У меня была реакция на учебники по информатике. Теперь о математике за 1 класс. Так сказать, ревизия учебников.
Российские учебники
1. Зачем-то пытаются переименовать стандартные термины (актуально и для информатики). Например, не минус или вычесть, а без. Логики в этом ноль, ребёнку придётся переучиваться. Идёт от Петерсон.
2. Очень много просто логических задач уровня 4-5 лет. Они никак не влияют на усвоение основного материала (счёт, решение примеров и задач). Правда, в отличие от информатики основной материал хотя бы есть. Например, в инновационной школе до нового материала доходят на 19-м уроке (и это число 1).
3. Очень много угадаек. Математика - это точная наука. Она о числах, прежде всего, а не о чём-то ещё :(
4. Слишком много картинок, выглядит очень пёстро. При этом теория никак не отличается от простых заданий. При современных типографских возможностях можно было сделать более стройный учебник (это влияет на ориентацию по учебнику).
5. Очень много текста. Дети ещё читают плохо, а у них уже задания на 2-3 строчки, а некоторые просто без взрослого не осилить, см., например, учебник Александровой в рамках методики Эльконина. Т.е. несмотря на всю пестроту всё равно много текста.
6. Сперва идёт чистая логика, в которой уже надо считать, а потом учат 1...10. И это во всех учебниках!!! Как такие авторы могут научить логике?!
Отдельно напишу про Петерсон, к которой мало кто относится равнодушно.
Замечу, что у Петерсон не самый позорный учебный комплекс (учебник+тетрадь). В нём хотя бы есть логика, пусть и извращённая. Остальные, видимо, пытались стырить её задания, не понимая смысла, который вкладывал автор.
Зарубежные учебники на русском языке
На удивление понравились учебники с Украины и из Азербайджана. Вот пример украинского:
Не без недостатков, конечно, и в задачах гривны-манаты, но на порядок лучше, чем российские метания от слишком простых заданий к чересчур сложным.
Вот пример азербайджанского (опустим тот факт, что на первой странице учебника Г. Алиев и гимн Азербайджана, а у нас воют, что детей заставляют перед уроками смотреть российский флаг):
Путаница с предварительным уровнем знаний тоже есть. Однако если вы занимались с ребёнком до школы, то отличные учебники. Почему нет таких российских?!
Ссылки на скачивание: украинский https://file.11klasov.net/15123-matematika-1-klass-bogdanovich-mv-lishenko-gp.html , азербайджанский https://file.11klasov.net/13721-matematika-1-klass-gahramanova-n-i-dr.html . Никаких извратов, всё в советских традициях, но с современными возможностями типографии.
Азербайджанцы, кстати, прикольно ушли от проверочных и контрольных работ, назвав их обобщающими занятиями - и они классные (но с манатами). Есть упражнения разного уровня сложности (украинская программа проще).
Белорусский учебник без длинных текстов - согласован с программой по русскому языку, но слишком много тестов на логику, как в российских. Хотя блоки с представлением цифр неплохи (согласованы с умением читать!) и прикольные графические диктанты.
Я бы сказала, хорошее решение для 6-леток, разнообразные задания именно на счёт до 10, а не вообще логика, как в российских. Если заниматься по такому учебнику, сложение-вычитание будут отскакивать от зубов.
Узбекский учебник - реинкарнация советского от Пчелко, поэтому он тоже согласован с умением читать (точнее, его отсутствием). Мне не хватило в нём заданий, которые есть в Пчелко, на работу руками (какие-нибудь палочки, бусины, счёты, монеты). Хороши алгоритмы решения задач и логических заданий, правда, расположены они в беспорядке, зато есть, а не отдаются на откуп "развитию мышления" (которое созреет только к 10-12 годам).
Самый большой шок от учебника по математике
От Александровой (методика Эльконина) - жесть. Самый главный минус в подобных методиках - занятия бессмысленны для ребёнка. Он пришёл изучать математику/информатику, он хочет учиться, а ему задают нарезать какие-то ниточки и раскрашивать кружочки.
Весь урок они рассуждают (когда мозг физиологически не дозрел до абстрактного мышления - созревание происходит к 10-12 годам). Математика превращается в говорильню, но она тем и отличается от гуманитарных наук, что она точная! Строгие сухие цифры, а не пространные рассуждения!
На самом деле для этого возраста хороши опыты. Ребёнок, сейчас мы будем не играть, сейчас мы будем заниматься серьёзным интересным делом - математикой. Смотри: пустая коробка, а мы в неё закинем кучку бусин. Вау, теперь в коробке много бусин. А эта коробка всё ещё пустая, здесь ничего нет. Давай положим в неё одну бусину. Сравни: одна бусина, много бусин. Там, где много бусин, можно купаться, там, где одна, ну, можно покатать её из стороны в сторону. (выполняем задания по картинкам, где один объект, где - много). Вот, ребёнок, это математика, она отвечает на вопрос "сколько". Всё, 1-й урок по математике готов; можно добавить картинки из белорусского учебника, где используются числа в повседневной жизни, или с роботами.
Вывод
Российские учебники можно использовать в качестве сборника тестов-развивашек, а учиться по украинскому или азербайджанскому.