Найти тему
Исторические напёрстки

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

Чтиво выходного дня, вновь вернёмся к маленькой, но очень гордой стране «идей чучхе», демонстрирующей в международной изоляции очень любопытные и (не побоюсь этого слова) выдающиеся результаты в строительстве собственной национальной безопасности. Говорить сегодня будем о достаточно рудиментарных Военно-Воздушных силах Народной Корейской Армии (КНА). Но встроенных в оборонительную концепцию настолько органично, не грех и нам … да-да, поучиться.

От собственного авиапрома замкнутого цикла КНДР может похвалиться лишь одним самолётом, учебно-тренировочным а-ля советский Як-18, талантливо переработанным и долгое время производимом для подготовки пилотов. Несколько сотен этих машин являются стратегическим резервом КНА, находятся в распоряжении Рабоче-крестьянского Красного Ополчения (РККО) , где в год тренировки проходят сотни добровольцев резерва ВВС. Японские источники сообщают, что ключевые предприятия северокорейского авиапрома (укрыты в провинции Пхёнан-Пукто у авиабазы Пангьён) имеют целые авиаполки из «ополченцев», готовых на корейских штурмовых «Яках» пойти в бой.

Если смотреть на численные показатели, ВВС КНА смотрятся внушительно, хотя техника давно и безнадёжно устарела. В основном бал правят китайские копии советской авиации: бомбардировщики, торпедоносцы, истребители и перехватчики. Чего тут только нет: антикварные МиГ-15бис, реплики Ил-28, МиГ-17Ф, МиГ-19, МиГ-21 и МиГ-23 в нескольких модификациях, штурмовики Су-25К и переделки в ударную версию МиГ-19, истребители-бомбардировщики Су-7Б. Каждый тип техники исчисляется сотнями, реже – десятками. Очень много тренировочных машин, чрезмерно много, но об этом казусе подумаем ниже.

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

Разговоры, что самолёты стоят линеечкой на аэродромах в полуразрушенном состоянии – ложь и провокация, северокорейский авиапром существует только для одной цели, он обеспечивает запчастями имеющийся парк. Особенно это касается «личной воздушной армии Великого Вождя», сформированной на базе самых ценных машин, с которыми обращаются с наибольшим пиететом: МиГ-21бис, МиГ-23, МиГ-29 и Су-25. С арьергардом на раритетных МиГ-15бис, переделанных в «камикадзе» и пилотируемых девушками. С пугающим лозунгом на бортах «отдавать Родине всё, быть пулей и бомбой».

валькирии Ким Чен Ына (иллюстрации из открытых источников)
валькирии Ким Чен Ына (иллюстрации из открытых источников)

Архаичность ВВС КНА обманчива, если говорить об оборонительных воздушных операциях, а не стратегических наступательных. Пусть носители технически и морально устарели, но ракетное вооружение для них подбирается вполне себе конкурентоспособное. Туман военной тайны здесь стоит непроницаемый, но знающие люди говорят об избыточном количестве типов советских «воздух-воздух» с инфракрасным наведением, китайских копиях наших Р-3, американских AIM-9 «Sidewinder», французских «Magic R.550». Все типы этого вооружения из 70-х годов прошлого века освоено оборонкой КНДР, выпускается замкнутым циклом и постоянно модернизируется.

Как и производство неуправляемых ракет семи калибров (от 57 мм – до 340 мм) и корректируемых планирующих авиабомб (до трёх тонн), а последняя информация, очень напрягающая южнокорейцев и японцев говорит: северокорейские Ил-28 получили высокоточное вооружение в виде противокорабельных ракет «Кымсон-3» (полный аналог наших современных Х-35). А стареньких управляемых изделий «воздух–земля» советского ракетостроения типа X-25 и X-29 – в стране «чучхе» полным полно, на учениях их расстреливают десятками штук. По всей видимости, китайские товарищи очень выгодно пристроили свои арсеналы.

Попутно вооружив морскую авиацию КНА своими реактивными авиационными торпедами Yu-2, глубокими модернизациями советской РАТ-52М из начала 50-х годов. Насколько они эффективны против современных флотов – сказать трудно, но Китай с вооружения эти изделия не снимает, а только расширяет линейку самолётов, способные нести гениальные изобретения советского НИИ-2 конструктора Диллона. По информации нервных японцев, многие борта гражданской авиакомпании КНДР под названием «Эйр Корё» в течении месяца могут быть переоборудованы под носители Yu-2, формируя отдельный авиаполк специального назначения. Сомнительно, но пусть будет так.

