобы успеть за постоянно меняющимися стандартами и рекомендациями.
В нашем центре функционирует дневной стационар на 5 коек, где пациенты проходят лечение при невозможности госпитализироваться в плановое кардиологическое отделение.
Пациентов с нестабильной стенокардией, инфарктом, впервые выявленной аритмией (чаще фибрилляцией или трепетанием предсердий), не купируемыми в амбулаторных условиях гипертоническими кризами, направляем на стационарное лечение.
— Как к вам попадают пациенты? По направлениям?
— Да. К нам обращаются пациенты, проживающие непосредственно в городе Смоленске, из Смоленской области и районов.
— Тяжелые больные встречаются?
— Разные бывают, но и тяжелых много. Возраст, неправильный образ жизни дают о себе знать. Очень сильно ударил по здоровью многих ковид. Проверка возраста сосудистой стенки до пандемии и после не радует, показатели ухудшились в разы.
— Сколько примерно пациентов через вас проходит в месяц, год? Статистика есть такая?
— В среднем, человек 15–20 в день. Иногда чуть больше. У нас неплохая диагностическая база, хотя ее хотелось бы увеличить. Есть электрокардиограф, холтер–экг, суточный монитор артериального давления, велоэргометрия и тредмил–тест, оборудование для измерения центрального артериального давления, сфигмоманометр.
Все это помогает в диагностике ишемической болезни, резистентной гипертонии, нарушениях ритма, принятии решения в тактике ведения пациента: направить на оперативное лечение или оставить медикаментозную терапию.
В городе регулярно проводятся консультации кардиохирургов и главного кардиолога Смоленска Завадкина Алексея Викторовича, в СОКБ по вторникам и четвергам, в КБСМП по пятницам для решения вопроса о возможности проведения коронароангиографии, стентирования.
Врачи–кардиологи по результатам обследования направляют пациентов для дальнейшего обследования и лечения в стационары.
— С какими проблемами здоровья в ваш центр чаще обращаются люди?
— На моем приеме большинство пациентов с нарушением ритма. Изолированные нарушения ритма бывают редко, в основном, у детей или людей молодого возраста.
В большинстве случаев встречаются сочетанная гипертония, ишемическая болезнь, кардиомиопатии, хроническая сердечная недостаточность, атеросклероз, дислипидемии, сахарный диабет.
После пандемии увеличился процент пациентов с кардиомиопатиями, которые часто требуют высокотехнологического лечения.
— Давайте подробнее остановимся на аритмии. Объясните популярно, что это такое?
— Аритмия — это любое нарушение регулярности или частоты нормального сердечного ритма. Учащение пульса больше 90 уд/мин. говорит о тахикардии, урежение менее 60 ударов в минуту — брадикардии.
Существуют классические проявления аритмии: сердцебиение, замирание в сердце, чувство «кувыркания сердца» в груди, дискомфорт в области сердца, слабость, удушье, головокружение и потеря сознания. При обнаружении у себя этих симптомов необходимо обратиться к специалистам.
— А без каких–то очевидных симптомов может быть аритмия?
— Да, она может протекать и бессимптомно. Поэтому раннее выявление отклонений на экг при плановых визитах к врачу–терапевту или диспансерном наблюдении помогает вовремя поставить диагноз, назначить лечение и избежать серьезных осложнений.
— Каких именно осложнений?
— Аритмии делятся на жизнеугрожающие и доброкачественные. На фоне аритмии могут появляться головокружения, потери сознания, более того — аритмии могут осложняться инсультом в связи с образованием тромбов в полостях сердца, кардиогенным шоком.
На развитие аритмии влияют многие факторы. Это могут быть экстракардиальные причины (нарушения работы щитовидной железы, дыхательной системы, почечной и печеночной недостаточности, вредные привычки).
Интракардиальные причины включают в себя аномалии, связанные с заболеваниями мышцы сердца. Наследственность и образ жизни, тяжелые и длительные физические нагрузки, эмоциональное перенапряжение определяют течение заболевания. Кроме того, в последнее время возраст аритмии молодеет.
— Вредные привычки сильно влияют?
