Найти тему
Жить интересно!

Россию спас Барклай-де-Толли

Оглавление

«А ты, непризнанный, забытый виновник торжества, почил — и в смертный час с презреньем, может быть, воспоминал о нас»

А. С. Пушкин

Так, Великий поэт писал о человеке, который скончался 26 мая 1818 года в Восточной Пруссии и который недополучил настоящей славы до сих пор.

Главный девиз рода Барклая-де-Толли - "Верность и терпение" - был всецело девизом всей жизни Михаила Богдановича. Нам, как и вероятно многим его современникам, Барклай-де-Толли запомнился лишь первой, неудачной половиной войны 1812 года, как человек, отдавший земли до Москвы.

-2

Обычно народ всегда помнит своих героев и не раз забытые государством исторические личности сидят в памяти людей, но, к сожалению, имя Барклая-де-Толли не ассоциируется у нас со словами "Победа" и "Отечественная война 1812 года" и зря. Тогда как государство наоборот позаботилось об увековечивании имени великого полководца. 25 декабря 1837 года было установлена два памятника в Санкт-Петербурге - Кутузову и Барклаю-де-Толли, и стоят эти памятники наравне, как бы намекая на общий вклад в великую победу. Также и на памятнике тысячелетия 1862 года в Новгороде эти два полководца стоят рядом.

-3

Уроки истории

Все мы, как правило, привыкли свои знания нести от самой школы и только вы, уважаемые читатели Дзена, интересуетесь нашей историей дополнительно. Так вот со школы нас учат противопоставлять двух Михаилов - Илларионовича и Богдановича. При этом Барклай - обычный болтун, оставивший Россию в бедственном состоянии, а вот Кутузов взял и как жахнул этих французов до самого Парижа!

Немец?

А если недооценить своего героя, его присвоят другие...

И вот в 1841 году, внимание, немцы устанавливают бюст нашего Михаила Богдановича в зале славы германского народа и германского духа! До сих пор некоторые немцы считают Барклая своим героем. Хотя на самом деле Михаил Богданович имеет шотландские корни, его дальние предки бежали в Прибалтику, в Ригу, которую взял Пётр, вот так давние родственники Барклая стали русскими подданными.

-4

Барклай при жизни не любил когда его звали немцем. Однажды произошёл конфликт на этой почве, когда в августе 1812 года русская армия воссоединилась и многие давили на Михаила Богдановича из-за его якобы немецкой крови, чтобы он не отступал а пошёл в контрнаступление на врага. Тогда Барклай поссорился с Петром Багратионом, грузином по национальности. И ведь оба они русские и готовы были умереть за Россию.

Так кем же был Барклай-де-Толли для России

Ненависть к Михаилу Богдановичу проявлялась по-разному и в основном она была связана с долгим отступлением, а потом и вовсе смещением с поста и заменой на Кутузова, это было достаточно унизительно.

А ведь молодой Михаил прошёл долгий тридцатилетний путь от корнета до генерал-лейтенанта, попутно отличаясь в каждой кампании, где принимал участие. В 1809 году Александр I произвёл его в генералы, через год сделал военным министром. Это повышение впервые возмутило коллег, ведь 46 генерал-лейтенантов, которые стояли в списке на повышение впереди него, вовсе не были рады такому жесту. С того момента и началась накапливаться та желчь и ненависть к генералу Барклаю-де-Толли. Офицеры недолюбливали его, солдаты наоборот.

Почему Александр присвоил Михаилу звание генерала?

Он упирался на вполне логичные факты - битва при Прейсиш-Эйлау 1807 г, где Барклай-де-Толли отличился своими контрнаступательными действиями, которые привели к более позитивным результатам битвы, он при этом прикрыл отступление русской армии. В этой битве Михаил Богданович был серьёзно ранен, а во время его пребывания в госпитале, его навестил сам император, который услышал от будущего генерала интересную мысль по поводу возможной тактики в случае нападения превосходящих сил противника на Россию. Александр знал, что Наполеон рано или поздно придёт в Россию.

-5

К слову, в Швеции в 1809 году Барклай совершил бросок по Ботническому заливу до самого Стокгольма по льду, что привело к очень выгодным политическим последствиям.

-6

Барклай-де-Толли спас Россию

Император сделал ставку на Михаила Богдановича и не прогадал. В 1810 году Барклай начал очень серьёзную подготовку к обороне, запасался продовольствием и припасами. После начала войны именно Барклай был инициатором идеи сдать Москву:

«Москва — не более как точка на карте Европы. Я не совершу для этого города никакого движения, способного подвергнуть армию опасности, так как надобно спасать Россию, а не Москву»

Поэтому именно грамотные действия Барклая-де-Толли за два года до войны и в её начале позволили Кутузову в итоге уничтожить в разы превосходившего противника в его логове.

М. И. Кутузов и М. Б. Барклай-де-Толли - два кузнеца, сковавших великую победу над всей Европой!

-7

Александр Сергеевич Пушкин:

"Одно стихотворение, напечатанное в моем журнале, навлекло на меня обвинение, в котором долгом полагаю оправдаться. Это стихотворение заключает в себе несколько грустных размышлений о заслуженном полководце, который в великий 1812 год прошел первую половину поприща и взял на свою долю все невзгоды отступления, всю ответственность за неизбежные уроны, предоставив своему бессмертному преемнику славу отпора, побед и полного торжества. Я не мог подумать, чтобы тут можно было увидеть намерение оскорбить чувство народной гордости и старание унизить священную память Кутузова; однако ж меня в том обвинили… Неужели должны мы быть неблагодарны к заслугам Барклая де Толли потому, что Кутузов велик? Ужели, после 25-летнего безмолвия, поэзии не дозволено произнести его имя с участием и умилением? Вы упрекаете стихотворца в несправедливости его жалоб; вы говорите, что заслуги Барклая были признаны, оценены, награждены. Так, но кем и когда?… Конечно, не народом и не в 1812 году. Минута, когда Барклай принужден был уступить начальство над войсками, была радостна для России, но тем не менее тяжела для его стоического сердца. Его отступление, которое ныне является ясным и необходимым действием, казалось вовсе не таковым: не только роптал народ, ожесточенный и негодующий, но даже опытные воины горько упрекали его и почти в глаза называли изменником. Барклай, не внушающий доверенности войску, ему подвластному, окруженный враждой, язвимый злоречием, но убежденный в самом себе, молча идущий к сокровенной цели и уступающий власть, не успев оправдать себя перед глазами России, останется навсегда в истории высоко поэтическим лицом"