Два дня могут показаться неделей, если насыщенны разными событиями. Так растянулось и мое время, проведенное вдали от стен дома. Атмосфера тепла, неоправданные надежды и неожиданный подарок — небольшой тур по Иваново и Ярославлю подарил самые противоречивые, но яркие впечатления.
Часть 1: не все ожидания оправдываются
Окраина города, автобусная стоянка. Устройство центрального автовокзала впечатляет. Первый этаж – зона ожидания и кассы, шестой – полноценная парковка, попасть на которую можно лишь воспользовавшись лифтом. Осталось минут 20 до отправления. Постепенно к другим полосам подъезжают автобусы. С виду довольно приличные, массивные и опрятные. Наш же последним приблизился к толпе пассажиров. Еще глядя на него издалека, понимала, что это далеко не лучший вариант для путешествий. И всегда ожидаешь, что худшее из худшего достанется не тебе. В этот раз не повезло.
Что может быть лучше, чем смотреть в большое окно транспортного средства, наблюдать за меняющимися пейзажами, слушать музыку и просто думать о чем-то своем, понимая, что через несколько часов тебя ожидает еще незнакомый город, а вечером состоится то, ради чего ты и едешь в такую даль. Показываешь билет, поднимаешься по ступенькам, ищешь свое место по номеру в билете, но перед этим номера мест (ведь в автобусах они могут быть расположены где угодно), садишься к окну и… Мутные стекла затмили не то, что дорогу, но почти что и солнце. А пыль, кажется, постоянный спутник и вечный пассажир этой грязной «барахолки». Вопрос женщины о такой запущенности транспортного средства не остался без ответа. «Ой, да там разводы между двумя стеклами, тут ничего не поделаешь, только окна менять», — пожаловался водитель.
Впереди пять часов дороги в душном и непривлекательном автобусе, попытки не задохнуться на солнцепеке. Небольшое ДТП на дороге в Подмосковье увеличило пытку минимум на час. Причин для невозможности наблюдения за сменяющими друг друга пейзажами теперь две: замыленные окна и отсутствие этих самых изменений.
Нет, красивые пейзажи впоследствии были временами. А потом мы заезжали в населенные пункты. На поезде ты видишь только лучшую часть города: вокзалы, которые, как правило, всегда выглядят цивилизованно, здания и дома вдоль рельс (они по мере удаления от центра города может и становятся чуть хуже, но не портят общего впечатления). Автобусы же ходят дальше от вокзалов, проезжают населенные пункты, где этих вокзалов может и не быть. В принципе, как и остального: окон у зданий, например.
Полуразрушенный дом вдоль трассы. Внутри прекрасно прижились кусты и заросли, а окна можно заменить и фальшфасадами (полотна с напечатанным изображением элементов фасада). Да и в целом, кому в этой разрухе нужны окна? А вообще довольно забавно наблюдать, как по мере удаления из Москвы количество полуразрушенных зданий и мусора растет в геометрической прогрессии.
Часть 2: Иваново: конструктивизм, сыр и пробки
Долгожданный приезд и после одного автобуса я иду в другой… Очень хотелось пройти по незнакомому городу пешком, но времени не так много.
Живя в мегаполисе, иногда забываешь, что в регионах транспортная система другая. Иваново, конечно, не исключение. Никаких валидаторов в общественном транспорте. Лишь уставшая женщина, туда-сюда слоняющаяся по автобусу с просьбой передать за проезд. В какой-то момент, когда количество пассажиров уже значительно превышает количество сидячих мест, путь от одного входа до другого становится подобен джунглям. Хотя там, наверное, и то проще. Бедная женщина-контролёр уже не знает, как пробраться через толпу пассажиров, но все равно идет к своей цели по головам, и по ногам, и, может по чужим сумкам, тут как повезет.
Бесконечные пробки. Как будто снова в Подмосковье. Только там дороги ровнее. Подпрыгнули, притормозили, подпрыгнули, встали – путь от вокзала до центра словно аттракцион – 30 минут отчаянных попыток удержаться за поручни, не упав на стоящих рядом людей. И все это всего за 30 рублей.
Возможно, середина мая, когда после зимних холодов и майских праздников начинается починка и реконструкция всего и вся, не самое удачное время для путешествий. Половина улицы огорожена лентой, а другая, судя по внешнему виду, – очень в этой ленте нуждается. Зато много деревьев. И запах цветущей черемухи теплым вечером на тихих и далёких от центра улочках, ведущих к вокзалу.
Наверное, чтобы увидеть всю красоту культурного города, нужно больше времени, а не те несколько часов, которые я там провела. Маршруты, посвященные архитектуре авангарда, шедеврам конструктивизма, множество музеев, в том числе и не совсем обычных. Если с музеем невесты все понятно, то лично для меня музей сыра стал открытием. Оказывается, область претендует на звание сырной столицы.
