Найти тему

Теряющие популярность премии

Оглавление

В музыке, кино, литературе одним из показателей успешности и качества долгое время служили награды и премии. И хотя премии вручаются и поныне, но они постепенно теряют популярность, а в некоторых случаях даже и уважение аудитории. Почему это происходит и что с этим делать - поразмышляю я в моей сегодняшней статье.

Музыка

Про такие музыкальные премии (награды), как «Грэмми» (США), «Brit Awards» (Великобритания), «Золотой граммофон» (Россия) слышали многие. Конечно, нельзя сказать, что они полностью потеряли популярность, стали незначимыми, но сейчас они уже не то, что раньше, и вот по каким причинам.

В «Грэмми» существенно увеличилось количество номинаций: если на заре данной премии их было менее 30-и, то постепенно дошло до 100! С одной стороны, это вроде бы обоснованно: стало больше музыкантов, музыкальных жанров, с другой стороны - всех достойных всё-же не наградить, а вот церемония стала слишком затянутой, да и ценность премии несколько уменьшилась!

Особенно заметна разница по хит-парадам: если еще 15-20 лет назад альбом, завоевавший «Грэмми», существенно взлетал вверх в главном альбомном хит-параде США Billboard 200, то сейчас зачастую изменения его позиций минимальны. Возможно, они минимальны еще и потому, что «Грэмми» в главных номинациях чаще всего завоёвывают те, кто и так на высоких местах в хит-парадах, причём долгое время, и еще выше им некуда.

Что касается наших премий, то здесь нередко имеет место непрозрачность в номинировании и (или) определении победителей. В «Золотом граммофоне» она проявляется очень ярко: кто там попадает в эфир, а затем в число номинантов и победителей? С одной стороны, среди победителей в нём были реально талантливые или, как минимум, небезынтересные исполнители, например, группа «Любэ», Григорий Лепс, Ёлка, с другой стороны - есть и такие победители, как ЮрКисс, Джиган, Ханна, Артур Пирожков, которых очень сложно назвать крутыми исполнителями, а их песни - хитовыми (если только вы не их фанат).

Или вот музыкальная премия - «ЖАРА Music Awards». Ну, о чём можно говорить, когда среди победителей Ольга Бузова? Это просто смешно и напрочь убивает возможность серьёзного отношения к этой премии!

Литература

Многие известные и авторитетные премии существуют уже длительное время! Например, одна из них - Премия «Небьюла» за лучший роман (ежегодно вручаемая американской ассоциацией писателей - фантастов с 1966г.). Её обладателями были такие авторы, как Фрэнк Герберт (за роман «Дюна»), Дэниэл Киз («Цветы для Элджернона»), Урсула Ле Гуин («Левая рука Тьмы», «Обделённые», «Техану. Последнее из сказаний о Земноморье», «Прозрение»), Айзек Азимов («Сами Боги»), Лоис Макмастер Буджолд («В свободном падении», «Паладин душ») и др. Даже те люди, кто не особенно интересуются фантастикой, скорее всего, слышали эти имена.

К сожалению, в последние годы эта премия вручается за романы, которые, по крайней мере на данный момент, даже близко не сравнимы с вышеуказанными. Мало того, «Небьюлу» почему-то стали вручать почти только авторам-женщинам (8 из 10-и последних награждений), которые по уровню далеко не Урсула Ле Гуин или Лоис Макмастер Буджолд, но зато придерживаются, как принято говорить, актуальной и модной «повестки»!

Если проанализировать некоторые другие литературные премии, то и там, нередко, можно увидеть примерно то же самое: снижение уровня награждаемых при том, что победители писали на темы и с героями, персонажами, скажем так, не вечными, а именно модными!

