Найти в Дзене
Станция звука

Микшерные пульты

Микшерный пульт («микшер», или «микшерная консоль», от англ. «mixing console») – устройство, предназначенное для суммирования нескольких источников звукового сигнала. Микшерный пульт является многофункциональным устройством, предназначенным для маршрутизации, коррекции, обработки и суммирования звуковых сигналов от нескольких источников в один или несколько сигналов. Микширование (от англ. mixing – смешивание) есть процесс смешивания нескольких сигналов. Среди основных операций, которые позволяет осуществлять микшерный пульт, можно выделить следующие: - регулировка уровней входных сигналов и их усиление,
- частотная коррекция звуковых сигналов,
- обработка специальными эффектами, как с помощью внутренних устройств пульта, так и с помощью подключаемых приборов,
- панорамирование сигналов для различных пространственных форматов,
- визуальный и слуховой контроль различных сигналов в различных точках звукового тракта пульта и т.д. По назначению можно выделить:
- пульты студийные,
- пульты

Микшерный пульт («микшер», или «микшерная консоль», от англ. «mixing console») – устройство, предназначенное для суммирования нескольких источников звукового сигнала. Микшерный пульт является многофункциональным устройством, предназначенным для маршрутизации, коррекции, обработки и суммирования звуковых сигналов от нескольких источников в один или несколько сигналов. Микширование (от англ. mixing – смешивание) есть процесс смешивания нескольких сигналов.

Среди основных операций, которые позволяет осуществлять микшерный пульт, можно выделить следующие:

- регулировка уровней входных сигналов и их усиление,
- частотная коррекция звуковых сигналов,
- обработка специальными эффектами, как с помощью внутренних устройств пульта, так и с помощью подключаемых приборов,
- панорамирование сигналов для различных пространственных форматов,
- визуальный и слуховой контроль различных сигналов в различных точках звукового тракта пульта и т.д.

По назначению можно выделить:
- пульты студийные,
- пульты для перезаписи и монтажа,
- вещательные,
- концертные (FOH и мониторные, со встроенным усилителем),
- пульты для диджеев и т.д.
К числу наиболее сложных устройств можно отнести концертные (сценические) микшерные пульты, они выполняются в виде консоли и имеют трехзвенную структуру с большим количеством входных каналов, средств автоматизации, технологиями виртуальных фейдеров, матрицей микширования, позволяющей создать дополнительные выходные миксы, отличающиеся от главного. Такие микшерные пульты называют FOH-пультами (от англ. front of house – микшерный пульт перед сценой)

Как правило, производители выпускают микшерные пульты сериями, отличающими по количеству входных каналов.

По типу входных сигналов звуковые пульты можно разделить на аналоговые и цифровые.

Главные преимущества аналоговых микшеров:

  • легкость использования. Аналоговые устройства достаточно просты в освоении. В большинстве приборов каждый параметр звука управляется отдельным органом – это интуитивно понятно и быстро запоминается.
  • простота конструкции и ремонтопригодность. Устранить простую поломку можно самостоятельно. Кроме того, неисправность отдельного элемента чаще всего не приводит к полной неработоспособности всего прибора;
  • долговечность и высокая надежность. Качественные устройства такого типа способны исправно работать десять лет и более.

Аналоговая технология позволяет создавать микшеры, полностью покрывающие потребности как любителей, так и профессионалов. Однако у таких приборов есть несколько существенных недостатков:

  • большой вес и габариты. Аналоговая схема не позволяет отказаться от громоздкой внутренней коммутации и использования отдельного рычага для каждой задачи. В связи с этим студийные микшеры с множеством функций весят непозволительно много (до нескольких сотен килограммов) и имеют длину до 4 метров;
  • невозможность автоматизации.
  • К вышеперечисленному можно добавить сравнительно большое энергопотребление и нагрев, ограниченность числа линеек, секций и шин, необходимость обслуживания.