Концепция музея довольна интересная. Навевает воспоминания о парах по методике обучения и воспитания в культурологии. У нас было задание придумать музей одного предмета. Вилки, стулья, сумки – все превратилось в экспонаты. Только там они выдуманные. А тут идея, воплощенная в реальность: история сыроделия, дегустация, мастер-классы и возможность узнать, какой сыр и к чему лучше подходит.
При запросе в поисковике «Иваново» первое и почти единственное, что высвечивается в картинках – набережная реки Уводь. Яркие здания, чистый водоем. Своеобразный «Невский проспект» в несколько сотен километрах от Санкт-Петербурга. Только в реальности все немного по-другому. Вид открывается на грязную, маленькую речку и парковку. По набережной людей ходит много, а вот сидят на лавочке, любуясь видом, только самые отважные и, видимо, ко всему привыкшие.
С другой стороны набережной обзор получше. Пробираясь среди машин, а после шагая вдоль длинного забора, видишь колесо обозрения, светящееся в темное время суток, и тот самый обустроенный сквер. Либо гуляешь в комфорте с непривлекательном видом, либо любуешься этим комфортом с другой стороны. Почти что граница с Китаем в Благовещенске. Только Уводь по сравнению с Амуром – лишь глубокая лужа, да и колесо обозрения все же не сравнится с китайскими высотками.
В итоге лучшее в поездке – вокзал. И не только потому, что оттуда можно было уехать. Здание – яркий памятник архитектуры конструктивизма. Вечером оно особенно завораживает и притягивает взгляд. Белый свет, круглые окна, в том числе и на ярко-желтых дверях. Визитная карточка города. А я, кажется, уже упоминала, что почти всегда вокзалы – сердце любого населенного пункта и эталон красоты. Встречают по одёжке, как говорится. Уверена, Иваново – красивый город, в подходящее время, в подходящих местах. А пока что такие впечатления от этих нескольких проведенных в городе часов.
Пусть и недолгое, но тяжелое путешествие имело свою цель. Удивительным образом может повернуться жизнь, когда случайно чем-то сильно увлечешься. Вот однажды и я, увидев юмористическое шоу по телевизору, теперь езжу разные города смотреть на артистов вживую. Это не только настроение, но возможность вновь увидеться с такими же людьми. Они путешествуют по стране за любимыми артистами, знакомятся, общаются, вместе покупают билеты в одно купе, изучают новые места.
И вот вы стоите рядом с фонтаном у Ивановского драматического театра, ожидая начало концерта. Вокруг много людей, но в толпе видно знакомые лица. С кем-то уже ходили на съемки телевизионного проекта, с кем-то вместе ездили на концерты в Подмосковье, обсуждая недавнее выступление артистов.
Спустя тридцать минут заходим в зал, где ближайшие два часа будем следить за полетом фантазии четырех уже полюбившихся артистов, вместе смеяться и думать о том, что это не конец. А завтра мы вновь увидимся на концерте, но в другом зале и даже другом городе. Сколько бы не потратили времени и сил, мы все равно понимаем, что все это не зря.
Часть 3: И Питер, и Москва, и храмы
Спокойная ночь в купе, несколько часов в Москве, и вот уже снова на Ярославском вокзале ожидаю поезд в следующий город. В этот раз удобств больше – все же сидеть в поезде, имея возможность встать, лучше, чем в душном и грязном автобусе.
За окнами проносятся реки, леса и холмы. На улице жарко, уже который день печет солнце, ни на минуту не оставляя мир без света. Немногочисленные облака не помеха столь ярким и теплым лучам. А в вагоне прохладно. Видеть приятную погоду, освещенные деревья и отражение небесного светила в воде, не чувствуя при этом на себе силы палящего солнца, — то, что может сделать тебя чуточку счастливее.
Но поезд не едет вечно, спустя несколько часов он наконец-то остановился в Ярославле. Здесь я уже не первый раз, но все также ненадолго. Через несколько часов я вновь сяду в поезд и проведу увлекательные четыре часа ночью в сидячем положении.
А пока что небольшая прогулка вдоль реки рядом с концертно-зрелищном центром «Миллениум». Вновь вижу знакомые лица. Как же много людей выбрались из Москвы, чтобы снова посмотреть на выступления в городах золотого кольца. Только вчера мы встретились в Иваново, как теперь видимся тут. В этом есть какая-то своя магия, ощущение единства. Сейчас мы все вместе зайдем в зал, все вместе два часа будем смеяться над шутками и смотреть на импровизацию, а потом все вместе вернемся на поезде обратно в Москву. Музыкальная отбивка, выход артистов, аплодисменты. Скоро это закончится, а пока что можно отпустить реальность, забыть о мире вне концертного зала и насладиться этой недолгой беззаботностью и счастьем.
