В 1971-м году известнейший впоследствии музыкальный продюсер Тони Висконти схватил за шкирку своего хипповатого подопечного Марка Болана и вытряхнул из него шедевр, который очень быстро стал непререкаемой классикой рока, и в самых разных авторитетных рейтингах и опросах до сих пор занимает почетные места. Альбом этот называется «Electric Warrior» («Электрический воин»), и он стал первым по-настоящему «электрическим» альбомом Марка Болана, потому что почти все предыдущие свои альбомы эта будущая звезда записывала исключительно с применением бардовской акустической гитары. Кстати, на электрогитару Марка пересадил опять же Тони Висконти, который понял, что во времена рок-н-ролла обычной гитарой каши не сваришь.
Марк Болан – самый настоящий молодец, всего за несколько лет наваял первоклассной музыки столько, что разгребать ее не устаешь десятилетиями. Лично я впервые услышал музыку Болана в лице его групп Tyrannosaurus Rex и T. Rex еще до того, как этот гений рок-н-ролла и глэм-рока не перекинулся туда, откуда уже не появляются. В СССР тогда его хиты орались буквально из каждого окна, но я, отдавая этим хитам должное, к музыке Болана был равнодушен, потому что хиты – хитами, а основная музыка на его альбомах была не в моем вкусе, как не в моем вкусе были ранние песни моей любимой группы Sweet, которые они исполняли в стиле, который почему-то назывался бабл-гам-рок, и которые очень походили на то, что в те же годы ваял и Марк Болан.
Но хочу повторить – мне Болана критиковать даже тогда было совершенно не за что, тем более что я тогда же хорошо прослушал его культовый альбом «Tanx» 1973 года, потому сразу понял, что этот музыкант – такая же непререкаемая звезда, как, например, и Роберт Плант, и как Пол Маккартни, и даже как Джими Хендрикс. Но вот музыку он играл не мою, а когда я все же «дорос» до той «детской» по сути музыки, которую при жизни культивировал Марк Болан, то уже оторваться от нее не смог.
Впрочем, я про свое отношение к T. Rex и о том, как я осознал величие творчества Марка Болана, рассказал в статьях «Альбом «The Slider» 1972 года от T.Rex – разминка Марка Болана перед созданием своего главного шедевра» и «Альбом «Tanx» 1973 года от T.Rex – главный из восьми нетленных шедевров Марка Болана за всю его карьеру», поэтому повторяться не буду. В этой публикации я хочу лишь привлечь внимание тех, кто далек от этого гения, к его главному, по сути, альбому, с которого и началась всемирная слава Болана.
Это альбом «Electric Warrior» («Электрический воин»), записанный в Англии и частично в США в первой половине 1971-го, и вышедший 2 июля того же года. До этого Марк Болан записал четыре акустических альбома под брендом «Tyrannosaurus Rex», и один уже как «T. Rex». Но эти пять альбомов я не считаю какими-то шедеврами, а первые четыре если и слушаю, то очень редко, и то только из уважения к звезде. Пятый альбом, который Марк Болан записал уже под электрическую гитару – довольно сырой, тем более что половина материала там старая, с предыдущих альбомов, только перезаписанная под электрику.
Правда, все эти альбомы все же пользовались в Великобритании какой-то популярностью, раз тусовались в тамошних чартах между 12-й и 7-й позициями (кроме второго, 1968 года, который вообще в чарты не попал), но я не думаю, что они кого-то поражали своими музыкальными особенностями. Просто у Болана за три года его музыкальной карьеры уличного барда образовалось огромное количество поклонников среди хиппи, которые любили не только курить, но и спать под хиповскую (болановскую) музыку, вот они и задвигали своего кумира по мере сил в европейские чарты, а в 1970-м подключились и хиппари американские.
Но вот в 1971-м Марк Болан видимо решил что-то с собой поделать в финансовом плане и продвинуться дальше. Хотя, в общем, то, не он решал, в каком направлении двигаться, а его продюсер Тони Висконти, который еще в 1969-м подобрал никому не известного уличного курца дешевой травы с гитарой и начал продвигать его в граммофонной индустрии. В начале 1971-го Тони Висконти понял, что Марк достаточно повзрослел в творческом плане, пора раздувать пары под котлами и выводить своего подопечного на высокие эстрадные подмостки. Он нанял полноценную группу, потому что до этого все инструментарии записывались втроем – Болан на гитаре, Висконти на клавишных и оркестровках, и еще какой-нибудь затащенный в студию из подворотни бродяга на барабанах.