Кино

Когда главным победителем на «Оскаре» в последний раз становился фильм и крутой, и тот, который можно назвать вечной историей, понятной всем и каждому? Возможно, это было в 1998 году, когда 11 премий, включая награду за лучший фильм года, завоевал «Титаник», или же в 2004 году, когда триумфатором церемонии стал «Властелин колец: Возвращение короля» (здесь понятно, что среди героев - эльфы, гномы и т.п., но это не какие-то особенные люди, модная повестка и т.п.).

К сожалению, дальше было и не так ярко и, опять-таки, со всякой модной повесткой, политикой и т.п.! То, какие победители на «Оскаре» в последние годы, зачастую не очень нравится не только российским зрителям, но и далеко не все местные, американские, одобряют такой выбор киноакадемии!

Что касается российских кинопремий, таких как, например, «Ника» или «Золотой орёл», то их проблемы в том, что их победители или очень далеки от широкой зрительской аудитории (возможно, только сами голосующие понимают, в чём крутизна фильма - победителя) или же в том, что чувствуется, что премия ангажирована. Как сказал Владимир Меньшов про «Золотого орла»: «Неплохо было бы ввести ту самую открытость и прозрачность, которую нам обещали при учреждении этой премии». И это только одно из множества мнений.

Таким образом, своими, мягко говоря, спорными решениями, неидеальными действиями организаторы премий способствуют тому, что их премии постепенно теряют аудиторию (рейтинги трансляций всё ниже), её уважение, а новые премии могут вообще не приобрести свою аудиторию (даже несмотря на освещение в прессе).

Что делать аудитории?

Некоторые люди ранее ориентировались на графу «премии» (номинации на премии) в карточке фильма, книги, в информации о писателе, музыканте. Стоит ли продолжать делать это в сложившейся ситуации, а если нет, то как тогда оценивать произведения, искать крутые, подходящие именно вам?

Вариантов два: больше ориентироваться на себя, собственное мнение и (или) использовать рекомендации друзей или тех людей, кому вы доверяете.

В первом случае вы используете собственные знания, информацию, предыдущий опыт. Так, если вы всё еще доверяете какой-то определённой премии, то, по-прежнему, можно на неё ориентироваться! Если кому-то нравились предыдущие работы какого-то режиссёра или автора, то, наверное, не так важно - была ли отмечена самая свежая из них премиями, или же критики от неё камня на камне не оставили - это любимый (ну, или один из) автор, режиссёр, а значит, при возможности, вполне можно ознакомиться с его новым творением.

Но это не всегда возможно! Так, если прослушать песню или даже целый альбом музыкального исполнителя можно достаточно быстро (несколько минут, полчаса, час), то, например, на прочтение толстой книги требуется немало времени, но сначала ещё требуется её найти.. Вот стоит ли искать? В этом случае, для принятия решения можно воспользоваться рекомендациями или друзей, или людей, которым вы доверяете.

Сервис «рекомендации друзей» или же «оценки друзей, единомышленников» реализован на многих сайтах. Например, пользователь сайта оценивает существенное количество книг или фильмов (т.е., всё-таки, не 10-20, а намного больше). Искусственный интеллект анализирует оценки этого пользователя и сравнивает их с оценками других пользователей данного ресурса и выявляет тех, чьи оценки схожи с ним - это и есть его местные «друзья» или «похожие пользователи». Так как их оценки были похожи по предыдущим книгам, фильмам, то велика вероятность, что и по последующим они могут совпасть.

Вариант этот, конечно, не совершенный, но возможный, а иногда - очень даже эффективный! Мнение единомышленника может быть ценнее, чем куча наград и премий в карточке фильма или книги!

Ну, а организаторам премий и церемоний награждений стоит лучше подумать над качеством того, что на них представлено и над хоть какой-то объективностью результатов, а не следовать политическим веяниям, модной «повестке», а также - не проталкивать в победители своих друзей, знакомых, родственников, и тогда ныне известные и пока еще более-менее значимые премии и спустя какое-то время еще будут иметь и смысл, и популярность!