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

Особая путаница (и страх супостата) царит в вопросах численности вертолётного парка ВВС КНА, тут столько конспирологии, что не знаешь чему верить. Например, японские рыбаки разглядели в 2010-м у побережья КНДР армаду из почти пятидесяти … транспортно-боевых «Крокодилов» Ми-24Д, как потом определили по зарисовкам со слов военные. С раздельными кабинами, носовой пулеметной установкой УСПУ-24, всё честь по чести. Но поскольку ни на парадах, ни на авиабазах они не фиксировались, то американцы от данной информации отмахнулись. Может быть, а может и иначе.

Ми-24Д (иллюстрация из открытых источников)
Ми-24Д (иллюстрация из открытых источников)

Вообще, ВВС КНА любят козырнуть своими вертолётами, предметом особой гордости являются машины собственной сборки «Хьёксин-2» (копии советско-польского Ми-2), полученные контрабандным путём многоцелевые юркие «яйца» Хьюз-500D/500E. Так же есть в штучном количестве транспортные Ми-26, средние многоцелевые Ми-8 и Ми-17, и два авиаполка на китайских Z-5 «Сянфэн» (копии Ми-4А). Запчасти изготавливаются самостоятельно, как и вся линейка вооружений.

Z-5 «Сянфэн» (иллюстрация из открытых источников)
Z-5 «Сянфэн» (иллюстрация из открытых источников)

Например, американские юркие «Хьюзы», доморощенные «Хьёксины» и китайские «Сянфэны» являются противотанковым «летающим корпусом», оснащены северокорейскими репликами наших противотанковых комплексов с управляемыми ракетами (ПТУР «Малютка» и «Фагот»). Большой военной тайной являются амфибийные противолодочные вертолеты берегового базирования Ми-14ПЛЭ и приобретённые у кубинцев экспортные версии корабельного советского вертолета Ка-27.

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

Пару раз их демонстрировали на парадах, какие оперативные задачи возложены на эти три десятка машин, к каким группировкам они приписаны – неизвестно. Как и места базирования. Не исключено, это стратегический резерв ВВС наряду с тремя десятками МиГ-29 двух модификаций, которые СССР в мае 1989-го неожиданно поставил в КНДР с лицензионным разрешением на производство. История получилась смешная, поскольку в обмен на такой щедрый дар КНДР завалил московские магазины южнокорейскими и японскими (контрабандными, само собой) телевизорами, «видаками» и магнитофонами.

МиГ-29 (иллюстрация из открытых источников)
МиГ-29 (иллюстрация из открытых источников)

Коль о контрабанде зашла речь, но самые прожжённые персы и евреи плачут, если речь заходит о пронырах страны «идей чучхе». Нужны лицензионные французские многоцелевые вертолёты румынской сборки – нет проблем, три десятка штук убыли через Африку, да ещё с запасными двигателями от «Роллс-Ройса». Американские не то «капли», не то «летающие яйца» линейки «Хьюз»? Нет проблем, создаётся в Германии подставная экспортная фирма, закупает в Южной Корее лицензионные комплектующие и с особым цинизмом доставляет их … в США, где патриотичные Майклы и Джоны для «диктаторского режима» собирают вроде гражданские вертолёты, после появления в КНДР становящиеся летающими противотанковыми кошмарами Южной Кореи.

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

Нужны боевые самолёты? Тоже не вопрос, через чешского посредника закупаются истребители МиГ-21бис в Казахстане якобы на запчасти, часть успевает попасть в КНДР, часть становится грандиозным скандалом в 1998-ом, когда Астана едва не угодила под американские санкции, публично покаявшись в преступлении. Чтобы через год быть вновь пойманной уже в Азербайджане, где на борту транспортника Ан-124 «Руслан» бакинские таможенники находят шесть МиГ-21бис с полным комплектом запчастей. Как потом казахи признались, именно «Русланами» они переправили Пхеньяну … четыре десятка новёхоньких истребителей с консервации.

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

А в личном подчинении северокорейских лидеров находятся неизбывная боль янки – трофейные тактические истребители F-5A «Фридом Файтер», F-5E «Тайгер» и F-4 «Фантом», легкие штурмовики A-37 «Дрэгонфлай». Они сведены в секретное авиакрыло, а получены КНДР из стран Ближнего Востока, Вьетнама и Ирана. Бодро летают по сей день, кстати, что говорит о наличии запчастей. Другой загадкой для Пентагона являются американские беспилотные самолеты-мишени MQM-107D «Стрикер», северокорейцами они переоборудованы в ракеты класса «земля-земля», запускаются с грузовиков ЗиЛ-130 или стационарных платформ. Судя по количеству расстреливаемых на учениях «Стрикеров», их производство освоено.