Группа поддержки в составе трех музыкантов - Микки Финна на конгах и бонгах, Стива Карри на бас-гитаре и Билла Ледженда на барабанах сделала все как надо, и помогла двум гениям записать настолько шикарный альбом, что он практически сразу стал явлением не только в Великобритании, но и во всем мире, включая США. В английских чартах альбом «Electric Warrior» сразу запрыгнул на 1-ю позицию и оставался на ней до самого конца года, мало того – он стал самым продаваемым альбомом 1971 года, да и в последующие годы трусил все мировые чарты.
В американских списках популярности альбом поднялся до 32-й позиции, и к 2000 году добрался до «золотого» статуса (500 тысяч проданных копий). Сингл с альбома «Get It On» в US Billboard Hot 100 занял 10 позицию, правда, под другим названием – «Bang a Gong (Get It On)», так как в тот момент сингл с таким же названием выпустила и американская джаз-рок группа Chase.
Мало того – пластинка сегодня считается классикой рока, и постоянно занимает хорошие места в самых авторитетных рейтингах типа «100 (500, 1000) альбомов, которые обязательно надо послушать, прежде чем умрёшь».
Ну, и так далее, и тому подобное. «Electric Warrior» - самый популярный альбом Марка Болана, хотя мне больше нравится «Tanx». Но и в «Электрическом воине» тоже немало шикарных песен. В принципе, они все шикарные, правда, какие-то больше, а какие-то меньше. Вот я как раз и подготовил список всех этих песен, при этом интересно, что практически все свои песни, за очень малым исключением, писал сам Марк Болан, что вообще-то в рок-музыке большая редкость, когда один музыкант создает весь материал, включая и массу хитов, исключительно своими силами.
Да, и еще забыл упомянуть – на саксофоне играет один из основателей таких супер-пупер-рок-групп как King Crimson и Foreigner Иэн Макдональд. В одной песне на клавишных сыграл Рик Уэйкман, но об этом – ниже.
Сторона 1:
1). Mambo Sun (3:38) «Мамбо Сан». Признанный шедевр.
2). Cosmic Dancer (4:26) «Космический танцор». Шедевр, но мне не очень гравится.
3). Jeepster (4:10) «Джипстер». Признанный шедевр.
4). Monolith (3:45) «Монолит». Шедевр.
5). Lean Woman Blues (3:01) «Блюз худой женщины». Типичный блюз, интересен только как номер Марка Болана.
Сторона 2:
6). Get It On (4:24) «Получи это». Самый главный шедевр, совершенный хит, и интересно, что на клавишных тут записался Рик Уэйкман, пока еще мало кому известный участник английской фолк-рок-группы The Strawbs.
7). Planet Queen (3:11) «Королева планеты». Возможно, шедевр, но я его как шедевр не догоняю.
8). Girl (2:29) «Девочка». Полный шедевр.
9). The Motivator (3:57) «Мотиватор». Признанный шедевр.
10). Life's a Gas (2:23) «Жизнь - это газ». Просто хорошая песня.
11). Rip Off (3:38) «Сдирать». Супер-шедевр.
Бонусы:
12). There Was a Time (1:00) «Было время». Этот номер вышел на сингле 2 июля 1971 года с песнями 6 и 13, но не во всех странах, а только в некоторых, таких, как Греция, Норвегия, Кения и некоторые другие. Песня так себе, скорее прелюдия к следующему номеру.
13). Raw Ramp (4:14) «Грубая рампа». Этот супер-шедевр вышел на том же сингле, что и композиции 6 и 12, а британских чартах занял 1-ю позицию.
14). Hot Love (4:53) «Горячая любовь». Этот прекраснейший рок-н-ролльный буги-вуги вышел только на сингле 19 февраля 1971 года вместе с песнями №№15 и 16. Сингл занял 1-ю позицию а британских чартах.
15). WoodlandRock (2:27) «Вудленд Рок». Еще один шикарный рок-н-ролл, вышел на сингле 19 февраля 1971 г. вместе с песнями 14 и 16.
16). King of the Mountain Cometh (3:50) «Царь горы идет». Не шедевр, но довольно интересная песня под Led Zeppelin.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Are You Experienced» Джими Хендрикса, 1967 г. – самый успешный дебютный альбом в истории рок-музыки
Диск Iron Maiden, записанный в 1970-м году, можно услышать сегодня и сравнить с оригиналом