— Да, конечно! Многие вредные привычки — курение, употребление крепких спиртных напитков, стимуляторов, наркотических средств, гиподинамия, неправильное питание ведут к формированию болезней и как сопутствующее состояние — нарушению ритма.
Неправильный образ жизни приводит к ожирению. А ожирение, в свою очередь, увеличивает риск развития и прогрессирования фибрилляции предсердий (ФП). Доказано, что снижение массы тела может способствовать обратному ремоделированию основного субстрата аритмии — левого предсердия — и тем самым снизить риск рецидивов ФП.
— Аритмия лечится, или это приговор на всю оставшуюся жизнь?
— Да, аритмия лечится. Кроме медикаментозного лечения аритмий существуют кардиохирургические методы лечения (РЧА — радиочастотная абляция, криоабляция, установка электрокардиостимулятора, кардиовертер–дефибриллятора).
В настоящее время в Смоленске на базе СОКБ и КБСМП есть возможность имплантировать электрокардиостимуляторы пациентам с брадикардией.
Лечение тахиаритмий хирургическим путем проводится в федеральных медицинских центрах Москвы и Санкт–Петербурга.
— От брадикардии можно поставить кардиостимулятор, а тахикардии у нас лечат?
— В Смоленске лечение тахиаритмии кардиохирургическим методом пока не представляется возможным. Возможно восстановление ритма при фибрилляции и трепетании предсердий, желудочков медикаментозным путем, электрической кардиоверсией (этими процедурами владеют все кардиологи, врачи–реаниматологи стационаров) и чреспищеводной электростимуляцией (ЧПЭС). Последняя процедура доступна в КБСМП в отделении нарушений ритма.
Это всегда жизнеугрожаемые состояния, и после выписки из стационара таким пациентам часто необходимо наблюдение кардиологов, а многим и плановое оперативное лечение.
— Читал, что в некоторых крупных центрах аритмию лечат при помощи криотехнологий, и вы тоже упомянули про такой метод лечения…
— Еще раз повторюсь, что к кардиохирургическим методам лечения тахиаритмий относят РЧА и криоабляцию. Часто используются гибридные методики.
В сравнительных исследованиях криоабляции и РЧА была показана примерно одинаковая эффективность этих методов.
При радиочастотной абляции очаг аритмии разрушают при помощи нагревания электрическим током. Эта методика более изучена, но не всегда позволяет достичь четкой зоны повреждения.
Метод криоабляции основан на деструкции (разрушении) аритмогенной зоны с помощью глубокого локального охлаждения по периметру контакта криобаллона с устьем легочной вены в одно воздействие («single shot»). Данный метод характеризуется более деликатным действием на ткань, а также формированием более четкой зоны рубца.
Однако до сих пор не существует рекомендаций по выбору предпочтительного метода абляции.
— Вы смоленских пациентов при необходимости можете напрямую направлять в федеральные медицинские центры?
— Да, конечно.
— Но это же не факт, что там всех примут и начнут лечить? Квоты какие–то существуют?
— Квоты есть на операцию. А получить консультацию можно разными способами. У нас популярны телемедицинские консультации, их проводят в СОКБ. После осмотра пациента, сбора анамнеза, жалоб, мы выставляем диагноз и принимаем решение о консультации пациента через телемедицинский центр.
Рассмотрение документов проходит в большинстве случаев заочно, после чего пациенту выделяется квота и назначается дата госпитализации в федеральные медицинские центры Москвы или Санкт–Петербурга.
В Смоленске на базе консультативно–диагностической поликлиники №1 последние 7 лет проводятся ежегодные многократные выездные консультации врачей кардиохирургов и аритмологов из Москвы. В год консультируется очно до 500 пациентов. Благодаря этим консультациям значительно ускоряется время и упрощается процедура госпитализации для пациентов.
— Но некоторым больным в федеральных центрах все же отказывают. Почему?
— Я бы так не говорила. Большинство пациентов получают необходимую высокоспециализированную медицинскую помощь. Ситуации могут быть сложные. Каждый пациент — это индивидуальная работа. У каждого федерального центра есть свои сильные стороны. Учитывая эти факторы, мы принимаем окончательное решение о маршрутизации пациента.
