Найти тему
Культура речи

Как захватить внимание аудитории: 4 простых совета

Оглавление

Сможете ли Вы удерживать внимание большого зала в течение часа? А если ваша аудитория — сотни человек, в тексте полно статистики, сухих цифр и показателей? А выступаете вы без суфлёра, модераторов и даже без презентации.

С каждым днём людей, которые умеют красиво выступать, становится всё больше. В том числе не без труда школы ораторского мастерства «Культура речи». Дадим несколько самых простых советов с нашего курса риторики.

Внимание аудитории нужно не только захватить, но и удержать. Это непростая задача
Внимание аудитории нужно не только захватить, но и удержать. Это непростая задача

Совет первый. Сделайте начало весёлым либо неожиданным

Даже если это официальное мероприятие и люди собрались по серьезному поводу — хорошее вступление с юмором не будет преступлением. Поздоровайтесь, вступите в контакт с аудиторией и выдайте заранее заготовленную шутку, чтобы разрядить обстановку и снять напряжение. Если шутки у вас нет или она совсем неуместна, расскажите правдивую историю о том, как вы готовились к этой встрече. Вы даже можете честно признаться, что волнуетесь — люди ценят искренность. Вам и самому после этого станет легче побороть волнение. Быть честным перед публикой — первое правило риторики.

В некоторых случаях вступительное слово может быть драматичным:

«Я стою сегодня перед вами как представитель семьи в глубокой печали, страны — в трауре, мира — в шоке»

Так начал свою известную траурную речь Чарльз Спенсер, брат принцессы Дианы.

Совет второй. Больше внимания проблеме

В центре почти любого рассказа — какая-то проблема. Спикер либо размышляет о ней, либо предлагает способ её решения. Остановитесь на этом подробнее. Вы как эксперт хорошо знаете тему — и вам может казаться, что вы на одной волне с аудиторией. Но люди в зале могут вообще не понимать, о чём речь. Возможно они вообще никогда не задумывались над этой темой.

-2

Чтобы быть понятным аудитории, идите от общего к частному. Есть такое выражение: «За деревьями не видно леса». Ваша задача — сделать так, чтобы публика увидела лес. Сначала говорите о проблеме и почему она вообще важна (лес), и только потом переходите к деталям и конкретике (деревья). Углубляйтесь в тему постепенно.

Совет третий. Сформулируйте сверхзадачу

Перед подготовкой речи важно честно ответить самому себе на несколько ключевых вопросов. Для чего вы собираетесь рассказать об этом публике? Зачем это лично вам и зачем это нужно им? Что должно измениться после того, как вы закончите выступление? Какую пользу принесёт ваше выступление конкретным людям — тем, которые сейчас собрались в зале?

Сформулируйте ответы в своей голове, а лучше всего — выпишите их на бумагу. Когда ответы на все эти вопросы станут для вас полностью ясны, вы сможете лучше сформулировать блок с проблематикой. Публика скучает, когда не понимает, для чего слушает выступление.

Совет четвёртый. Добавьте историй и примеров

Люди плохо воспринимают абстрактные размышления, но почти любую мысль можно легко донести с помощью примеров и через описание конкретных ситуаций. Истории — вот ключ к вниманию аудитории. При подготовке выступления попробуйте поискать такие примеры — это может быть ваша личная практика, опыт других людей или даже просто истории, которые вы почерпнули из интернета. Они станут иллюстрацией ваших тезисов и помогут лучше донести мысль.

Стив Джобс не был великим оратором, но его речь перед выпускниками Стэнфорда вошла в историю
Стив Джобс не был великим оратором, но его речь перед выпускниками Стэнфорда вошла в историю

Знаменитая речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета целиком состоит из трёх историй, которые он рассказывает о своей жизни. Это выступление — один из лучших примеров современного ораторского мастерства.

Не жалейте примеров — их должно быть много. Рекомендуем сопровождать ими все важные тезисы. И если вы что-то объясняете, больше показывайте негативные примеры — «как делать неправильно». Люди хорошо учатся на ошибках других.

***

Этим и многим другим приёмам публичных выступлений мы учим на курсах ораторского мастерства «Искусство речи». Вы можете записаться на обучение к нам, либо найти другие школы риторики.

Только помните: ораторские курсы должны быть хорошие, а работать с вами должны профессионалы. А как это понять? Об этом поговорим в следующих статьях и видео. Либо вы можете прийти к нам на бесплатный открытый урок ораторского искусства.

Александр Эпштейн, руководитель школы ораторского мастерства «Культура речи»
Александр Эпштейн, руководитель школы ораторского мастерства «Культура речи»