Вечерний Ярославль сначала показался спокойным. Парк, окруженный водой. Место, где река Которосль впадает в Волгу. Сверху видна стрелка, образованная этим пересечением. Вода окружила большой парк, устеленный зеленым полотном. Суша будто врезалась в нерушимую пелену речной глади. А фонтаны словно та целеустремленная часть водного организма, что, разрывая толстый земли, пробивается наружу. Рядом уличный музыкант, чья мелодия, пронизывая весь парк, в конце концов разбивалась о тишь и непроглядность мглы, нависающей над едва заметными волнами. И только купола Успенского собора гордо возвышались над городом.
Дорога, устеленная храмами, в конце концов привела меня к площади, которая чем-то напоминала Дворцовую. Слова случайного прохожего о том, что Ярославль – «религиозный ребенок Санкт-Петербурга», все чаще находят доказательства. В центре — длинное невысокое здание, украшенное множеством колонн и широкая улица, где почти не было людей (здесь с Дворцовой площадью, конечно, промах). Еще один храм напротив этого кусочка Питера позволяет понять, что ты находишься в другом месте.
А потом тишина закончилась. Слишком резко Ярославль из тихой безлюдной площади превратился в объятую криком и молодежью Москву. По крайней мере именно это пришлось на ум, когда я оказалась на узкой улице, пешеходной зоны, где в 11 вечера до сих пор гремела жизнь. Бары, кафе, пожилая женщина, играющая на баяне, пьяные мужчины, пытающиеся выяснить отношения, пары и подростки. Все слои населения собрал этот местный Арбат.
Уворачиваясь от толпы людей, улавливая слова песен, которые накладывались друг на друга и смешивались с громкими разговорами, я добралась до границы, которой заканчивался многолюдный муравейник. Забавно, что этой границы стала арка Знаменской церкви. Она содержала последнюю крупицу прежнего контрастного праздника в лице группы подростков, поющих «Куклу колдуна» под гитару.
Мысли о разряжающемся телефоне, долгой дороге до вокзала и недосып немного сказались на настроении. Это не была грусть, лишь небольшая усталость. Но и она спустя время сменилась на легкую улыбку и благодарность. Центр города, оживленные, не слишком широкие улицы, а с каждый стороны множество кафе и магазинчиков. Теплый свет фонарей и яркие вывески заведений. Так сильно все напоминает Москву.
Впереди идут три парня, не успела их рассмотреть, а потому не могу точно определить возраст. Может это еще подростки, а потому, основываясь на опыте своих школьных лет, попробую их обогнать. Но, поравнявшись с ними, слышу оклик. Один из парней протягивает руку с тюльпаном. У меня, как у человека недоверчивого, в эти пару секунд промелькнуло множество мыслей, вариантов развития событий. Это шутка? Он сейчас одернет руку? Сквозь пелену затмившей неуверенности все же беру цветок. «Это вам», — произносит улыбчивый парень, пока другой из них очень аккуратно интересуется причиной моей грусти. «Ничего не случилось, просто устала», — «Не грустите и хорошего вечера». Поблагодарив за внимание, ускоряю шаг, чтобы все же оторваться от небольшой компании.
Несколько раз задумывалась, откуда у них тюльпан и какое было изначальное его предназначение. Наверное, это все не имеет смысла. Этот небольшой презент смог поднять мне настроение. Но дело даже не в цветке. Заботливый вопрос от незнакомого человека о причине грусти – деталь, что способна немного осчастливить уставшего прохожего. Маленький красный цветочек станет для меня приятным добрым воспоминанием о городе.
Я провезла его в сумке до Москвы. Было жалко выкидывать то, что приобрел совершенно случайным образом. Я ведь могла не идти по той дороге, навигатор показывал совсем другой маршрут.
Время шло, дорога, ведущая к вокзалу, постепенно становилась все грустнее. Оживленные улицы и запоминающиеся здания сменялись серыми многоэтажками и полупустыми тротуарами, где лишь изредка проезжал такой же одинокий человек на самокате. Больше нет кафе и магазинчиков, только пару продуктовых время от времени бросаются в глаза. В этой неприглядной серости красное пятнышко в руках выглядит еще более ярким и обнадеживающим. Хотелось бы сказать о тишине, но и ее не было. Звуки дорожного движения мешали насладиться спокойствием дальней части города, который обычно жил такой шумной и динамичной жизнью без всяких автомобильных дорог. Лишь здесь можно было почувствовать, что уже почти полночь, побыть вне громкой толпы. Но при этом забывать о тихой благодати всякий раз, когда очередной шум мотора разрезал эти широкие и темные улицы.
Два дня – два города, долгие часы дороги и быстрое течение времени в неизведанных местах, теплые воспоминания и желание вновь вернуться, уделив больше внимания тому, что незаслуженно было упущено. Впереди несколько часов в поезде, прибытие в 5 утра и возвращение в привычный монотонный образ жизни. Лишь почти увядший тюльпан в сумке и билет из автобуса в Иваново напомнят о том, что произошедшее в последние 2 дня было не сном.