Лиза была симпатичной мамой 4х летнего ребенка. Слегка выше среднего роста, темные волосы, короткая, асимметричная стрижка, карие глаза. Симпатичная девушка с тревожным взглядом. Жила она в квартире, которую ей оставил муж. А ушел он из-за ребенка, которому все специалисты ставили диагноз "аутизм". Роме скоро должно было исполниться 4 года. Такой же темненький, глаза как вишенки. Не обращая ни на кого внимания, неспешно нарезал по комнате круги, махая руками. На окружающих особо не реагировал.
Но у него не было протестного поведения. Согласился по требованию мамы сесть за стол и ловко сложил несколько фигурок, собрал пирамидку, вставил фигурки в нужные места. Было очевидно, что интеллект у него в норме. Но это мне очевидно. А маме во всех центрах, где они были на обследованиях говорили, что ребенок очень тяжелый и глубоко умственно отсталый. "И вообще, вы молодая, родите себе другого, а этого сдайте". Мол умственно отсталый аутист - это абсолютно безнадежный вариант.
Мне Лиза рассказывала, как они ходили по центрам, как она доверила ребенка матери, та развела такую гиперопеку, что малыш даже не мог одеть штаны и сесть на горшок. Как ушел муж от такого напряга - проживания в одной квартире с безнадежным идиотом, как его родители отказались от внука. А я в это время прокручивала в голове все возможные нарушения, которые могут быть у ребенка, пыталась найти ему место в диагностической схеме. Судя по невербальным тестам на УО он не похож. Слух? Да, он слышит, на имя отзывается - не глухой. На контакт идет, задания выполняет - не аутизм, но аутических черт много. Все сходилось к тому, что это сенсорная алалия.
Я уже готова была распрощаться и уйти, скорее всего вряд ли меня выберут как репетитора. Я не умею наводить тень на плетень, у меня нет регалий, нет опыта работы с аутичными детьми. Но видимо что-то во мне Лизу привлекло, она вцепилась в меня мертвой хваткой. Возможно потому, что я сказала, что у ребенка нет умственной отсталость, нет никакого аутизма. Он хорошо реагировал на меня, если слово реагировал к нему применимо, у него было "полевое" поведение. У меня были массажные зонды и ребенок не возражал против массажа. Как потом Лиза сказала: "Знали бы вы, скольким логопедам пришлось отказать". Рома был категорически против занятий с ними. Что неудивительно, как правило они не готовы к такой категории детей. А я как раз только что обучилась в Ассоциации Монтессори. Мы стали с Ромой играть водой, крупами. Воду он очень любил.
Радость он выражал так, что начинал трясти ладошками как птичка, которая вот-вот взлетит. Лиза не переносила это, ей казалось, всем сразу становится ясно, что у нее "ненормальный ребенок". Мне пришлось по совместительству выполнять роль психотерапевта и семейного психолога. Убеждать, что это все пройдет. Так в общем-то и вышло. Через год у Ромы появились первые звуки и слоги, а затем слова.
Долгое время он не мог вообще произносить звуки по подражанию, никакие. Только речевые тики. Когда он радовался и тряс руками, у него получалось что-то типа "та-та-та", "па-па-па" и "ога-ога". Мы с ним переиграли во все игры, что были у них дома и у меня. Лепили, рисовали, клеили, сначала Рома только дотрагивался пальчиком, потом стал стал что-то делать. Слушали песенки и повторяли движения руками, телом, пальчиками. Логоритмика дала большой сдвиг в плане общения.
Рома стал замечать, что вокруг есть другие люди и с ними можно общаться, пока жестами и мимикой. Когда он смог повторять какие-то звуки, пошли звукоподражания, он стал мычать, мяукать, квакать. Все родственники чуть не расплакались от радости. После этого мы стали с ним учить буквы и читать слоги. Ставили звуки, которые он не произносил, в общем пошла обычная "звуковка".
Вскоре Лиза познакомилась с Сергеем. Они стали жить вместе. Сергей заставлял Рому повторять слова, например, "Дай сок". И не давал, пока малыш не скажет. И Рома стал говорящим. Его взяли даже в сад. До этого Лиза чуть ли не плакала каждый раз: "Его никогда не возьмут ни в один сад и я не смогу работать, нам не на что будет жить". У них была история, когда они ходили в группу кратковременного пребывания. Закончилось все тем, что дети прыгали вокруг него, показывали пальцами и кричали: "Он не разговаривает". А тут все пошло хорошо.
Ну и тут поняла, что надо уходить. Просто я так устала быть одной в трех лицах - логопедом, психологом и психотерапевтом, а получать деньги только за одного. Потом я наблюдала со стороны Лизу с Ромой в супермаркете. Она спрашивала, он отвечал. Да, конечно, как робот, монотонно, но говорил. А мог бы остаться на всю жизнь немым или косноязычным, мне попадаются такие дети в 8 и в 9 лет, алалики, которым не ставили звуки и не вызывали у них речь, это печально. Надеюсь что Ромы с Лизой все будет хорошо и дальше. А биопапа наверно еще пожалеет, что оставил такого славного мальчика.
Еще история про проблемы с речью с хорошим концом https://dzen.ru/media/id/5d004319599c5e00add17897/nashemu-solnyshku-tam-ne-mesto-tuda-hodiat-nedorazvitye-deti-kotorye-sovsem-ne-umeiut-ni-govorit-ni-dumat-ni-v-tualet-hodit-ujas-649b1af523b52144e579dd92
Еще здесь вы можете узнать о проблемах с речью и как с этим бороться
https://www.youtube.com/channel/UCNkwKWU8G3ZiukJwB6LSu8Q
https://instagram.com/logopediks_