ракетный MQM-107D «Стрикер»
ракетный MQM-107D «Стрикер»

А о количестве поршневых самолётов, «кукурузников» Ан-2 и легких многоцелевых американских Cessna 172 «Skyhawk» можно только гадать, они массово производятся в КНДР, откуда берутся некоторые уникальные комплектующие для «Скайкхоуков» – тайна великая есть. Может, сами освоили штамповку, может китайские товарищи помогают.

Cessna 172 «Skyhawk»
Cessna 172 «Skyhawk»

Но факт остаётся фактом, эти незаметные для большинства систем ПВО Южной Кореи машинки, равно как и переделанные в лёгкие штурмовики/бомбардировщики учебно-тренировочные Як-18 – являются отличными ночными охотниками за наземными целями, несут по две 100-кг авиабомбы или блоки неуправляемых 57-мм ракет.

Як-18 (иллюстрация из открытых источников)
Як-18 (иллюстрация из открытых источников)

Оснащены радиолокационными станциями «привязки к рельефу местности», весьма современными средствами навигации и связи, а недавно появилась информация о создании эскадрилий-охотников за БпЛА, чем они вооружены – неизвестно (дробовиками особой конструкции, бают), но наводятся на цели переоборудованными в летающие радары пассажирскими Ан-24.

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

И сетью аэростатов с размещёнными там РЛС самолётного типа. Это к вопросу защиты наших границ от БпЛА и средств малой авиации. Как трудолюбием, минимумом усилий и смекалкой можно решать проблемы, с трудом одолеваемые даже технологически развитыми державами. Так что меткое высказывание «голь выдумку хитра» и цитата одного китайского генерала «у северных корейцев даже курицы летают» – другим наука.

Выводы накоротке будут: военный авиапром КНДР с самого начала 70-ых годов являлся единственным в мире, где занимались созданием «лёгких штурмовиков». Дешёвых и практичных машин с огромным ресурсом двигателей на керосине, не зависящих от сложной аэродромной инфраструктуры, бетонных взлётно-посадочных полос. Способных и отбомбиться, и ракеты запустить, и вести охоту бортовыми пулемётами/авиационными пушками. Даже новая Россия себе зубы обломала на этом вопросе, создав проект Як-58, чтобы потом сконцентрироваться на ударных вертолётах. Но Пхеньян тему не забросил.

прототип лёгкого штурмовика Як-58
прототип лёгкого штурмовика Як-58

До сих пор летают (с учебно-историческими целями реконструкции сражений Корейской войны) первые произведения «авиапрома чучхе»: похожие на наши Ил-10 двухместные штурмовики, собранные в КНДР на излёте 70-х годов прошлого века. Не бог весть что вышло, тем более на технологиях производства Як-18, но платформой сегодня неожиданно заинтересовались китайцы. Только не в формате штурмовика, а патрульного истребителя. Какие цели он должен атаковать – гадать не нужно, именно беспилотники.

Захваченный Ил-10 КНДР в Корейской Войне
Захваченный Ил-10 КНДР в Корейской Войне

Прошу извинить, запамятовал имя Читателя, намедни попросившего рассмотреть идею поршневых самолётов, как средства борьбы с БпЛА. Она витает в воздухе уже, к ней придут многие в самом скором времени. На такие патрульные истребители и легкие штурмовики можно ставить множество современных и небольших ракет близкого радиуса действия, монтировать встроенные или подвесные РЛС, не особо заморачиваться с продолжительностью полёта путём подвеса дополнительных баков.

Воевать с авиацией противника этим охотникам не нужно, поэтому именно поршневые самолёты хоть гражданской авиации, хоть сельхозназначения вполне уместны будут в контурах ПВО. Получать целеуказания с РЛС наземного и воздушного базирования, до-наводиться собственными средствами обнаружения в указанном районе и уничтожать самые малозаметные и тихоходные БпЛА, что не под силу реактивным стремительным машинам, не способным «свалиться на крыло» в погоне за малоразмерными целями.

Вот почему в последние годы КНДР странным образом ударилась в малую авиацию, штампует и добывает везде учебные, связные и штабные самолеты с поршневыми двигателями советских серий Як-18/12 и Ан-2/14, их китайские реплики, последние модификации военного назначения (анти-повстанческие) «Cessna AC-208 Combat Caravan» на Ближнем Востоке. Рискну предположить, именно Пхеньян предложит самую бюджетную и оригинальную конструкцию истребителя беспилотников и очень бы хотелось надеяться, что боевые испытания проведёт в наших богоспасаемых широтах. Целей тут с избытком.

-17