Аналоговая консоль предполагает наличие аналогового мультикора, который является очень слабым звеном в звуковом тракте. Чем длиннее мультикор, тем слабее будет сигнал, пришедший на пульт, соответственно, тем сильнее придется выкручивать предусиление, усиливая шумы аналогового тракта. В то время как цифровые мультикоры практически не ограничены по длине, оптические мультикоры могут достигать длины даже в 200 метров. Кроме того, на цифровые мультикоры не чувствительны к наводкам. В то время как аналоговый мультикор, несмотря на обязательное экранирование, всё же может быть подвержен влиянию наводок, особенно при «соседстве» со световыми диммерами или силовыми кабелями с высокими токами. Аналоговые мультикоры имеют большой вес, а вероятность выхода из строя отдельных каналов достаточно велика. В случае отсутствия патч-панели у аналогового пульта, любые изменения порядка каналов на аналоговой консоли сопряжены с физической перекоммутацией разъемов, в то время как на цифровом пульте достаточно просто изменить назначение того или иного канала на конкретный фейдер.

Цифровые консоли на сегодняшний день являются весьма прогрессивным инструментом.

К преимуществам цифровых устройств можно отнести следующее:

  • малый вес и габариты. Современные цифровые приборы при равных характеристиках гораздо компактнее аналоговых. Это позволяет легко транспортировать устройство, что актуально для музыкантов, работающих в разных залах и нуждающихся в качественном звуке;
  • полная автоматизация всех процессов. Доступно как статическое, так и динамическое «запоминание», воспроизведение заданной программы осуществляется нажатием нескольких кнопок. Удобно, если специалист часто решает однотипные задачи;
  • гибкость коммутации. Поскольку цифровая техника широко распространена, важно, чтобы микшер мог работать с ней в условиях студии, концерта, радиовещания.

Современная программная консоль может иметь неограниченное количество линеек и полос.

Цифровая техника не лишена и ряда минусов:

  • специфический интерфейс. Новизна устройства заставляет даже профессионалов в течение длительного времени привыкать к нетипичным органам управления;
  • высокая цена.
  • сложность ремонта. Самостоятельно устранить неисправность достаточно сложно, часто простейшая поломка полностью лишает устройство работоспособности.

Наличие операционной системы, конечно, нельзя назвать недостатком. Однако из-за нее могут возникать различные сбои в работе системы, абсолютно незнакомые владельцам аналоговых пультов. То же относится к внутренней энергозависимой памяти – батарею придется регулярно заменять.

К минусам можно отнести значительные различия в интерфейсе на различных консолях. Наиболее использующиеся консоли, пользующиеся уважением профессионального сообщества- DiGiCo, Yamaha, Midas, Allen & Heath, Soundcraft.

Также к плюсам цифровых консолей можно отнести гибкую внутреннюю маршрутизацию, возможность элементарного изменения патча (конфигурации коммутации сигналов), большое количество внутренних (виртуальных) шин, большое количество физических входов и выходов, возможности использования цифровых протоколов передачи данных MADI, Dante для записи и трансляции.

Важным преимуществом цифровых консолей являются наличие встроенных процессоров эффектов и динамической обработки. Встроенные в программное обеспечение графические и параметрические эквалайзеры, компрессоры, ревербераторы возможно использовать в каждом канале цифрового пульта . При использовании аналогового пульта каждый вид обработок должен существовать в виде внешнего звукового устройства.

Кроме всего вышеперечисленного, многие цифровые пульты сейчас поддерживают удаленное управление с планшета по Wi-Fi, таким образом, есть возможность контролировать вносимые изменения не только в месте нахождения пульта, но и в любой другой точке зала. При отсутствии мониторного пульта, его вполне может заменить звукорежиссер с планшетом на сцене, и такой способ отстройки мониторов безусловно удобнее, чем с FOH, ведь в этом случае звукорежиссер может оперативно контролировать все вносимые изменения, находясь в непосредственном общении с музыкантами.

