Фильм "Мама" (1976) - замечательная музыкальная сказка, едва не закончившаяся трагедией для козлят и Людмилы Гурченко. Персонажи спаслись согласно сценарию, с актрисой всё вышло куда сложнее.
Советский кинематограф нередко принято считать замкнутым, почти закрытым от остального мира культурным явлением. Отчасти это справедливо - принципиальные разногласия с тем же "демократическим" Западом диктовали необходимость дистанции.
Однако говорить о полной изоляции советского кино от своих западных коллег несправедливо. Отдельные совместные проекты вроде исторической драмы Михаила Калатозова "Красная палатка" (СССР - Италия, 1969) всё-таки создавались. И одним из наиболее удачных примеров такой международной кооперации является музыкальная сказка "Мама" (СССР, Румыния, Франция, 1976).
Русские "крутые", они и с одного дубля сыграют…
Оформленная в жанре мюзикла оригинальная версия сказочного сюжета о волке и козлятах была создана совместными усилиями кинематографистов трёх стран, причём актёры были задействованы почти исключительно из "соцлагеря". Главные роли, козы тёти Маши и волка Серого, виртуозно исполнили Людмила Гурченко и Михаил Боярский.
Фильм, в котором вместо классических семерых козлят почему осталось пятеро, снимался сразу на трёх языках. На английском языке (для французской прокатной версии) снимали по несколько дублей. На румынском (родной язык режиссёра Элизабеты Бостан) - по две-три версии каждого кадра. А вот на языке подавляющего большинства актёрского состава, то есть на русском, за неимением времени снимали чаще всего по одному дублю.
Впрочем, на высоком качестве конечного кинопродукта это не сказалось - благодаря отличным песням и виртуозному мастерству Гурченко и Боярского (лучшие "специалисты" по музыкальным фильмам в советском кино) фильм до сих пор смотрится как яркое увлекательное зрелище.
Музыкальная сказка, едва не обернувшаяся драмой
А вот у Людмилы Гурченко воспоминания об этом проекте получились трагические. Хотя главная роль в этой успешной картине, ориентированной на широкую аудиторию, отчасти и поспособствовала возрождению популярности актрисы, более 10 лет находившейся в профессиональном "полузабвении". Однако на съёмках кульминационной сцены именно в фильме "Мама" актриса чуть было не распрощалась со своей карьерой.
Производственная и личная драма разразилась при создании эпизода на ледяном катке. В одном из дублей Гурченко серьёзно травмировала ногу. По одной из версий, упала сама, по другой - на неё неудачно упал клоун Олег Попов, исполнявший в фильме роль Медведя. Вот как вспоминала об этом сама Людмила Марковна:
В фильме "Мама" я здорово упала на катке - ногу собирали по кусочкам. 19 осколков. Одна нога с тех пор почти на полтора сантиметра короче другой. Но или так, или без ноги - ниже колена её бы отрезали. Я звонила из больницы Зиновию Гердту и спрашивала, можно ли после операции устроиться к нему в театр кукол.