Потом стараемся наших пациентов как–то отслеживать, и в этом плане нам очень нужен диспансер в городе. Чтобы врач, который начинал вести больного, имел возможность наблюдать за ним некоторое время и после операции. Специалисты у нас замечательные, но им необходим опыт такой работы, преемственность, использование лучших отечественных наработок. Очень надеемся, что новая областная власть, которая уже, что называется, повернулась лицом к вопросам регионального здравоохранения, сможет со временем положительно решить и эту проблему.
— Возвращаясь к вопросу аритмии, скажите, если поставлен такой диагноз, человек уже навсегда отлучен от занятий спортом, активного образа жизни?
— Нет, это совсем не связанные друг с другом вещи. Есть аритмия, которая возникает именно на физическую активность, на стресс. Чаще это связано с ишемией, с коронарными сосудами или наследственной патологией.
В таких случаях любая нагрузка, любое повышение пульса приводит к аритмии. Таким больным прежде, чем вернуться к активному образу жизни, надо пройти полный курс лечения.
В целом же, активный образ жизни как раз–таки и помогает человеку избежать возникновения или осложнений такой болезни.
Вообще, очень важно, чтобы пациент после оперативного лечения два–три года выдержал режим необходимых ограничений, внутренней дисциплины и собранности, и тогда все будет в порядке.
Так что вовремя обнаруженное заболевание и оказанная помощь значительно продлевает жизнь человеку. И это будет полноценная жизнь, может быть, с некоторыми ограничениями, но разумными и некритичными ограничениями.
Продолжительность жизни пациентов значительно увеличилась благодаря современной медикаментозной терапии, высококвалифицированным оперативным методам лечения.
— Как обстоят дела с доступностью необходимых медикаментов для больных?
— Если говорить конкретно о Смоленской области, то в последние годы мы работаем в программе БСК, как и вся Россия, и проблем с обеспечением лекарственными препаратами почти не бывает.
— Что такое программа БСК?
— Это возможность пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, аортокоронарное шунтирование, ангиоплатику коронарных артерий со стентированием и катетерную абляцию по поводу сердечно–сосудистых заболеваний, бесплатно получать лекарственное обеспечение в течение 24 месяцев.
Два года — как раз такой срок, когда для закрепления положительных результатов лечения, необходимо очень строго соблюдать режим дня и медикаментозного лечения.
Есть, конечно, люди состоятельные, для которых приобретение лекарств не проблема. Но очень много людей малообеспеченных, для которых это реально вопрос жизни и смерти.
Надо отметить, что программа БСК действует даже лучше и надежнее, чем федеральная программа по обеспечению бесплатными лекарственными средствами инвалидов и иных групп граждан. Там довольно часто бывают перебои, отсутствуют необходимые препараты.
В крупных и богатых регионах есть свои местные программы, и в настоящее время ведутся работы в Министерстве здравоохранения по изучению возможности их распространения на всю страну и расширению такой помощи пациентам.
— В Смоленске в этом плане есть что–нибудь подобное?
— В прошлом году на базе консультативно–диагностической поликлиники №1 дневного стационара были пролечены первые пациенты с множественным поражением сосудов атеросклеротической болезнью и неконтролируемой дислипидемией новым иммуно–биологическим препаратом. Это очень дорогостоящий препарат, и пока что нет возможности обеспечить им всех нуждающихся.
Надеемся, при поддержке департамента здравоохранения в ближайшем будущем мы расширим возможности оказания такой помощи пациентам.
— В заключение нашей беседы, что вы можете посоветовать, как профессионал, чтобы избежать сердечно–сосудистых заболеваний?
— Есть общие рекомендации для пациентов и их надо придерживаться. 1) Пересмотреть рацион питания, исключить жирное и острое, добавить свежие овощи, фрукты, молочную продукцию; 2) Следить за весом; 3) Высыпаться; 4) Не переутомляться; 5) Заняться спортом, избегая тяжелых физических нагрузок (отлично подойдут различные варианты кардиотренировки); 6) Контролировать имеющиеся хронические заболевания (лучше всего пройти полное медицинское обследование); 7) Соблюдать все предписания врача, регулярно принимать все прописанные препараты, не заниматься самолечением.
И главное — оставаться оптимистом!
Беседовал Антон Савенок