И, наконец, безусловным преимуществом цифровых пультов является возможность сохранения всех настроек коллектива в виде так называемых «сцен». Использование сцен значительно сокращает время на подготовку к саундчеку – не нужно переделывать патч, полностью с нуля отстраивать эквализации и динамические обработки, мониторные миксы, и если есть возможность, то можно заранее создать и подготовить сцены на пульте, исходя из райдера и общения с организаторами.

Для общего развития:

Канальные ячейки пульта

На входные ячейки каналов, как следует из названия, поступают входные сигналы от микрофонов и других источников. Здесь осуществляется предварительное усиление сигналов, их частотная и динамическая обработка, а также некоторые другие виды обработок, и распределение на дальнейшие устройства. В самом общем виде примерная структура входной ячейки изображена на рис. 1.

Рис.1 Канальная ячейка: сверху - входная секция, под ней блок обработки и внизу блок распределения сигналов

Сигнал от источника подаётся на входную секцию, где осуществляется выбор сигнала, его нормирование (приведение к уровню, необходимому для нормального функционирования дальнейших цепей) и предварительная фильтрация.

Входная секция, как правило, имеет следующие элементы: переключатель входов mic/line, регулятор (или регуляторы) усиления gain, фазовращатель phase (иногда - значок ϕ), и фильтр (фильтры). Иногда встречается кнопка pad для ступенчатого ослабления входного сигнала микрофонного входа, обычно на 20 или 30 дБ. Регулировка уровня сигнала осуществляется ручкой gain входного усилителя, причём термин «усилитель» несколько условен, так как здесь может осуществляться как усиление, так и ослабление сигналов.

В профессиональной аппаратуре, как правило, имеется два отдельных входа: симметричный mic для микрофона и линейный lin для сигналов с высокими уровнями.

Линейный вход чаще всего несимметричный, однако в серьезной технике бывает и симметричным.

Далее сигнал после входной секции подаётся на блок обработки. Этот блок включает в себя различные цепи регулирования тембра (эквалайзер), а также разрывы (insert) для включения в тракт сигнала внешних устройств: компрессоров, фленджеров, и т.д.

Эквалайзеры, стоящие в ячейках, отличаются большим разнообразием, от простейших НЧ и ВЧ, с регулировкой типа "shelf", до сложнейших полностью параметрических четырёхполосных. Последние, как правило, на крайних НЧ- и ВЧ регуляторах имеют возможность переключения характеристики регулирования bell/shelf. В параметрическом эквалайзере для каждой полосы осуществляется независимая установка всех параметров (отсюда и название "параметрический"): центральной частоты регулирования fо, ширины полосы регулирования и величины подъёма/завала АЧХ, а в эквалайзерах типа "shelf" можно регулировать только величину подъёма/завала АЧХ на краях диапазона, остальные параметры определяются его схемотехникой, и их изменение звукорежиссёром невозможно.

Итак, сигнал усилен, подкорректирован и направлен в блок распределения. Сигналы, поступающие с ячеек на последующие цепи, снимаются с двух точек схемы: часть сигналов снимается до канального регулятора (pre - Fader), а часть - после него (post - Fader).

Как правило, все сигналы, которые далее идут в главный микс и на обработки, снимаются после фейдера. Сигналы же, снимаемые до фейдера, - это обычно только те, что поступают на сценические или студийные мониторы.

Почему именно так? Да очень просто - чтобы баланс мониторов не зависел никоим образом от возможного изменения баланса в зале или в главном миксе. Для отправки сигнала на дополнительные устройства обработки, общие для всех сигналов в пульте, служат регуляторы Aux для индивидуального регулирования уровней сигналов, посылаемых на устройства эффектов (например, на ревербератор), и кнопки Pre/Post, позволяющие выбирать, откуда будет направлен сигнал, до или после фейдера.

Дальше в линейке пульта расположен панорамный регулятор Pan, позволяющий направить сигнал в определенную точку стерео панорамы. Над фейдером расположена кнопка Mute, перекрывающая сигнал на линейке пульта. В большинстве пультов присутствует кнопка PFL (или Solo), позволяющая сольно услышать сигнал, приходящий на конкретную линейку пульта.