«В последние десятилетия на экранах и в печати происходит засилье пошлости. Она делится на две категории: псевдогероические кровавые бойни с ходульными брутальными мужиками и слезливые, сентиментальные истории про безвинно осужденных дамочек, которые потом делают головокружительные карьеры. А в головы разного рода продюсеров не приходит простая мысль, что большинству людей давно нужны простые истории, хорошее настроение и душевный покой. Плавность повседневности, как в фильмах 1970-х годов», — так рассуждает писательница Марина Стекольникова.
И правда, практика показывает, что современные читатели устали от экшена, который еще недавно, казалось, был единственным, что востребовано и актуально. Вместо бесконечных сражений им захотелось доброты и душевного тепла, светлого юмора и надежды. Все это щедро дарит Марина, из-под пера которой вышли произведения «Про любовь. Пьеса», «Сказка и Новый год», «Музейные сказки кошки Мурки», «Ты обязательно простишь», «Маленькая семейная комедия», «Коммунальная на Социалистической», «Найди свой бриллиант». Последние четыре произведения входят в общий цикл «Дом на Загородном» и рассказывают о людях, живущих по соседству, и их приключениях. Роман «Найди свой бриллиант» — новинка издательства «Союз писателей», опубликованная в этом июне.
По мнению автора, «Найди свой бриллиант» — это история больше для женщин. Не дамский роман, но интрига, события, развязка вряд ли интересны мужчинам. «Основная мысль, которую я старалась донести, заключается в том, что истинные ценности непреложны и вечны».
Кто же такая Марина Стекольникова? Какой путь она прошла до того, как было создано первое из ее произведений? Из чего формировалась личность писательницы? О каких ценностях идет речь в ее творчестве?
Марина Борисовна Стекольникова (урожденная Мартынова) родилась в Ленинграде в очень морозный день 21 января 1962 года. Как и подавляющее большинство советских детей, она увлекалась приключенческой литературой. Будущая писательница рано начала читать классику. Уже в восемь лет она не могла оторваться от рассказов Чехова, в десять любила стихи в прозе Тургенева, а в двенадцать с удовольствием погружалась в творчество Шарля Де Костера.
Но стремление попробовать свои силы в литературе проснулось в Марине даже раньше, хоть и было неосознанным. Свое первое стихотворение она наговорила спонтанно, когда ей было всего пять лет, а первый рассказик «Тёща» написала в восемь лет под влиянием Чехова и советских сатириков. В одиннадцать лет из-под пера Марины вышла первая сказка, это случилось по заданию учителя на уроке литературы.
Хотя у Марины неплохо получалось, судьба решила направить ее в изобразительное искусство. Она начала заниматься в Детской художественной школе. Общеобразовательное учреждение, в которое девочка ходила, всячески стимулировало полезные хобби ребят и помогало им в поиске себя. И это неудивительно! Ведь школа имеет более чем полуторавековую историю и берет начало в 1817 году как пансион для мальчиков, а с 1830 года — Первая петербургская гимназия, в которой учились такие выдающиеся личности, как М. И. Глинка, И. И. Панаев, В. И. Вернадский, Е. Е. Лансере и многие другие известные деятели науки и культуры. Преподавал известный писатель, автор исторических романов, публицист и педагог В. Г. Ян.
После выпуска Марина Стекольникова продолжила обучение. У нее два высших образования. Одно она получила в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена (факультет русского языка и литературы), второе — в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР (факультет теории и истории искусства). В 1981 году писательница устроилась в Государственный Русский музей, где работает до сих пор. За минувшие годы она прошла путь от лаборанта до ведущего научного сотрудника. Марина является специалистом по русской и советской скульптуре, автором многих выставочных проектов и статей об изобразительном искусстве, опубликованных в каталогах выставок и научных сборниках.
Тесное соприкосновение с искусством на протяжении всей жизни сформировало у Марины чувство прекрасного, научило глубже смотреть на мир и тоньше его чувствовать, что проявилось в ее собственном творчестве.
К писательству Марина Стекольникова вернулась в 2017 году и теперь уже занялась им всерьез. Поводом послужило желание написать сценарий для сына, актера Александра Мартынова. Вместо сценария получился роман «Найди свой бриллиант», который положил начало циклу «Дом на Загородном» (такое определение дает дому одна из героинь). «Концепция цикла „Дом на Загородном“ — на примере одного дома ненавязчиво показать людские истории и судьбы в культурно-историческом пространстве, — обобщает писательница. — А вообще, это посвящение любимому городу».
Работа над первой книгой стала очень приятным опытом, который захотелось повторить. Марина решила рассказать об обитателях целого дома, сколько квартир, столько историй, столько романов! Предполагается, что в серии будет двенадцать книг, но пока готовы и доступны читателям четыре: «Найди свой бриллиант», «Коммунальная на Социалистической», «Ты обязательно простишь», «Маленькая семейная комедия». Они были опубликованы в разное время и на разных площадках. «Коммунальная на Социалистической» вышла в издательстве «Союз писателей» в начале этого года, а романы «Ты обязательно простишь», «Маленькая семейная комедия» можно прочитать на «Литрес». Каждая книга представляет собой смешение жанров. Время действия всякий раз иное, но во всех произведениях обязательно есть упоминания о каких-либо героях из других историй. «Маленькая семейная комедия» появилась после очередной попытки сделать что-то для сына. Была написана антрепризная пьеса «Про любовь», которая позже преобразовалась в роман.
«Что для меня представляет наибольший интерес в творчестве? Пожалуй, наблюдение за тем, как живут, развиваются, радуются и печалятся мои герои, — говорит писательница. — То есть наблюдение за человеческими страстями и судьбами. А основная сложность — это преодоление собственной лени. Главный принцип, которым я руководствуюсь, когда пишу, — не навреди. Текст должен быть грамотным. История — интригующей и обязательно доброй. Моя любимая тема — жизнь и судьба обычного человека. В каждом из нас живут герои и злодеи. Надо только разглядеть всю гамму личностных качеств».